Чтобы сыграть сложное музыкальное произведение, незрячей 6-летней юле достаточно один раз его услышать
«Мы все еще надеемся на невероятный прогресс медицины»
В тот день, когда мы с фотокорреспондентом пришли в гости, Юля занималась с учительницей музыки. Девочка сразу же уловила, что в доме появились чужие люди, ее насторожили щелчки фотокамеры. И это мгновенно отразилось на ее игре -- мелодия стала более сухой.
Если бы я не знала, что Юля не реагирует даже на свет, то вряд ли поняла бы это сразу. У нее красивые, всегда широко раскрытые карие глаза. Слепоту выдают неуверенные движения и походка. Только за пианино девочка совершенно спокойна и моментально находит нужную клавишу -- как будто видит их расположение.
-- Юлечка, ну что же ты сидишь на самом краю стульчика! -- бабушка Галина Григорьевна попыталась поставить стул ровно и по центру пианино. Но девочка тут же утянула его обратно к правому концу клавиатуры и села на самый краешек. «Бывает, Юле удобнее заниматься стоя. А недавно она играла и танцевала одновременно», -- говорит учительница музыки Людмила Телятник.
Когда я попыталась познакомиться с Юлей, она взяла меня за руку и потянула к пианино.
-- В незнакомых людях ее прежде всего интересует, какие они музыканты, -- объясняет Людмила Анатольевна. -- Мы с ней практически не разговариваем. Общаемся с помощью звуков, мелодий. Занятия с Юлей я никогда не планирую: это зависит не от меня -- от ее настроения и желаний. Она может целый урок играть гаммы, а может слушать новые мелодии и повторять их -- у девочки великолепная память.
-- Когда Юле было два с половиной месяца, мы обратили внимание, что она все еще не фиксирует взгляд на предметах, -- вспоминает Галина Григорьевна. -- Обратились за консультацией к специалистам, и они поставили диагноз: атрофия зрительных нервов обоих глаз. Знакомые сказали, что Юля никогда не будет видеть. Честно говоря, мы все равно верили в чудо. И все еще надеемся на невероятный прогресс медицины.
За первые два года родители Юли объездили всех известных врачей-офтальмологов не только Украины, но и России. Те беспомощно разводили руками. Сейчас малышка состоит на учете в киевском Центре микрохирургии глаза, где ее регулярно обследуют. Родители беспокоились, что Юля замкнется в своем темном мире. Однако получилось иначе.
-- Я очень любила петь Юле, чаще всего песню «Голубка», которую когда-то исполняла Клавдия Шульженко, -- продолжает бабушка. -- Когда внучке было года три, ей подарили небольшой игрушечный синтезатор, работающий от батареек. И Юля буквально сразу же сыграла мелодию «Голубки»! Это было неожиданностью для всех нас Вскоре Юля стала играть более серьезные мелодии. Моя дочка тоже иногда садится за инструмент (она окончила музыкальную школу) и однажды сыграла на синтезаторе «Полонез» Огинского. Юля тут же повторила -- точь-в-точь!
«По сравнению с этой слепой девочкой мы все -- глухие»
Юля не расставалась с синтезатором: примостит его на стульчик или другую какую-то опору -- и упражняется. Прекращала играть, только когда садились батарейки: девочка не выносит фальшивой мелодии. А однажды случился курьез. Юля с родителями отправилась в гости к семье, где 12-летняя девочка занималась игрой на фортепиано. Услышав звуки, издаваемые инструментом, малышка заявила: «У твоего синтезатора батарейки садятся!» Она моментально услышала, что фортепиано расстроено.
-- Юлечка замечает легчайшее искажение звука, -- говорит Людмила Телятник. -- По сравнению с этой слепой девочкой мы все -- глухие. А сложное произведение ей достаточно услышать один раз, чтобы повторить.
Пианино появилось в доме два года назад. Вначале девочка боялась его. Когда мама начинала играть на инструменте, Юля кричала. Но мама нашла выход: сев за пианино, посадила себе на колени дочь, положила ее маленькие ручонки на свои Когда Вита закончила произведение, малышка повторила мелодию! С того времени Юля целыми днями не отходит от новой «игрушки».
-- О Юле как о девочке с отличным слухом мне рассказал мастер, который настраивал инструмент. Честно говоря, тогда я не думала заниматься с ней, -- признается Людмила Анатольевна. -- За двенадцать лет моей педагогической практики такого случая не было. Но решила посмотреть на малышку. И теперь прихожу в этот дом три раза в неделю.
В музыку Юля вплетает даже щебетание птиц за окном
Знакомство с ученицей происходило весьма своеобразно. Людмила Анатольевна села за пианино и стала наигрывать разнообразные мелодии. Юля подошла, внимательно прислушиваясь. Затем сама вскарабкалась на руки учительнице. М вскоре девочка неожиданно начала играть вместе с ней, повторяя сыгранные мелодии, «помогая» своими импровизациями на ходу, предлагая собственные композиции
-- Юля не только сама сочиняет -- она вырабатывает собственный музыкальный «почерк» и всегда, в любую мелодию привносит что-то свое, -- удивляется учительница. -- Как-то весной во время урока скворцы за окном вили гнездо и громко «переговаривались». Их щебетанье Юля моментально вплела в ту музыку, которую мы играли.
Долгое время Людмила Анатольевна и ее ученица играли за одним пианино, как это и принято. Но вскоре пришлось родителям девочки взять напрокат еще один инструмент. «Мы уже не помещались за одним: Юля буквально сразу подхватывала музыку, которую я ей предлагала, и вся клавиатура оказывалась в ее власти, -- описывает «творческий процесс» Людмила Телятник. -- Правда, малышка с неохотой отпустила меня к другому пианино. Но очень быстро поняла, насколько больше появилось у нее возможностей. »
-- Какую музыку она любит?
-- Баха, Бетховена. Очень долгое время играла только «Турецкий марш» Моцарта. Эти композиторы писали довольно сложную музыку, но ведь и девочка весьма необычна! Я смело могу сказать, что она гениальна, но для родителей это -- колоссальные труд и огромная ответственность, -- несмотря на протестующие жесты Юлиной бабушки, Людмила Анатольевна несколько раз повторила эти слова. -- У нее богатый внутренний музыкальный мир, но она остается ребенком, который любит побаловаться и ищет выход для своей энергии. Девочка долгое время не хотела даже слушать минорные произведения и играет с лучшим настроением в солнечную погоду, которую, мне так кажется, прекрасно ощущает. А разозлить Юлю может то, что ее руки все еще слишком малы, чтобы взять сложный аккорд на нескольких клавишах. Тогда она может стукнуть по пианино ногой так, что, кажется, вот-вот проломит его. Что говорит о ее характере пианиста: она может миллион раз повторять один и тот же кусочек произведения, пока не найдет нужные ей интонации.
Внезапно из комнаты, где находилась Юля, послышались странные странные звуки -- стук, скрип
-- Это она на кресле прыгает, -- объяснила Галина Григорьевна. -- Юле очень важно из всего извлекать звуки. Ведь так она «видит» окружающий мир. Но любит и тихо поваляться в кровати родителей. Делает в одеяле норку, прячется в нее, укутывается
Плохо, конечно, что Юля почти не общается с ровесниками. Во время прогулок дети подходят к ней, тянут побегать, зовут поучаствовать в какой-нибудь игре. Но ведь она не может этого сделать, и интерес к ней попадает. А некоторых пугает то, что она пытается потрогать лицо своего нового знакомого, чтобы «увидеть» его.
Девочка продолжала играть, даже когда урок закончился. Я собралась уходить -- и тут она потребовала у взрослых недавно подаренную ей игрушку: телефон, в котором записано несколько мелодий. Уж очень забавляют Юлю эти звуки. Ведь их можно потом повторить на пианино
Читайте нас у Facebook