Спешащие на работу киевляне избили водителя «маршрутки» за то, что он отказался везти стоящих пассажиров
Человек, получивший травму в перегруженном маршрутном такси, может подать жалобу в Союз защиты прав потребителей
Весь Киев оплетен сетью маршрутов микроавтобусов, благодаря которым жители спальных районов в считанные минуты доехать до метро или до центра города. Даже стоимость проезда, в два--четыре раза превышающая тарифы общественного транспорта, окупается удобством и скоростью.
Но, к сожалению, так бывает не всегда. По городу ездит немало «маршруток», которые не могут обеспечить даже минимальный комфорт для пассажиров. К примеру, людям среднего роста приходится прижимать колени чуть ли не к ушам, чтобы устроиться на сиденье. Есть машины, окна которых наглухо задраены, как в подводной лодке, или их открытие вообще не предусмотрено. Мало того, даже на крышах машин нет вентиляционных люков. Может быть, зимой такая герметичность и оправдана, однако в теплое время года, тем более в жару, которая на протяжении целого месяца мучила горожан, находиться в салоне машины просто невыносимо. Кто же контролирует качество услуг, предоставляемых маршрутными такси, и каким образом на дорогах появляются автомобили, совершенно неприспособленные для перевозки людей?
Как сообщила «ФАКТАМ» заместитель начальника отдела сферы услуг Союза защиты прав потребителей Татьяна Чайковская, сотрудники Союза регулярно инспектируют городские автотранспортные предприятия, выезжают на внезапные проверки в места стоянок «маршруток», рассматривают жалобы пассажиров.
Экипировка автомобиля, санитарные нормы, правила перевозки, права и обязанности водителя и пассажиров регулируются целым сводом инструкций: Правилами предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, Законом «Об автомобильном транспорте», разнообразными ГОСТами. На основе этих документов и разрабатываются требования к «маршруткам», их владельцам и водителям.
Однако, строго следуя букве закона, водитель значительно уменьшает свой заработок. Например, в маленьких маршрутных такси категорически запрещено провозить стоящих пассажиров. Но людям, спешащим на работу, некогда думать о собственной безопасности, и в часы-пик в салон набивается народу не меньше, чем сельдей в бочку. А водитель за одну «ходку» получает почти в два раза больше денег. Союз защиты прав потребителей однажды провел эксперимент, потребовав от водителей «маршруток» не брать стоящих пассажиров. Закончилось все весьма плачевно. Люди, желающие срочно ехать, просто сломали дверь машины и избили водителя, которого со множественными ушибами «скорая» доставила в больницу. Больше Союз защиты прав потребителей таких опытов не проводил, решив, что пассажиров в автобусы никто насильно не тащит.
Большим неудобством для граждан оборачивается стремление водителя усадить в салоне как можно больше людей. Лишние места не только мешают входу и выходу, но и не позволяют нормально сидеть даже людям среднего роста, не говоря уже о более высоких. Оказывается, сертификат качества автомобиля гарантирует полное соответствие его экипировки всем ГОСТам (а к пассажирским перевозкам должны допускаться только сертифицированные машины). Союз защиты прав потребителей пытается контролировать и этот вопрос. Но информация о грядущих проверках вовремя просачивается к заинтересованным лицам, и в результате в «день икс» в автопарках и на маршрутах можно увидеть только машины с сертификатами качества. А где-нибудь под забором на территории АТП вдруг обнаруживается гора в спешке отвинченных сидений и спинок.
Что же делать пассажиру, получившему травму в перегруженном маршрутном такси? Можно написать жалобу, указав в ней номер машины и маршрута, место, где случилось несчастье, фамилию водителя и подробное описание происшествия. Желательно, чтобы жалобу подписали свидетели. Затем нужно заглянуть в травмпункт, где врачи засвидетельствуют синяки. Документ можно отправить в Союз защиты прав потребителей или в Управление транспорта и связи Киевской госадминистрации, которое выдает лицензии на предоставление пассажирских услуг и должно контролировать соответствие автопарков всем нормативным документам.
Кстати, затевать это дело стоит только в том случае, если пострадавший в машине сидел, поскольку стоящие сами во всем виноваты. Но получить моральную и материальную компенсацию очень сложно. Как правило, человек получает ответ, что указанная в жалобе машина в списках Управления транспорта не значится, следовательно, наказать виновного не представляется возможным. А получается это потому, что по дорогам ездит много частников, которые прикрепляют на переднее стекло микроавтобуса номер особо прибыльного маршрута. Естественно, такие «маршрутки» нигде не числятся, и ни сертификата качества, ни лицензии у их владельцев нет.
Водитель, не получающий зарплату на своем предприятии, вынужден набирать в салон автомобиля побольше пассажиров
Как рассказали корреспонденту «ФАКТОВ» водители «маршруток», каждый шофер в конце смены должен сдать в кассу определенную сумму (в некоторых организациях водители утром платят из своего кошелька, а в течение дня отрабатывают эти деньги). Алексей Г. , работающий на маршруте Троещина--Петровка, говорит, что машина бывает полностью загружена только в одном направлении: утром -- в сторону метро, вечером -- в сторону массива. Поэтому, чтобы выполнить план и заработать какую-то копейку, приходится набирать полный салон пассажиров. Тем более что официальную зарплату месяцами задерживают, да еще и делают из нее вычеты за недовыполнение плана. Водитель «Газели» жалуется, что схема маршрутов не продумана, они перекрывают друг друга, и в результате заработок за целый день иногда не дотягивает и до половины запланированной руководством АТП суммы.
Прокомментировать эту ситуацию мы попросили главу Комитета независимого профсоюза работников транспорта г. Киева Сергея Мамонтова. По его словам, такие проблемы возникают потому, что Главное управление транспорта и связи при Киевской госадминистрации с недавних пор перестало проводить открытый конкурс перевозчиков.
-- Около сорока маршрутов были распределены, минуя конкурсный комитет, -- рассказал Сергей Мамонтов. -- Их схемы никто не разрабатывал, не изучал пассажиропотоки, поэтому и возникают накладки, когда на одних остановках простаивают десятки машин, на других толпятся опаздывающие пассажиры, а по улицам города курсируют пустые «маршрутки».
Вице-президент Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков Виталий Рева отметил, что для решения проблем городских пассажирских перевозок необходимо усовершенствовать транспортную схему крупных городов Украины:
-- Специалисты ассоциации разработали детальный план развития транспортной сферы. План по Киеву мы представили в Управление транспорта и связи. Кстати, Ялта уже начала работать по аналогичному.
Современное состояние рынка пассажирских перевозок не может продержаться долго. Огромное количество действующих маршрутов и мелких АТП не гарантирует качественного обслуживания людей. Необходима централизованная разработка системы пассажирских перевозок.
245Читайте нас у Facebook