Этой зимой людям, получающим субсидию на оплату газа, стало выгодно экономить топливо
В нынешний отопительный сезон многие наши сограждане почувствуют существенное облегчение финансового бремени. И дело тут не только в запоздалом наступлении холодов
Этой зимой в полную силу заработало постановление Кабинета министров Украины «Об усовершенствовании порядка назначения и предоставления населению субсидий для возмещения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива», принятое еще в 1999 году. Теперь право платить более низкий процент совокупного дохода в случае предоставления субсидии получили семьи, которые экономили газ прошлой зимой.
Подробнее рассказать обо всех новшествах мы попросили заместителя начальника Управления политики адресной помощи Министерства труда и социальной политики Таисию Булах.
«Раньше получателям субсидии было невыгодно экономить газ»
-- Таисия Ивановна, расскажите, как формировались критерии, по которым предоставляются субсидии?
-- До внедрения в 1995 году Программы жилищных субсидий граждане оплачивали не более 20% себестоимости коммунальных услуг, остальные 80% вносились из государственных средств. Причем независимо от того, кто пользовался услугами -- обеспеченная семья или пенсионеры, получающие минимальную пенсию.
В условиях реформирования системы оплаты жилищно-коммунальных услуг и перехода к полному возмещению населением их себестоимости и была внедрена программа адресной помощи малообеспеченным семьям -- жилищные субсидии. Благодаря этой программе свыше двух миллионов семей платят за коммунальные услуги и топливо не более 20% совокупного дохода.
Новый механизм касается в основном особенностей оплаты природного газа с учетом жилищной субсидии. Хотя, по предварительным данным (на 1 ноября 2000 года), за счет экономного использования электроэнергии, газа, воды уже сегодня почти 164 тыс. домохозяйств в Украине платят за эти услуги еще более низкий процент совокупного дохода.
До введения нового механизма в первый раз субсидия назначалась, исходя из стоимости установленной нормы потребления услуг, а на последующие периоды, -- исходя из стоимости фактически потребленных услуг. В частности, норма потребления природного газа, используемого для отопления, составляла 11 куб. м газа на 1 кв. м площади в месяц. При этом субсидия назначалась с учетом стоимости отопления 21 кв. м на человека плюс 10,5 кв. м дополнительно на всех жильцов, но не больше фактической площади жилья.
Однако при такой системе возникли сложности: люди использовали газ только на сумму субсидии и считали, что они вообще не должны платить денег. Но субсидия предоставляется лишь после того, как человек заплатит свою часть (15% или 20%). Ведь субсидия -- это разница между стоимостью услуг и вашим обязательным платежом. В конце отопительного сезона 1996--1997 годов большинство получателей субсидии на оплату природного газа, используемого для отопления, во-первых, не внесли свою часть платежа, а во-вторых, не были заинтересованы в экономном использовании газа.
Более того, человек боялся экономить, потому что при небольшом фактическом потреблении газа в следующем году он мог лишиться субсидии. То есть выходило так: если человек в более теплую зиму потребляет газ в пределах своей части платежа, ему вообще могли не назначить субсидию на следующий отопительный сезон. Чтобы сохранить свое право на субсидию, люди зачастую вынуждены были «дожигать» газ до нормы, устраивая в доме почти сауну.
«Теперь субсидию будут выделять независимо от того, какой объем газа использован в предыдущий отопительный период»
-- Что меняет новый механизм?
-- Теперь право на получение субсидии определяется, исходя из стоимости нормы потребления услуг, независимо от того, какой их объем семья использовала за предыдущий период.
Например, в доме с отапливаемой площадью 74 кв. м живут три трудоспособных человека, совокупный среднемесячный доход которых составляет 300 грн. Стоимость газа в пределах нормы потребления для их дома (838 куб. м. ) составляет 146,6 грн. Независимо от потребления газа в течение предыдущего отопительного периода, которое фиксируется счетчиком, субсидия этой семье постоянно будет определяться разницей между стоимостью 838 куб. м газа и (поскольку в семье все трудоспособные) 20% их совокупного дохода (60 грн. ). То есть 146,6 грн. — 60 грн. = 86,6 грн.
В уведомлении о назначении субсидии, получаемом заявителем в отделе субсидий, есть две графы, на которые следует обратить особое внимание: норма потребления услуги (в данном случае -- природного газа) и обязательная часть платежа, которую необходимо вносить ежемесячно. Это одно из условий получения жилищной субсидии. Следует также помнить, что, если стоимость газа за определенный месяц будет ниже обязательной части платежа, необходимо оплачивать только его фактическую стоимость. Например, если в декабре семья использовала газа на 40 грн. -- значит, и платятся 40 грн. , то есть, чтобы оплатить отопление хватает «семейных» 20%.
Если же в следующем месяце использовано газа на 70 грн. , то нужно заплатить уже 60 грн. (то есть 20% совокупного дохода), остальную сумму (10 грн. ) внесет государство. В феврале ударили морозы, и семья использовала газа на 170 грн. Тогда сумма оплаты будет вычисляться следующим образом: семья платит 60 грн. (20% совокупного дохода), до 146,6 грн. , то есть до нормы, вносит государство, а то, что израсходовано сверх нормы (в нашем случае 23,4 грн. ), семья должна заплатить сама, так как государство обеспечивает доплату использованного газа только на уровне нормы (в данном случае 146,6 грн. ).
Кроме указанного выше способа, уведомление о назначении субсидии в определенных случаях может передаваться заявителям через работников коммунальных организаций или рассылаться по почте. Пенсионеры, которые не имеют возможности сами прийти в отдел субсидий, могут обратиться за помощью к социальному работнику. Он оформит жилищную субсидию и будет следить за ее своевременным продлением.
-- А как теперь будет поощряться экономное использование коммунальных услуг?
-- Постановлением Кабинета министров Украины от 14 мая 1999 года введен механизм, стимулирующий экономное потребление газа, электроэнергии и тепла. Как можно было бы заставить человека в нынешних условиях экономить? Только одним способом: если, сэкономив, он будет платить за фактически использованные услуги еще меньше. Например, семья оплачивает 20% коммунальных услуг, но зимой ухитряется использовать лишь 50% нормы газа (утром, уходя на работу, выключают его, ночью котел работает с минимальной нагрузкой и т. д. ).
Если человек за отопительный сезон использовал газа меньше нормы, то в следующем сезоне за каждые сэкономленные 10% ему будет снижена часть платежа на 1% совокупного дохода. Значит, в следующую зиму семья, сэкономившая 50% газа, будет платить на 5% меньше, то есть не 20%, а 15% своего совокупного дохода.
К примеру, семья за отопительный период использовала в среднем 419 куб. м газа в месяц, что составляет ровно половину их нормы (838 куб. м). В таком случае в следующем году обязательный процент платежа для них будет составлять уже 15% совокупного дохода (сбрасывается 1% за каждые 10% экономии), то есть не 60 грн. , а 45. Таким образом, на протяжении зимнего периода они смогут ежемесячно экономить 15 грн. И независимо от того, использовала семья в дальнейшем свою норму полностью или потребила меньше, ее обязательный платеж на этот сезон останется неизменным. Не следует, однако, забывать, что если газ израсходован сверх нормы, то семья также должна будет его оплатить.
Кроме того, в следующем сезоне в случае неэкономного использования газа за предыдущий период «планка» 20% снова вернется. При условии же дальнейшей экономии услуг для таких пользователей будет сохраняться льготная оплата, рассчитанная по результатам предыдущего сезона.
Данный механизм заработал на полную силу в этот отопительный сезон, когда право уплачивать более низкий процент совокупного дохода получили те семьи, которые экономили газ прошлой зимой.
Кстати, такой механизм стимулирования касается не только газа, но и других услуг, потребление которых измеряется счетчиками. Например, в новых районах Киева (Харьковский, Троещина) уже стоят счетчики воды и тепла. Если их нет, расчет оплаты производится по норме. Если же человек хочет платить меньше -- целесообразней установить счетчик. Тем более что газовые счетчики можно поставить в кредит.
«Субсидию не придется возвращать государству»
-- С точностью до какой суммы будет делаться скидка, если, например, экономия за предыдущий период составила 4,3%?
-- Скидка делается только за каждые полные 10% уменьшения общей стоимости фактически использованных услуг (на 1%). В случаях, подобных приведенному вами, заявитель не получит права на сниженный процент, так как экономия была менее 10%. Если же экономия стоимости услуг составит, к примеру, 29%, то при назначении субсидии такой человек будет платить на 2% совокупного дохода меньше.
-- Давайте напомним нашим читателям, на оплату каких коммунальных услуг распространяется жилищная субсидия?
-- Безналичная адресная помощь, жилищная субсидия, предоставляется на оплату пользования жильем или его содержание (квартплата), а также на оплату отопления, водопотребления, газа, электроэнергии, вывоза бытового мусора и жидких нечистот, а также для приобретения твердого или жидкого топлива и сжиженного газа.
-- Всем ли получателям субсидии нужно платить 20% совокупного дохода?
-- Нет. Процент совокупного дохода, который семья должна платить за коммунальные услуги при предоставлении жилищной субсидии, определяется в зависимости от степени трудоспособности членов семьи и дохода на одного человека. Так, если в квартире (доме) прописаны и проживают только пенсионеры, если среди прописанных есть несовершеннолетние дети или инвалиды I, II групп и среднемесячный доход на одного человека в этих трех категориях семей не превышает 118,3 грн. , обязательная часть платы за услуги в пределах нормы потребления будет составлять 15% месячного совокупного дохода, а для приобретения топлива -- 15% годового дохода.
-- Ходят слухи, особенно в сельской местности, что субсидию придется возвращать государству, иначе можно и жилья лишиться. Насколько они достоверны?
-- Такие слухи абсолютно не соответствуют действительности. Субсидия ни в каком случае не возвращается. Это безвозвратная помощь. Ее размер может только пересчитываться в зависимости от изменения стоимости услуг. Единственная ситуация, при которой субсидия может быть затребована обратно, -- если человек подал неверные данные о своих доходах или фальшивые документы о владении домом, количестве прописанных. Тогда ему придется вернуть в два раза больше: таким образом человека штрафуют за предоставление неверных данных. Но бывают случаи, когда заявитель действительно что-то упустил при подаче заявления или не придал значения какому-то небольшому доходу, а вспомнил об этом, когда субсидия уже была назначена. В такой ситуации необходимо самому сообщить в службу субсидий о неполных или неверных данных. Размер субсидии пересчитают, а штрафные санкции применены не будут.
-- Как поступать человеку, если он не согласен с решением органов социальной службы?
-- Гражданин имеет право обратиться к начальнику отдела субсидий, а если это не поможет решить проблему, то в Главное управление труда и социальной защиты населения областной государственной администрации или непосредственно к нам, в Министерство труда и социальной политики (тел. (044) 220-07-37).
-- Известно ли, сколько людей получают в Украине субсидию?
-- По состоянию на 1 ноября 2000 года жилищной субсидией пользовалось около 2,2 млн. семей, или 13,7% домохозяйств в Украине, из которых 38% составляют семьи, состоящие только из пенсионеров и нетрудоспособных. Их платежи за коммунальные услуги снижены на 1,328 млрд. грн.
Читайте нас у Facebook