Если верховная рада примет новый закон о подоходном налоге, граждане украины будут отдавать государству меньше денег
Самые важные и болезненные социальные вопросы начинают активно обсуждаться парламентариями почему-то накануне выборов. В другое время депутаты либо вообще не обращают внимания на соответствующие законопроекты (которые иногда годами лежат в комитетах), либо быстро их рассматривают, внося более сотни замечаний и отправляя на доработку
А вот накануне выборов депутаты настолько активизируются, что порой готовы кардинально изменить всю систему экономической жизнедеятельности страны. К примеру, на днях один из парламентариев сделал «открытие»: с нас-де неправильно удерживают налоги.
«Подоходный налог составляет 70 процентов всех доходов местных бюджетов»
Позиция автора этой идеи такова: в Декрете «О подоходном налоге с граждан» суммы дохода (к которым применяется та или иная ставка) измеряются не в необлагаемых минимумах (как это делается сейчас), а в минимальных зарплатах. Если учесть, что необлагаемый минимум составляет 17 грн. , а минимальная зарплата -- 118 грн. , то сумма «несправедливо» уплаченных нашими согражданами налогов будет достаточно велика. Поэтому автор предложил гражданам отстаивать свои права в судебном порядке. Проще говоря, подавать иск против налоговых органов, чтобы вернуть свои незаконно удержанные из зарплаты деньги.
Случай, действительно, уникальный Ведь подоходный налог платят все работающие жители страны. А значит, на возврат денег смогут рассчитывать миллионы людей. Однако декрет действует с 1993 года. Почему же этот вопрос не всплыл раньше? За разъяснениями «ФАКТЫ» обратились к начальнику Главного управления налогообложения физических лиц Государственной налоговой администрации Украины Сергею Лекарю:
-- Дело в том, что в декрете (который вступил в силу с начала 1993 года) понятия минимальная зарплата и не облагаемый налогом минимум рассматривались как тождественные величины. Так, в данном документе указано: «Совокупный налогооблагаемый доход уменьшается на сумму, которая не превышает размера минимальной месячной заработной платы (необлагаемый минимум)». Но ведь с января по июнь 1993 года размеры минимальной зарплаты и необлагаемого минимума были одинаковые -- 4600 карбованцев.
Впоследствии указом Президента с 1 октября 1995 года была введена новая (более лояльная) шкала ставок налога с доходов, измеряемых в необлагаемых минимумах. Этой шкалой мы сейчас и пользуемся.
-- Что значит -- более лояльная?
-- Во-первых, были снижены ставки налога. Так, до принятия указа максимальная ставка несколько раз менялась, она составляла 50%, 60%, а одно время и 90%. Указ снизил ее до 40%.
Во-вторых, и минимальная зарплата, и необлагаемый минимум после принятия декрета регулярно повышались. Но не равномерно. Так, к июню 1993 года необлагаемый минимум составил 6900 крб. , а минимальная зарплата -- 4600 крб. А в сентябре 1996 года (после введения гривни) минимальная зарплата составила 15 грн. , а необлагаемый минимум -- 17 грн. Таким образом, вплоть до 1998 года минимальная зарплата была ниже необлагаемого минимума. И это воспринималось как должное.
-- А в 1998 году ее повысили? До какого размера?
-- Минимальную зарплату повысили достаточно резко -- с 15 до 45 грн.
-- Ну вот, именно тогда и можно было бы поднять вопрос о возвращении к измерению доходов (для их последующего налогообложения) в минимальных зарплатах
-- Можно было бы Но только при комплексном подходе к нейтрализации всех возможных последствий. В первую очередь речь идет о нуждах бюджета. Хочу отметить, что подоходный налог является одним из важнейших поступлений бюджета. Более того, он составляет около 70% всех доходов местных бюджетов. Слепое увеличение сумм, не подлежащих налогообложению, могло бы привести к катастрофическим последствиям.
-- К каким именно?
-- Например, из средств местного бюджета финансируются школы, больницы, учреждения культуры. Выплачиваются зарплаты врачам и учителям, а также многие виды социальной помощи. И если в промышленных районах отсутствие поступлений от подоходного налога могли бы хоть как-то скомпенсировать за счет других отчислений, то в сельской местности бюджеты просто останутся ни с чем.
Поймите правильно, налоговая служба не против увеличения не облагаемых налогом сумм. Однако нужно подойти к решению этой проблемы комплексно. Например, было бы логично уменьшить поступления от налога и вместе с тем сократить расходы бюджета (чтобы расходы соответствовали реальным доходам).
-- Но на это никто не пойдет!
-- Тогда есть другой путь: упразднение большинства льгот, которыми пользуются наши сограждане в части уплаты подоходного налога
Кроме того, нужно отметить, что в не облагаемых налогом минимумах исчисляются размеры всех административных санкций и взысканий! Представьте, что будет, если сразу увеличить эту величину с 17 до 118 гривен
И последнее. Как я уже говорил, до 1998 года минимальная зарплата была меньше необлагаемого минимума. Так что нам придется не только возвращать «излишне» насчитанные (с 1998 года) суммы налога, но и взыскивать «недоначисленные» суммы (с 1993 до 1998 года)
«Если предложение парламентария поддержат суды, государство будет вынуждено вернуть от 6 до 10 миллиардов гривен»
-- Кстати, а сколько государство должно будет вернуть в случае, если это депутатское предложение поддержат суды?
-- Приблизительные подсчеты показали, что сумма возврата составит от 6 до 10 миллиардов гривен (в зависимости от того, будет ли приниматься решение о доначислении за предыдущие годы налога с граждан и дополнительном взыскании налога по прежней шкале или же возврата денег потребуют от государства в одностороннем порядке).
-- А сколько дает подоходный налог бюджету?
-- В 2000 году поступления в бюджет подоходного налога составили 6,4 млрд. грн. Именно поэтому увеличение необлагаемого минимума до уровня минимальной зарплаты (без принятия каких-либо других, компенсирующих этот шаг, решений) будет иметь достаточно неприятные для общества последствия.
-- Что же делать?
-- Проблему разрешить можно. С 1997 года в парламенте лежит законопроект, предусматривающий изменение подходов к налогообложению доходов наших сограждан (кстати, эти же предложения отражены в проекте Налогового кодекса). И если бы депутаты хотели улучшить жизнь украинцев, то в первую очередь им стоило бы обратить внимание на законный путь решения данной проблемы.
-- То есть рассмотреть закон А что именно в нем предлагается?
-- Законопроектом предусмотрено введение двух ставок подоходного налога -- 10% и 20% (см. таблицу). Причем определять шкалу ставок предлагается (напомню, что это только проект) исходя из величины прожиточного минимума. Сейчас он составляет в среднем 311 грн. на одного человека в месяц. Таким образом, доход в размере до двух прожиточных минимумов (то есть до 622 гривен) предлагается облагать по ставке 10%. А выше -- по ставке 20%.
А не облагаемый налогом минимум доходов граждан, возможно, будет вообще исключен из системы обложения доходом физических лиц. То есть он будет существовать, но применять его станут только в административных целях. Например, для исчисления штрафов. Причем размер его останется прежним -- 17 гривен.
«Все иски против налоговых органов были проиграны»
-- Так что, после принятия законопроекта под обложение налогом подпадут все суммы доходов без исключения?
-- Вовсе нет. Планируется ввести социальную льготу -- уменьшение суммы налога на определенный процент минимальной зарплаты, в случае, если доход человека не превышает определенной суммы. Предположительно, размер льготы составит 10%. А порог -- два прожиточных минимума.
-- Как это будет выглядеть?
-- К примеру, человеку начислили зарплату в размере 500 грн. (в том числе 50 грн. подоходного налога, так как эта сумма подпадает под ставку 10%).
Если льгота будет распространяться на суммы ниже двух величин прожиточного минимума (622 грн. ), то доход в 500 грн. подпадет под ее действие. Тогда сумма налога уменьшается на 11,8 грн. (то есть на 10% минимальной зарплаты, которая в настоящее время составляет 118 грн. )
50 грн. — 11,8 грн. = 38,2 грн.
Таким образом, человек уплатит в бюджет только 38,2 грн. из своей зарплаты.
Кроме того, законопроект предусматривает предоставление дополнительных льгот наименее обеспеченным слоям населения: ветеранам войны, инвалидам, многодетным семьям.
-- Каких именно льгот?
-- Уменьшения суммы начисленного налога на определенный процент минимальной зарплаты (10%, 15%, 20% и так далее).
-- То есть из этих 38,2 грн. могут вычесть еще некую сумму, если плательщик имеет право на льготу по своему социальному статусу? Например, если он инвалид?
-- Можно сказать и так. Таким образом, после принятия законопроекта льгот по налогообложению будут лишены только те, кто пользовался ими по профессиональному признаку. Малообеспеченные люди от этого не пострадают и даже выиграют за счет снижения ставок.
-- Однако вернемся к депутатским предложениям Были ли случаи, когда люди обращались в суд по поводу того, что налог исчисляют исходя из необлагаемого минимума, а не из зарплаты?
-- Такие случаи были. Однако могу отметить, что на сегодняшний момент все иски против налоговых органов по этому поводу проиграны.
1476Читайте нас у Facebook