Украинский «руслан» готов доставить в сша американский самолет-разведчик, совершивший вынужденную посадку в китае
За последние недели мировые информагентства несколько раз сообщали со ссылкой на официальных представителей США, что для возвращения американского самолета-разведчика на родину будет использован украинский транспортник «Руслан». Напомним, разведывательный самолет EP-3 был вынужден совершить посадку на острове Хайнань после столкновения с китайским перехватчиком. Этот инцидент произошел в апреле. Возникший в результате конфликт в основном улажен. Американцы заявляют, что вскоре получат от Китая разрешение на возврат EP-3 на родину, и подтверждают, что перевозить его будут с помощью «Руслана». На мировом рынке ныне задействованы 22 таких самолета трех авиакомпаний -- двух российских и одной украинской. Кому из них достанется заказ на перевозку самолета-разведчика?
Китайцы разрешат вывезти EP-3 только по воздуху
Окончательное решение о том, кому перевозить злополучный самолет-разведчик, пока не принято, однако как основной претендент называется британская фирма «Air Foyle». Если этот заказ действительно достанется ей, то непосредственными исполнителями работ станут киевские пилоты авиапредприятия «Авиалинии Антонова».
-- С «Air Foyle» мы уже более десяти лет являемся деловыми партнерами, поэтому можно уверенно говорить, что эта фирма задействует наш «Руслан», -- пояснил ситуацию исполнительный директор «Авиалиний Антонова» Константин Лушаков. -- Идея переброски EP-3 по воздуху возникла, когда Китай не разрешил восстанавливать самолет на собственной военной базе. Американцы хотели, чтобы он затем вернулся домой своим ходом. (Так, например, поступили мы, отремонтировав в Омске поврежденный Ан-70. ) Вывезти самолет на корабле китайские военные тоже запретили. Обе стороны устроила бы переброска EP-3 по воздуху.
Американцы объявили конкурс на перевозку EP-3, итоги еще не известны. Замечу, что к нам обратились ряд американских компаний, участвующих в конкурсе, с предложением выполнить эту работу. Эти компании являются нашими партнерами в США, и если какая-либо из них победит в конкурсе, мы сможем получить заказ от нее. С работой мы справимся -- «Русланам» доводилось перевозить куда более сложные грузы. Однажды даже пассажирский самолет Ту-204 доставили из Ульяновска для испытаний в Новосибирск. Он превосходит по габаритам американский разведчик и вошел в фюзеляж «Руслана» чуть ли не впритирку. Загружали Ту-204 без крыльев и хвостового оперения, которые перевезли на другом транспортном самолете. Так придется поступить и с EP-3.
Доставка нестандартных, зачастую уникальных крупногабаритных грузов -- основное предназначение «Русланов». Чтобы перевезти изделие с континента на континент, заказчик выкладывает от 200 до 400 тысяч долларов (процентов 80--90 этой суммы идет на покрытие расходов на полет). Например, в нашем «послужном списке» -- перевозка по частям европейской ракеты «Ариан» на космодром во Французской Гвиане, сегмента Международной космической станции, спутников, кораблей, яхт, локомотивов Стоимость груза в подобных случаях исчисляется десятками миллионов долларов. Показательный в этом отношении пример: «Руслан» российской компании «Волга-Днепр» одним рейсом доставил из Арабских Эмиратов в Швейцарию более пятидесяти тонн золота. Впрочем, этот случай можно отнести в разряд авиационной экзотики.
Жираф прославил «Руслан» на всю Австралию
-- Типичными же являются заказы на переброску очень крупного и тяжелого оборудования, -- продолжает Константин Лушаков. -- Например, строится в Индии крупный химзавод. «Начинку» к нему изготавливают во многих странах. Доставка его морским или наземным транспортом может растянуться на многие месяцы. А мы справляемся с этим за 10--15 часов.
«Русланы» значительно превосходят по своим возможностям зарубежные транспортные самолеты. Поэтому именно на наши машины ориентируются крупнейшие мировые фирмы уже на стадии проектирования своих котлов, генераторов, турбин -- в расчете на то, что их целиком можно будет доставить в любую точку планеты. Поработали мы и для компании «Боинг» -- один из ее двигателей на сборочный конвейер в Сиэтле мог перевозить только «Руслан», пока американцы не организовали приемлемый путь транспортировки по суше.
Нередко к нашей помощи прибегают при возникновении экстремальных ситуаций. Скажем, сломался двигатель огромного судна, зашедшего в один из африканских портов. Везти новый мотор по морю значит обречь судно на длительный простой и колоссальные убытки. «Руслан» в подобной ситуации незаменим. Или произошел разлив нефти в Персидском заливе, специальный катер шел бы туда из США не одну неделю, мы же доставили его в течение суток. А чего стоила эпопея с ликвидацией последствий урагана в Пуэрто-Рико! Американское правительство тогда наняло сразу три «Руслана». Пришлось делать по нескольку рейсов в день, ведь стихия стала для острова сущей катастрофой. Мы регулярно летаем в так называемые «горячие точки», перебрасывая технику миротворцев ООН.
-- Приходилось слышать, что «Русланы» задействовали и для перевозки экзотических животных. Рассказывают комичный случай, когда страусиха снесла в полете яйцо, а таможенники затем не знали, как поступить -- ведь яйцо не было внесено в документы, сопровождающие груз
-- Вполне возможно, что такое было. По крайней мере, страусов мне лично довелось сопровождать в рейсе из Намибии в Великобританию. Признаться, я думал, что их везут в зоопарк, оказалось -- на ферму под Лондоном, поставляющую страусятину в рестораны.
А однажды перевезенный нами жираф сделал «Руслан» известным на всю Австралию. До нас за эту работу брались две авиакомпании, но жирафы у них гибли. Нам досталось молодое животное, которое могло в полный рост стоять в грузовом отсеке «Руслана». Проблема заключалась в том, что жираф очень плохо переносил резкий подъем на высоту. Мы решили высоко самолет не поднимать, хотя это привело к перерасходу горючего и ряду других сложностей. Но с задачей справились, и местные телевидение, пресса сообщили об этом факте.
359Читайте нас в Facebook