Бортовой компьютер нового украинского трамвая контролирует движение и записывает информацию в «черный ящик»
В августовские дни на трамвайных остановках Дарницы разворачивались жаркие дискуссии. Обсуждался вопрос, что за чудо появилось среди привычных желто-красных трамваев. Пессимисты считали, что новая машина -- экспериментальный экземпляр и киевлянам никогда не выпадет счастье прокатиться на таком красавце, а оптимисты в восхищении показывали водителю большой палец, мол, все отлично, и норовили подняться в салон.
Довольно долго мало кто задумывался над тем, что трамвай -- один из самых недорогих, доступных, быстрых и, главное, экологически чистых видов транспорта. Об этом ярко свидетельствует тот факт, что в 1998 году Украина купила только один (!) трамвайный вагон. Однако когда загазованность городских улиц значительно превысила допустимые нормы, а все эксплуатируемые в стране трамваи отработали свой срок, власти всерьез задумались над этой проблемой. В результате на свет появилась правительственная программа по производству трамваев в Украине, которая предусматривает постепенную замену чешских узлов и деталей отечественными.
-- В западно-европейских странах несколько десятилетий назад трамвай тоже переживал не самые лучшие дни, -- рассказывает Виктор Крат, заместитель генерального директора предприятия «Татра-Юг», выступившего инициатором создания в Украине собственного трамвая. -- Но сейчас в Люксембурге, Германии, Бельгии, Англии и Чехии электротранспорт, особенно трамвай, считается самым современным видом транспорта.
Возрастающие в геометрической прогрессии транспортные проблемы в крупных городах Украины требуют новых решений. Покупка подержанных машин и строительство дорогостоящего метрополитена -- это не выход из сложившегося положения. Даже в Лос-Анджелесе с недавнего времени прекращено строительство новых линий метро и ведется разработка наземного рельсового электротранспорта.
В производстве нового трамвая, который назвали «Киев», участвовало более десяти украинских заводов и конструкторских бюро. Большую помощь оказали москвичи, чехи и немцы. А основной объем работ выполнял днепропетровский «Южмаш».
-- Чем же отличается новый трамвай от своих предшественников?
-- Основные преимущества украинского трамвая, -- отметил Виктор Крат, -- применение новейших технологий и материалов, антикоррозийных и лакокрасочных покрытий, обеспечивающих надежность и безопасность движения. Максимальная скорость этого трамвая -- 65 км в час.
Сейчас «Киев» проходит испытания и обкатку в Дарницком трамвайном депо и выглядит на фоне старых облупленных собратьев настоящим инопланетянином. Причем внешний вид вагона ничуть не уступает внутреннему -- мягкие сиденья, большие окна, система вентиляции и обогрева Ну, а самой непривычной деталью украинского трамвая является бортовой компьютер, осуществляющий диагностику и контролирующий движение и тормоза. Имеется даже «черный ящик», как у самолета, который в случае аварии поможет разобраться в ее причинах. Более того, в недалеком будущем появятся спутниковые системы, регулирующие скорость и интенсивность движения городского пассажирского транспорта.
Но украинские разработчики не остановились на усовершенствовании вагонов. Было решено обновить всю «трамвайную» систему в стране.
-- Престижным и популярным трамвай не стал именно из-за шума и вибрации, которые создавали помехи для движения других видов транспорта, -- сказал Виктор Крат. -- А их причиной была устаревшая конструкция путей. Но украинские специалисты разработали новые конструкции трамвайных путей, которые не только в несколько раз снижают уровень шума и вибрации, но и избавляют от блуждающих токов, вызывающих коррозию подземных коммуникаций. Кроме того, строительство таких путей позволит значительно расширить проезжую часть дороги.
Кстати, мягкий ход трамвая корреспонденты «ФАКТОВ» решили опробовать на себе. «Киев» тронулся, мы по привычке крепко ухватилась за поручни и ничего! Таким мягким ходом, наверное, не может похвастаться ни один вид общественного транспорта.
Но самое главное, что, создав свой трамвай с использованием новейших технических достижений, Украина вошла в число 10 стран -- производителей трамваев нового поколения и стала в этой отрасли лидером в СНГ. Остается только дождаться, когда закончатся испытания и «Киев» появится на улицах украинских городов.
383Читайте нас у Facebook