Услышат ли сегодня депутаты от глав силовых ведомств юрия кравченко и леонида деркача что-нибудь новое о поисках георгия гонгадзе?
Ставшие традиционными брифинги для журналистов, проводимые представителями силовых ведомств и посвященные теме поисков пропавшего 16 сентября журналиста Георгия Гонгадзе, к сожалению, не проливают свет на истинные причины его исчезновения. Казалось бы, МВД, СБУ и прокуратура, призванные стоять на страже порядка в стране и безопасности государства, а также защищать личные права и свободы граждан, как никто другой должны быть заинтересованы в скорейшем раскрытии дела об исчезновении журналиста. Ведь за ходом этого следствия благодаря СМИ наблюдает, без преувеличения, весь мир. По крайней мере -- представители влиятельных европейских организаций, к членству в которых стремится и Украина.
Народным депутатам вмешиваться в работу МВД, СБУ и прокуратуры запрещено
«Силовики» в последнее время, как уже сообщалось, склоняются к мысли, что Георгия, по всей видимости, уже нет в Украине. Политическими наблюдателями оглашение этой версии уже расценено как негласное свертывание «операции». Но глава парламентской следственной комиссии Александр Лавринович настроен более оптимистично -- именно вследствие небывалой консолидации журналистов. Хотя основной проблемой контроля действий правоохранительных органов со стороны его комиссии г-н Лавринович считает то, что нет закона, который регламентировал бы как деятельность следственных депутатских комиссией вообще, так и участие парламентариев в ведение следствия в частности.
Более того, сравнительно недавно Конституционный суд своим решением запретил народным депутатам вмешиваться в работу МВД, СБУ и прокуратуры. Хотя, как известно, в Законе «О статусе народного депутата Украины» предусмотрены определенные права законодателей относительно получения интересующей их информации, в том числе и о ходе расследования. Да и в регламенте работы Верховной Рады предусмотрено создание временных следственных комиссий. Пока же члены депутатской комиссии намерены встретиться со всеми коллегами, так или иначе высказывавшимися публично о деле Г. Гонгадзе. А вот основная масса депутатов продолжает ожидать выступления с парламентской трибуны главы МВД Юрия Кравченко и руководителя СБУ Леонида Деркача.
Депутаты понимают, что вызов на парламентский ковер «силовиков» не поможет в поиске Гонгадзе?
Правда, совершенно непонятно, что же именно хотят услышать законодатели от руководителей силовых ведомств, ведь никакой новой или сколько-нибудь приближающей к развязке информации они, скорее всего, не обнародуют. Поэтому напрашивается вывод, что подобные слушания затеваются отдельными политическими силами совсем для других целей. Так, постоянный представитель Президента в ВР Роман Бессмертный считает, что его коллеги, скорее всего, «под видом получения какой-либо эксклюзивной информации (которой не будет) хотят плавно подвести заинтересованные стороны к логическому решению: мол, эти органы не имеют возможности решить проблему». А исходя из этого, полагает он, «будут предъявляться определенные претензии, инициироваться обращения к Президенту относительно кадровой политики». Действительно, депутаты прекрасно понимают, что подобные слушания никак не помогут в поиске Гонгадзе. Выходит, ими движут какие-то иные интересы?
Скажем, член парламентской фракции Партии зеленых Сергей Курыкин считает, что «многие депутаты хотели бы прояснить для себя справедливость слухов о причастности неких должностных лиц и одного из парламентариев к исчезновению Гонгадзе». (Имеется в виду анонимный звонок в посольство Грузии на самом первом этапе следствия. -- Авт. ) По мнению г-на Курыкина, «большую часть депутатов интересует не столько реальный ход расследования, сколько мифическая или полумифическая причастность упомянутых людей к этому делу». Что же касается доклада «силовиков», то представитель ПЗУ не испытывает каких-либо иллюзий относительно его содержания. «Если бы у МВД была информация, действительно позволяющая пролить свет на это исчезновение, то она бы уже в той или иной форме была сообщена средствам массовой информации, поскольку не в интересах МВД затягивать ее подачу даже на один день», -- резюмировал Сергей Курыкин.
Вообще же, о перспективах деятельности комиссии г-на Лавриновича депутаты высказываются весьма скептически. Весьма символичным они считают то, что на шею комиссии повесили давнишние дела об исчезновениях, которые «уже никто никогда не раскроет». Активная деятельность комиссии и сбор дальнейшей информации нужны, прежде всего, для того, чтобы в Украине не забывали о случившемся, ну и, может быть, чтобы предотвратить подобные случи в будущем, делились своими мнениями депутаты в кулуарах ВР. Политические же последствия «дела Гонгадзе», похоже, не смогли до конца просчитать и сами организаторы этой «акции». В конце концов, общественный резонанс оказался слишком огромным, и трудно сказать, достигнут ли они своей цели.
226Читайте нас в Facebook