В июле право на государственную социальную помощь получили семьи, чьи доходы не превышают 65 гривен на человека
Возможности государственного бюджета, к счастью, уже позволяют посреди года расширять применение различных социальных программ. Например, повышать порог, применяемый для начисления государственной социальной помощи, который автоматически увеличивает количество семей, претендующих на этот вид выплат. В частности, после июльского повышения уровня обеспечения прожиточного минимума правом на государственную социальную помощь будут пользоваться уже около 300 тысяч семей.
Семьи, которым уже была назначена помощь до июля, смогут получить новые выплаты только после переоформления документов
Напомним, что, в соответствии с отечественным законодательством, государственная социальная помощь назначается семье в том случае, если ее доход не превышает определенную сумму. Закон предусматривает, что таковой является прожиточный минимум. Однако из-за сложной финансовой ситуации в государстве был введен уровень обеспечения прожиточного минимума. То есть конкретная сумма, утверждаемая парламентом на каждый год. В 2001 году она составляла 50 гривен на человека.
В конце июня был принят закон, который увеличил уровень обеспечения прожиточного минимума с 50 до 65 гривен. Как сообщала «ФАКТАМ» начальник управления политики адресной помощи Министерства труда и социальной политики Украины Тамара Мищенко, закон вступил в силу с 1 июля нынешнего года. А это значит, что семьи, чьи доходы не превышают 65 (а не 50, как было ранее) гривен на человека, в июле могут обратиться за государственной социальной помощью.
Тамара Мищенко также отметила, что данный закон обратной силы не имеет. То есть семьи, которым уже была назначена помощь до нынешнего июля, исходя из уровня прожиточного минимума в размере 50 гривен, смогут рассчитывать на новые размеры выплат только после переоформления права на помощь.
Напомним, что размер помощи -- это не стабильная величина. Ее сумму составляет разница между предусмотренным законом доходом семьи (с 1 июля исходя из расчета 65 грн. на человека) и ее реальным доходом. Объясним на примере семьи, состоящей из одинокой киевлянки с двухлетним ребенком.
Безработная мать получает помощь одинокой матери (11,8 грн. + 15 грн. от городской администрации для жительниц Киева), а также помощь на несовершеннолетнего ребенка, которую выплачивают малообеспеченным семьям (11,8 грн. ), и помощь по уходу за ребенком до 3 лет (11,8 грн. ).
Таким образом, совокупный реальный доход этой семьи составляет: 11,8 + 15 + 11,8 + 11,8 = 50,4 грн.
В то же время ее доход (исходя из расчета 65 грн. на человека) должен составлять 130 грн.
Поэтому данной семье полагается социальная помощь в размере: 130 — 50,4 = 79,6 грн.
Решение о начислении помощи принимается в течение 10 дней
При назначении государственной социальной помощи семьями считаются не только супружеские пары с детьми, но и одинокие люди. Например, неработающие студенты, которые учатся на стационаре и живут в общежитии (то есть отдельно от родителей).
Статистика свидетельствует: как правило, помимо студентов стационара (максимальная стипендия которых составляет чуть более 27 гривен), на получение государственной социальной помощи претендуют семьи, состоящие из одиноких неработающих матерей с детьми, а также многодетные семьи. Как раз доходы этих людей составляют менее 65 гривен на человека.
Для того чтобы получить государственную социальную помощь, уполномоченный представитель семьи (то есть любой ее совершеннолетний член) должен подать заявление в районное управление труда и социальной защиты по месту прописки. К заявлению следует приложить документ, удостоверяющий личность обратившегося (обычно -- паспорт), справку о составе семьи и справку о наличии земельного пая.
Затем нужно заполнить декларацию о доходах и имуществе, в которой указываются сведения о доходах каждого члена семьи за последние полгода. Причем, учитывая то, что человек может не помнить сумму зарплаты за шесть месяцев с точностью до копейки, сотрудники управлений социальной защиты советуют заполнять эти графы на основании справки о заработной плате, которую выдают бухгалтерии всех предприятий.
Также в декларации следует указать, есть ли у данной семьи земельный пай, подсобное хозяйство, а также описать жилые помещения (квартиры или дома) и транспортные средства, находящиеся в ее владении. Кстати, каждый заявитель должен дать письменное согласие на сбор сведений обо всех членах семьи, их доходах и имуществе. Проще говоря -- на проверку всех предоставленных им данных.
Решение о начислении помощи или об отказе в ее назначении принимается в течение 10 дней на основании доходов семьи и ее имущественного состояния.
Помощь назначается с первого дня месяца, в котором семья обратилась в органы социальной защиты (при условии, если в течение этого месяца она предоставила все требуемые документы). Выплаты ведутся через почтовые отделения или учреждения банка, по желанию семьи.
В пособии могут отказать, если семья владеет участком свыше шестидесяти соток
Помощь назначается сроком на шесть месяцев. В дальнейшем органы социальной защиты могут продлить выплаты. Однако, если семья без уважительных причин не прилагает никаких усилий к поиску дополнительных источников существования (социальные работники увидят, что трудоспособный член семьи не пытается найти работу), размер выплат может быть уменьшен до 50% назначенной ранее суммы (по 10% при каждом следующем обращении за пособием).
Впрочем, в каждом конкретном случае решение принимается с учетом всех обстоятельств и возможностей семьи. Например, человеку, который болен туберкулезом, очень сложно устроится на работу. Это нужно учитывать. Кроме того, в правиле есть исключения. В частности, размер пособия не уменьшается, если трудоспособные члены семьи (которые теоретически могли бы иметь заработок):
-- учатся на дневных отделениях вузов и техникумов;
-- находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
-- ухаживают за ребенком, которому еще не исполнилось шесть лет и который требует ухода (на протяжении периода, определенного в медицинских выводах лечебно-консультационной комиссии);
-- имеют трех и более детей в возрасте до 16 лет и заняты уходом за ними;
-- ухаживают за инвалидами I группы, детьми-инвалидами в возрасте до 16 лет, лицами, которым уже исполнилось 80 лет;
-- зарегистрированы в государственной службе занятости как безработные.
Кроме того, семье могут отказать в назначении социальной помощи, если она владеет земельным участком площадью свыше шестидесяти соток или подсобным хозяйством, которые могут приносить доход. Возможно, помощь не назначат и семье, владеющей более чем одной квартирой или домом (за исключением дачных домов), при условии, если их общая жилая площадь превышает норму: 21 кв. м на человека плюс 10,5 кв. м на семью.
Основанием для отказа также может стать наличие у семьи более чем одной машины (за исключением автомобилей, предоставленных органами социальной защиты. В основном, это машины для инвалидов первой группы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата). И самое главное: в помощи может быть отказано, если семья на протяжении последнего года совершила покупку на сумму, превышающую десятикратную величину прожиточного минимума для семьи. Например, купила новую квартиру, машину, дорогостоящую технику или мебель.
При этом стоимость квартиры и машины, а также даты их приобретения проверяют по договорам купли-продажи. Цену и дату покупки дорогостоящей бытовой техники или мебели -- по ее паспорту. В целом, решение о непредоставлении помощи принимается с учетом всех обстоятельств данной семьи по результатам обследования ее материального положения, которое проводится органами труда и социальной защиты с участием социальных инспекторов.
Например, семья по тем или иным причинам была вынуждена продать свою квартиру и купить новую (меньшей площадью или в другом районе). Работники органов социальной защиты рассмотрят эти причины и примут решение в зависимости от того, насколько они были весомы для покупки нового жилья.
Хотим напомнить, что в любом случае социальные инспектора вправе прийти в дом к людям, претендующим на помощь, чтобы осмотреть само помещение, интерьер и поговорить с семьей. Кроме того, инспектора имеют право затребовать у предприятий сведения о заработной плате членов семьи. Однако такие шаги будут предприниматься только в некоторых случаях, когда предоставленные данные вызывают у работников отделов социальной защиты сомнения или требуют уточнения.
P. S. Не исключено, что это не последнее повышение уровня обеспечения прожиточного минимума в нынешнем году. Если бюджет будет наполняться так же, как в настоящее время, и страну не подстерегут различные экономические катаклизмы, то осенью можно ожидать очередного повышения данного порога.
308Читайте нас в Facebook