ПОИСК
Події

На похоронах погибшего от бандитской пули игоря ткаченко плакали даже мужчины

0:00 14 грудня 2001
Інф. «ФАКТІВ»
Тренера женской баскетбольной команды и вице-президента ассоциации кикбоксинга Украины правоохранители знали под псевдонимом Череп

Похороны вице-президента Ассоциации кикбоксинга Украины, президента женской баскетбольной команды «ТИМ-СКУФ», политика Игоря Ткаченко, известного довольно широкому кругу правоохранителей под псевдонимом Череп, прошли тихо, без особого шика. Правда, людей было много, а в кортеже, тянувшимся за черным лимузином-катафалком, насчитывалось около полусотни «мерседесов», «ауди» и БМВ. Проститься с погибшим и положить на его могилу цветы приехали не только его близкие, но и двое народных депутатов, бизнесмены, спортсмены, журналисты и… оперативники киевской милиции (последние свое присутствие на похоронах не афишировали). Во дворе дома по улице Срибнокильской, где жил и был убит Ткаченко, было не протолкнуться. Как и в церкви Святой Ольги, где отпевали покойника… Бывший спортсмен участвовал в строительстве пяти таких храмов. Снимать траурную процессию у дома убитого и на кладбище фотокору «ФАКТОВ» вежливо, но очень внятно запретил детина двухметрового роста.

С именем Игоря Ткаченко связывают развитие и становление украинского спорта (многие отечественные баскетболисты, боксеры и дзюдоисты с благодарностью вспоминают его как отличного организатора и щедрого мецената), а с его прозвищем -- появление мощной криминальной бригады в Киеве. Чья в том вина, что брошенные родным государством на произвол спортсмены и даже олимпийские чемпионы и победители мировых первенств объединились в группировки, рассудит история. Личности практически всех имевших проблемы с законом спортсменов (Александра Колчинского, Виктора Авдышева, Виктора Дорошенко, Бориса Савлохова и других) далеко не однозначны. Эти люди, имеющие несомненные личные заслуги перед спортом, поддерживали отечественных спортсменов и помогли выжить Украине как спортивной державе, увы, за счет многих и многих невинных.

С уличных разбоев Череп перешел на рэкет

Говорят, о мертвых -- либо ничего, либо хорошо. Но именно после убийства Ткаченко появилась возможность проанализировать, как уходят в тень бывшие спортсмены, за счет чего формируется пресловутый «первый миллион», как трудно бывает вырваться к легальной законопослушной жизни из преступного круга. Для Игоря Ткаченко жизненный круг уже замкнулся, его судьба состоялась, его портрет, написанный черно-белыми красками, завершен. Мир его праху.

Преступная группировка Черепа, состоящая, в основном, из спортсменов-боксеров, заявила о себе как о серьезном бандформировании на закате перестройки, в 1988--1989 годах. Тогда центр Киева, в частности Крещатик (»Крест») и нынешний Майдан Независимости (»Рулетка»), являлся чуть ли не самым криминогенным местом столицы. Одно время прогуляться вечером, особенно в выходные дни, и при этом не стать жертвой банального уличного гоп-стопа тут было весьма проблематично. Бывало, на глазах у десятков киевлян в праздничном мерцании огней Крещатика «хлопцы» вели в подворотню несчастного гостя города в дорогой дубленке или вырывали из рук достопочтенного гражданина туго набитый дипломат. Иногда братки просто забавы ради могли выдернуть из толпы любого не понравившегося им человека и прямо под сенью каштанов избить беднягу и выпотрошить его карманы. Милиция тогда реагировала на беспредел очень вяло. Уличные грабители, наводившие ужас на киевлян, сначала работали порознь, а вскоре начали объединяться, выкристаллизовавшись в устойчивые бандформирования. Одно из таких и возглавил Череп. Будучи в прошлом спортсменом, он находил пополнение своей бригаде среди воспитанников спортивных школ и клубов. К примеру, члены клуба «Боевые перчатки», одним из создателей которого являлся Ткаченко, пополняли не только ряды чемпионов украинского бокса, но и звенья «череповской» организации.

РЕКЛАМА

С уличных разбоев Череп перешел на рэкет. Первыми жертвами вымогательства со стороны «череповцев» стали таксисты, валютчики, фарцовщики и проститутки, работающие при гостиницах «Русь», «Днепр», «Москва», «Украина». С них преступники регулярно брали мзду, зачастую превышавшую доходы, с которых она снималась. С появлением первых кооперативов деньги стали выбивать и у начинающих бизнесменов. При этом использовались любые методы. Самые традиционные из них -- утюг и паяльник. Заработанные деньги шли в общак. А вместе со своей правой рукой в бригаде, ближайшим «соратником» по кличке Москва Череп взлелеял и обучил группу «наперсточников», промышлявших на Крещатике и в наиболее людных местах столицы. В отношениях с другими киевскими бригадами череповцы особо не церемонились, и многие их переговоры завершались массовым мордобоем. Летом 1990 года на «стрелке» с людьми ныне вынужденно отдыхающего в колонии Бориса Савлохова они устроили драку прямо под гостиницей Киев. Тогда синяками, сотрясением мозга и переломами отделались 30 братков из обеих бригад… В этой же драке подручный Савлохова застрелил одного из помощников Черепа.

При содействии международного авторитета группировка Черепа первой наладила «экспорт» украинских красавиц

По информации, полученной нами в столичном УБОП, практически полностью подчинив себе киевскую проституцию, бригада Черепа при содействии международного авторитета Семена Могилевича (Севы), ныне проживающего за рубежом, первой среди киевских группировок сумела наладить «экспорт» украинских красавиц на венгерские и чешские «панели». Тридцать боевиков прибыли в Будапешт в 1990 году и поначалу лишь обеспечивали охрану Севы, но вскоре, «раскрутившись», начали работать на себя. Прежде всего установили контроль над некоторыми местными подпольными борделями и ночными клубами. Кроме того, от череповцев серьезно страдали бизнесмены: как из стран СНГ, так и местные, ставшие жертвами рэкета. Доставалось также челночникам и обычным туристам. В итоге преступный бизнес Черепа настолько расцвел, что стал раздражать не только полицейских (в это время в стране увеличилось количество убийств и других тяжких преступлений), но и местных конкурентов, прибыль которых с приходом на венгерскую землю череповцев значительно уменьшилась. Криминальные разборки между группировками гостей и хозяев территории порой заканчивались перестрелками. После одной из них Череп, спасая свою жизнь, был вынужден бежать из Венгрии. Якобы прихватив при этом большую часть общака. Оставшимся за границей браткам это ох как не понравилось, и вскоре обиженная сторона делегировала в Киев своего представителя -- некоего Лысого. Вскоре парламентера нашли мертвым…

РЕКЛАМА

Оказавшись на свободе, Череп первым делом «уволил» своего заместителя Москву

Пока Череп «трудился» на венгерских просторах, его дела в Киеве успешно вел Москва. Заместитель лидера создал в Киеве сеть коммерческих структур, вложив в них огромные по тем временам деньги. «Под крышей» Москвы работали многие фотографы, предлагающие свои услуги прямо на Крещатике, десятки коммерческих фирм, киосков и торговых лотков. В общак группировки попадало до 50 процентов прибыли коммерсантов (те предпочитали расставаться с деньгами, чем иметь дело с череповцами).

1992--1993 годы -- период первого раскола в череповской организации. Москва, пользуясь отсутствием босса, усиливает свое влияние внутри группировки, приглашает в команду новых людей. В 1993 году, когда Череп, осужденный за разбойное нападение и вымогательство, надолго отходит от дел, его место снова занимает Москва. Более уравновешенный, новый лидер легко подчинил себе все финансовые структуры, ранее приносившие доходы Черепу. И был, похоже, счастлив. Но недолго. Отсидев только четыре года (вместо положенных семи лет), в 1997 году Череп условно-досрочно освобождается, возвращается в Киев и пытается вернуть потерянное. Первое, что он делает, оказавшись на свободе, -- приглашает на совет всех киевских авторитетов и, заручившись их моральной и физической поддержкой, «увольняет» Москву. Но этого ему показалось недостаточно, и он потребовал от бывшего компаньона компенсацию, которую якобы не получал на протяжении четырех лет, проведенных за решеткой.

РЕКЛАМА

К тому времени бригада Москвы, благодаря активности столичных убоповцев, практически прекратила свое существование, а сам лидер был вынужден скрываться. Такая активность правоохранителей заставила и Черепа изменить характер своей деятельности. Деньги группировки были пущены в легальный бизнес. Сам Ткаченко вступил в партию и стал доверенным лицом одного из ее руководителей. Беспредел прекратился.

На похоронах не обсуждались версии убийства, но родные собирались поминать покойного отдельно от его коллег

До нынешних дней Игорь Ткаченко, ставший известным спортивным меценатом и бизнесменом, имел свои интересы практически во всех регионах Украины. Это многим не нравилось. Так, недавно в СМИ появилась информация о том, что во время одной из поездок Ткаченко в Донецкую область на него готовилось покушение, мецената собирались убить во время запланированной встречи с местными авторитетами.

Убили Игоря Ткаченко возле его дома в прошлую субботу. Когда он шел к автостоянке, из открытого бокового окна проезжавших мимо «Жигулей» прозвучало три выстрела. Все версии, которые милиция представляет на обсуждение журналистов, касаются деловых и вполне легальных интересов погибшего. Хотя кое-кто из правоохранительных органов не верит, что Ткаченко смог отойти от старых дел. Сам Ткаченко очень не любил, когда упоминали его криминальное прошлым. Как писала интернет-газета «Украинская правда», одну известную спортивную журналистку даже похищали, когда она в телеэфире связала фамилию главного тренера женской сборной Украины по баскетболу с прозвищем Череп. Выручать ее пришлось очень влиятельному политику…

Гражданская панихида по Игорю Ткаченко проходила в атмосфере глубокой скорби, плакали даже мужчины. Не слышно было блатного говора, не обсуждались версии убийства. Говорили, правда, что родственники и близкие будут поминать погибшего отдельно от «коллег по бригадному прошлому».

В короткой прощальной речи один из друзей Ткаченко отметил: «Он был настоящим человеком, по-настоящему жил и встретил свою судьбу, как настоящий воин… » В семье Ткаченко остались жена и сын. Похоронили убитого рядом с погибшим в автокатастрофе младшим братом, в самом начале Лесного кладбища. Одна женщина, похоже, родственница, наблюдая за компанией спортивно-деловитых молодых людей, идущих к машинам, бросила им вслед: «Живите долго, ребята!». В ответ все как-то натянуто улыбнулись.

P. S. Часть материала, посвященная незаконной деятельности И. Ткаченко, подготовлена при содействии киевского УБОПа, сотрудники которого занимаются раскрытием его убийства.

Из досье «ФАКТОВ»

Фашист (Вячеслав Пересецкий), 52 года. Лидер одноименной преступной группировки. В мае 2000 года осужден за вымогательство Радянским райсудом столицы на восемь лет лишения свободы.

Саид (Саид Аслаханов), 26 лет. Осужден Киевским горсудом за вымогательство на 5 лет лишения свободы.

Виктор Авдышев, 45 лет. Активная преступная деятельность (в основном. вымогательство) 1994--1996 гг. Контроль за коммерческими структурами, рынками. Задержан летом 96-го. В октябре 1998 года выпущен под залог 200 тысяч гривен. Осужден заочно Киевским городским судом на четыре года лишения свободы. Объявлен в международный розыск. Недавно был задержан в России, но почему-то отпущен.

Солоха (Борис Савлохов). В прошлом году осужден за вымогательство Печерским райсудом Киева на семь лет лишения свободы.

Князь (Игорь Князев). В начале 90-х годов возглавлял одну из преступных группировок столицы. В апреле прошлого года был расстрелян на территории Московского района Киева.

Незадолго до убийства Князева на Березняках в Киеве неизвестные расстреляли Теймураза Савлохова -- среднего брата Савлохова. Старший брат -- Борис -- в то время находился на скамье подсудимых.

Прыщ (Валерий Прыщик). С 1992 года -- лидер одной из крупнейших преступных организаций Киева. В 1999 году был объявлен в розыск за совершение тяжких преступлений. В настоящий момент арестован.

Рыбка (Виктор Рыбалко) -- руководитель группировки, отличавшейся особой жестокостью при совершении преступлений. После покушения на его жизнь в Киеве (август 2000 года) скрывается. Предположительно за границей.

Но свято место пусто не бывает. И на места тем или иным способом отошедших от активной деятельности авторитетов уже претендуют другие, в том числе, выходцы из восточных регионов страны.

14922

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів