Российские ученые открыли совершенно новый источник энергии?

0:00 7 серпня 2001
Под руководством лауреата Ленинской и Государственной премий СССР Валериана Соболева совершена либо революция в науке, либо одна из грандиознейших научных ошибок

На заявление доктора технических наук Валериана Соболева, возглавляющего Волгоградский НИИ материаловедения Российской АН, одним из первых откликнулся известный российский физик академик Сергей Капица. В интервью агентству «Интерфакс» он заявил, что это «добросовестное или недобросовестное заблуждение. К тому же, обнародованные данные не дают представления о том, что сделано учеными. Если бы студент таким образом защищал лабораторную работу, я бы поставил ему «кол»… Значит, заявление Соболева -- всего лишь «мыльный пузырь»?

Заместитель директора Института физики Национальной АН Украины доктор физико-математических наук Иван Блонский считает, что категоричные оценки заявлениям Соболева давать пока не стоит.

-- Профессор Соболев заявил о сделанных под его руководством семи открытиях в области новых источников энергии, -- говорит Иван Блонский. -- Ни один из его выводов не вписывается в сложившиеся ныне представления о неживой природе. Соболев -- лауреат Ленинской и Государственной премий СССР. В советские годы это являлось признанием значительных заслуг. Но работы Соболева были далеки от физики: под его руководством разрабатывался… тягач для нынешней новейшей ракеты «Тополь».

Тем не менее очень многие выдающиеся открытия были сделаны вопреки единодушному мнению ученых, в том числе неспециалистами в данной области знаний. Классический пример -- открытие распада ядра. Его авторами стали не физики, а химики. Размышляя об этой истории, известный физик Милио Секре написал: «Ранние публикации о ядерном распаде -- это смесь ошибок и правды». Кто может гарантировать, что мы не столкнулись с подобным в выводах Соболева?

Открытие квантовой природы энергии, приведшее к революции в физике в начале XX века, связано с именем выдающегося ученого Планка. В своих работах он скорее угадал, чем доказал квантовость. Что это -- наитие, грандиозное везение? Ответа на этот вопрос нет.

Другой пример, связанный с той же квантовой физикой: диссертацию по ней подготовил в 1925 году тогда совсем еще молодой Луи де Броль. Ознакомившись с ней, Эйнштейн написал Борну: «Написана солидно. Прочтите, хотя создается впечатление, что ее автор -- сумасшедший».

-- Нет ли у вас как у физика предчувствия, что в «вашей» области знаний назревает переворот?

-- Накапливаются результаты исследований, пока необъяснимые с помощью существующих физических теорий. Некоторые ученые пытаются доказать существование так называемого холодного термоядерного синтеза. Напомню, в 1989 году американские профессора Стенли Понт и Мартин Флейшманн сообщили об эксперименте, при котором ядерная реакция проходила без выделения смертоносного излучения. Чтобы проверить такую возможность, в США и других странах истратили колоссальные суммы, и только недавно в Америке прекратили финансирование этих работ как бесперспективных. Однако некоторые ученые, в том числе в Украине, продолжают эксперименты по холодному ядерному синтезу.