В случае неправильного декларирования на таможне своего имущества пассажиру грозит штраф в размере одной минимальной зарплаты
«ФАКТЫ» уже рассказывали читателям о том, что с 1 октября нынешнего года вступила в действие новая инструкция «О перемещении валюты Украины, иностранной валюты, банковских металлов, платежных документов, других банковских документов и платежных карточек через таможенную границу Украины». Этим документом установлены новые нормы вывоза и ввоза в нашу страну денег и других ценностей.
Естественно, выполнять требования данной инструкции, составленной Национальным банком, будут сотрудники Государственной таможенной службы Украины, которые обязаны следить за тем, чтобы через наши границы не проникло ничего лишнего. А поскольку у нас появилось несколько вопросов, касающихся непосредственного исполнения инструкции, мы обратились к ведущему специалисту отдела организации таможенного контроля в неторговом обороте управления организации таможенного контроля Государственной таможенной службы Украины Маргарите Сибирсековой.
«Таможенник, задающий пассажиру нескромные вопросы, может быть привлечен к административной и даже уголовной ответственности»
-- В соответствии с инструкцией Нацбанка, украинские деньги в сумме до 1000 гривен, валюта в сумме до $1000 и пластиковые карточки подлежат устному декларированию. Что такое устное декларирование и как оно должно производиться -- по инициативе пассажира или в ответ на вопрос таможенника?
-- Устное декларирование проводится путем предоставления ответов на вопросы должностного лица таможни без заполнения таможенной декларации.
-- Какие именно сведения необходимо представить сотруднику таможни?
-- Пассажир должен ответить на все заданные ему вопросы, сообщив все запрошенные сведения.
-- А существует ли некий предел для вопросов таможенника? Он ведь может и что-нибудь нескромное спросить
-- Если таможенник задает нескромные вопросы или ведет себя непозволительным образом, он несет ответственность согласно Административному кодексу. Если сотрудник таможни ведет себя явно Вызывающе и просит что-то лишнее, то он несет ответственность уже в соответствии с Уголовным кодексом.
Что же касается обычных вопросов, которые задают пассажирам, то во избежание бурных обсуждений на таможне, связанных с неосведомленностью пассажиров о том, что и в каких количествах они могут вывозить, в пунктах пропуска вывешивается информация о нормах и правилах перемещения товаров и ценностей через границу. К тому же мы передаем эту информацию перевозчикам и ее могут транслировать во время движения транспортных средств или вывешивать в самолетах, вагонах, автобусах. Это позволяет пассажирам заранее ознакомиться с требованиями таможни, основанными на внутреннем законодательстве Украины.
-- Каковы полномочия таможни при проверке истинности сообщенных пассажиром сведений?
-- При проведении контроля сотрудник таможни имеет право потребовать (кроме устных разъяснений) предъявить необходимые документы, может произвести таможенный осмотр (осмотр валютных ценностей, личный осмотр гражданина), учет валютных ценностей, перемещаемых через таможенную границу, а также осуществить другие, не противоречащие законам Украины, действия.
«Проверка количества денег на банковском счете пассажира не входит в компетенцию таможни»
-- А если пассажир везет через границу пластиковую карточку, какие сведения о ней он должен представить?
-- В большинстве случаев пластиковые карточки декларируются устно. В письменной декларации они указываются только в одном случае, оговоренном в инструкции НБУ. (Напомним, что граждане Украины в обязательном порядке должны вносить в письменную декларацию карточки, выпущенные иностранными банками на основании индивидуальной лицензии Национального банка на открытие счета в иностранном банке. Лицензия при этом должна быть предъявлена сотрудникам таможни. -- Авт. )
Проверка же количества денег, имеющихся на банковском счете пассажира, не входит в компетенцию таможни.
-- Должен ли пассажир сообщать таможеннику пин-код своей карточки?
-- Нет, не должен.
-- На какие признаки карточки обращают внимание работники таможни?
-- На те, которые позволяют установить законность перемещения ее через границу Украины. Вот, например, гражданам Украины запрещено иметь счета в иностранных банках (без специальной лицензии НБУ, о которой уже говорилось выше. -- Авт. ). Однако Нацбанк практически не может это проконтролировать, если человек сам не заявит о том, что открыл счет. Ведь нет ничего невозможного в том, чтобы вывезти с собой наличную валюту и поместить ее за границей в банке.
И установить это может только таможня. Если гражданин ввозит в Украину пластиковую карточку и у него нет лицензии на открытие счета в иностранном банке, то мы интересуемся, вывозил ли он ее. Если нет, то мы задерживаем карточку и направляем человека объясняться в Национальный банк.
Если же карточку, выпущенную иностранным банком, везет нерезидент, то мы свободно ее пропускаем -- это не запрещено.
-- Какую ответственность несет пассажир, указавший в декларации, устной или письменной, неверную информацию?
-- Недекларирование предметов, перемещаемых через таможенную границу Украины, то есть незаявление в установленной форме точных сведений о них, а также декларирование предметов не под своим названием влечет за собой штраф в размере до одного официально установленного на день нарушения таможенных правил минимального размера заработной платы с конфискацией предметов, являющихся непосредственными объектами правонарушений, или без таковой.
-- А какую ответственность несут сотрудники таможни, передавшие третьим лицам полученную от пассажира информацию?
-- В таких случаях работники таможенных органов не имеют никаких льгот и, как и все граждане Украины, отвечают по закону. Например, по статьям Уголовного кодекса, предусматривающим наказание за разглашение сведений, составляющих служебную тайну, злоупотребление служебным положением, превышение полномочий.
-- Куда же жаловаться человеку, по отношению к которому таможенники повели себя некорректно?
-- В первую очередь -- непосредственному начальнику сотрудника, к которому возникли претензии. Именно он сможет на месте разобраться в проблеме. Если вопрос не решен, то вышестоящему начальству. А если и здесь не удалось решить вопрос, каждый гражданин вправе подать на таможенника в суд, как и на любого другого государственного служащего.
2662Читайте нас в Facebook