Серебряный призер олимпиады наталия бурдейная: «после того как один из спортсменов погиб, нам не разрешали самостоятельно отлучаться из олимпийской деревни»
Бесспорным открытием только что завершившихся XXVII Олимпийских игр стала «серебряная» сборная лучниц Украины, которую представляли Екатерина Сердюк, Елена Садовничая и Наталия Бурдейная. История попадания Натальи в национальную олимпийскую команду — особая. Рекордсменка мира и Европы Наталья Бурдейная делится с читателями «ФАКТОВ» своими впечатлениями об Олимпиаде, о так поразившем ее Сиднее. И не только об этом
«В списке олимпийцев, утвержденном НОК, вместо моей фамилии стояла другая»
Наташа — обычная одесская девчонка, из обычной рабочей семьи (мать работает в рыбном порту, отец нынче остался безработным и, как шутит сама Наташа, является домоправителем). Вся ее биография укладывается в несколько строчек.
Занималась в средней школе — поначалу в 27-й (что так соответствует порядковому номеру нынешней Олимпиады), затем перешла в 79-ю, как принято говорить, школу «со спортивным уклоном» (тренировки дважды в день: до и после занятий). В пятнадцать лет она выполнила норматив мастера спорта, после окончания школы год работала тренером в спортобществе «Локомотив». Поступила на заочное отделение Львовского института физкультуры, где проучилась два года, а затем перевелась в Одесский пединститут, на факультет физвоспитания, который окончила два года назад.
- Почему вы выбрали не плавание, например, не гимнастику, а стрельбу? Это наверное какая-то особая история
- Да нет Это получилось само собой. Сначала решила попробовать себя в большом теннисе, легкой атлетике, баскетболе, фехтовании. А мой старший брат жил в Одессе, занимался боксом на «Динамо». И там увидел как-то объявление о наборе в секцию стрельбы из лука. Рассказал мне. Предложение показалось заманчивым. Тем более что в то время шел фильм «Стрелы Робин Гуда», который мне очень нравился. Одним словом, эти «Стрелы» меня сразили А в 1987-м я пришла в «Локомотив», и здесь уже занятия вошли в четкий, даже несколько жесткий график.
Моим первым тренером была Елена Блажевич, молодой специалист, выпускница вуза. Вместе мы ездили на соревнования, вместе радовались победам и переживали неудачи Сейчас все, что происходит в моей спортивной биографии связано с нынешним моим тренером — Аллой Павловной Кивайло.
- Вы, конечно, помните вашу первую серьезную победу?
- В 1990 году, на юниорском чемпионате Советского Союза. А на следующий год я уже участвовала в международных состязаниях, наша молодежная сборная поехала в Италию.
- Вы стремитесь соответствовать определенному спортивному идеалу?
- Да у меня и нет такого Просто уважаю людей, которые многого добились. И очень обидно, когда они ставят себя в неловкое положение (я имею в виду поражение на нынешних Играх российского борца Александра Карелина и нашего Сергея Бубки). Думается, все нужно делать своевременно. И уходить из большого спорта — тоже.
- Подобные настроения в вашем-то возрасте?..
- Нет-нет, я не о себе! Просто считаю, что Личность должна быть гармоничной, во всем.
- И много таковых вы знаете?
- Немного. Но приятно, когда человек — легенда в спорте и в жизни, вот так, запросто, общается со всеми. Когда не подвержен звездной болезни. Я, например, очень уважаю Лину Герасименко — лучницу из Черновцов, внесшую солидный вклад в наш вид спорта. Так сложилось, что на нынешнюю Олимпиаду она, к сожалению, не попала. Однако искренне болела, сопереживала нам. А ведь мы не только друзья, но и соперницы
- Кстати, о соперницах. Если не возражаете, поведайте нашим читателям историю о подборе кандидатов в сборную страны.
- Сначала было решение Национального олимпийского комитета Украины от 8 августа. А уже на следующий день тот же НОК вдруг пересмотрел свое решение. И вместо меня в сборную попала другая лучница, из Львова (Екатерина Палеха). В списке, опубликованном в «Спортивной газете», вместо моей фамилии стояла другая
Тяжело говорить: я не терплю подобных выходок. Было мерзко на душе. При этом у нас с Катей отношения вполне дружеские (как до, так и после этого инцидента). Эту «тему» мы с ней даже не затрагивали.
- Как же все разрешилось?
- Из Львова в Киев приехала целая делегация: руководитель тамошнего спорткомитета, представители спортклуба
На специальном заседании НОК, проведенном в закрытом режиме (без участия тренеров и каких-либо представителей сторон), было решено устроить «перестрелку». На следующий день, 17 августа, она прошла под Киевом, в Константиновке, на базе «Снайпер». Я победила с результатом 4:1. Первым меня поздравил тренер, затем — полпреды с львовской стороны.
- Инцидент был исчерпан, но осадок, наверное, остался
- Есть немного. Знаете, была внутренняя злость: доказать, доказать А вместе с тем — уверенность: справедливость должна восторжествовать.
- Не считаете ли вы, что эта спортивная злость стала дополнительным зарядом и сослужила хорошую службу накануне Олимпиады?
- Да, однозначно — это еще одно испытание, старт, проверка характера на пороге Сиднея.
«От Австралии я ожидала большего»
- Скажите, что больше всего впечатлило в вашем олимпийском путешествии?
- Непростым был перелет: из Киева до Франкфурта — 2,5 часа, затем в Сингапур — 12 часов, а потом на Сидней — 8 с «хвостиком». Почти сутки лету, смена часовых поясов. А уже со следующего после приземления дня начались тренировки с 8 часов утра, подъем — в 6. Одним словом, нас закаляли, адаптировали, приучали Наверное, поступали тактически правильно. Другие команды «приходили в себя» неделю.
Днем — еще одна тренировка. По вечерам — отдых, развлечения в игровом центре Олимпийской деревни: гонки на машинках, компьютерные игры. Одно из самых ярких первых впечатлений — огромнейшая столовая в нашей деревне. Там было все — от восточной и до западноевропейской, американской, кухни. Причем, круглосуточно!
- И блюда украинской кухни?
- А как же! Например, «котлеты по-киевски». Было там абсолютно все: и вегетарианский стол, и мясной, и рыбный Поначалу хотелось все попробовать, и все было очень вкусно. Но к хорошему быстро привыкаешь, и уже под конец пребывания мы стали достаточно переборчивы, чтобы не сказать придирчивы.
- А сам Сидней? Поразил?
- Он просто великолепен! Особенно его центральная часть, поразившая небоскребами, а также бизнес-центр. Весь город был в праздничном убранстве, на огромных окнах домов — фотоснимки спортсменов. Люди очень радушные: улыбались, интересовались, из какой команды
Но, честно говоря, от Австралии я ожидала большего и совсем не так себе ее представляла. Правда, у нас просто не было возможности и, прежде всего, времени увидеть природу, экзотические уголки этой страны. Кроме коала-парка (по соседству с Олимпийской деревней), в котором можно увидеть не только коал, но и кенгуру, мы побывали еще на океанском побережье. Всего один-единственный раз. И все
- Очень жесткий тренировочный режим?
- Деревня находилась в двадцати минутах езды электричкой от города. Самостоятельно отлучаться нам не разрешали после того, как один из олимпийцев погиб (его сбила машина).
Побывали мы еще в Украинском доме, на встрече с местной украинской диаспорой. Там же чествовали Яну Клочкову.
«Серебро, которое мы завоевали, для нас — чистое «золото»
- Как проходили соревнования?
- Отстреляли «квалификацию», две дистанции по 70 метров. Каждая из них — по 36 выстрелов и, соответственно, 360 очков. После «квалификации» мы были вторыми из 12 команд. Вообще должно было быть 16 команд, а потому все «квалификационные призеры» (в том числе и мы) первый спарринг пропустили. Далее, в четвертьфинале, мы победили итальянок — 230:237, а затем, в полуфинале, турчанок — 240:233. Группа подобралась очень сильная: итальянские лучницы — чемпионки мира, турецкие — чемпионки Европы. Состав у них стабильный, выверенный. О кореянках и говорить не приходится: 15 лет они бессменно лидируют в этом виде
- Безраздельное первенство?
- Представьте себе, да! Отбор кандидатов в сборную Кореи завершился год назад. Проводился он среди тридцати спортсменок, стреляющих за 1310 (для сравнения: в Украине таких человек восемь). Затем «планку» подняли до 1350, потом — еще выше. И, по известным только им критериям, отобрали в сборную. Среди них — чемпионка предыдущей Олимпиады в личном и командном зачетах Ким Сен Юн.
- И потому «серебро» украинской команды стало неожиданностью?
- Не сказала бы. Во многих изданиях, в том числе и спортивных, пишут об этой неожиданности. Другие позволяют себе рассуждать о лучницах, чуть ли не указывая на то, как и что надлежало делать. При этом выявляется полнейшее незнание специфики данного вида спорта, раздаются лишь сетования на то, что мы «не взяли «золото», хотя могли.
- Лук, из которого вы стреляете, отвечает всем требованиям и его хозяйки?
- Пока не жалуюсь. Работаю этим луком, штатовским, второй год. Он — родной, пристрелянный, известны все его «за» и «против». Натяжение тетивы — 16,5 килограммов.
Оружие у нас — вполне нормальное, можно сказать, современное. Ведь лук должен быть « в работе» не менее полугода, чтоб к нему привыкнуть. А получилось так, что снаряжение наша сборная получила перед Олимпиадой, потому Сами понимаете! Это стрелы сегодня можно нарезать, а завтра — стрелять
- Ваши спортивные мечты?
- Хочу увидеть новое стрельбище родного «Локомотива». И, конечно, провести в октябре в Одессе Кубок Украины по стрельбе из лука, да вот более-менее нормальных условий для этого нет. Увы
921Читайте нас в Facebook