Спокойно уехав со стоянки на своей машине, владелец обвинил автокооператив в ее пропаже
Вот уже полтора года слушается дело об угоне автомобиля с одной из стоянок в Минском районе столицы. Суд в затруднении: служители Фемиды сомневаются, что машину члена автомобильного кооператива Авдеева угнали злоумышленники. Ведь органам правопорядка известны случаи, когда, пользуясь несовершенством системы хранения автомобилей на стоянках, авантюристы предъявляли иски к автокооперативам за машины, которые сами же и угоняли.
Передача автомобиля на хранение дежурному приемщику стоянки мало чем отличается от сдачи пальто в театральный гардероб. Поставив машину, ее владелец получает свой пропуск (при временном хранении -- квитанцию об оплате стоянки), а забирая ее, возвращает документ дежурному. Правда, автовладелец должен собственноручно зафиксировать время заезда или выезда в специальном журнале, а дежурный -- подтвердить его своей подписью. Таким образом, наличие у владельца машины пропуска или квитанции означает то же, что и наличие у гражданина на руках гардеробного номерка. Этим и воспользовался герой, чью фамилию, по понятным причинам, изменила.
Собираясь уехать со стоянки на своей «Волге», он принес дежурному пропуск. Но поскольку Авдеев числился в должниках (почти полгода не платил взносы), то дежурный документ не принял и выезд не разрешил, предложив немедленно оплатить стоянку либо решить вопрос с председателем кооператива об отсрочке платежа. А из-за того, что перед шлагбаумом в ожидании выезда стояли другие машины, дежурный вынужден был убрать преграду. И должник использовал эту ситуацию в своих интересах: он вывел машину за шлагбаум, помахав дежурному пропуском. Бог бы ему судья, если бы не то, что за этим последовало.
Явившись на стоянку через две недели, Авдеев заявил, что машину у него украли! Вызвал милицию, которой и предъявил свой пропуск. На месте стоянки его «Волги» никаких следов пребывания автомобиля, естественно, не обнаружили. Но пропуск-то -- на руках у Авдеева, а это, по логике, говорит о том, что машину он оставлял на стоянке. Пришлось заводить уголовное дело.
Авдеев предъявил к своему кооперативу иск на сумму, в три раза превышающую стоимость пропавшей «Волги». Когда же стали разбираться, то обнаружилось, что в этом кооперативе за ним числится еще автомобиль «Мазда», а в соседнем он арендует боксы для автомобилей «Мерседес», «Сааб» и «Сузуки». Две машины с иностранными номерами были не растаможены и на учете в ГАИ не состояли. В суде истец открещивался от этой «автоколонны», утверждая, что все перечисленные автомобили принадлежат фирме, в которой он работает. Трижды он называл ложные адреса этого предприятия, а потом и вовсе отказался давать пояснения по данному вопросу.
Разбирательство длится полтора года и чем закончится, неизвестно. По словам адвоката Владислава Савчука, такие споры, случается, решаются и не в пользу кооперативов. Он вспоминает недавний случай из своей практики:
-- Владелец автомобиля производства США стоимостью в несколько десятков тысяч долларов поставил его на временное хранение в автокооператив. Спустя некоторое время машина исчезла при туманных обстоятельствах. В организации угона многие подозревали владельца, но доказательств тому не было. Поэтому правление кооператива в суде согласилось возместить владельцу автомобиля убытки, что и было сделано «в рассрочку». Чтобы выплатить огромную сумму, пришлось «заморозить» зарплату персонала кооператива и увеличить стоимость стоянки. Иск был удовлетворен Минским райсудом, и теперь автокооператив находится на грани банкротства.
Однако мнимый угон -- не единственный способ «зарабатывать» деньги на своем автомобиле. Некоторые автолюбители еще практикуют организацию дорожно-транспортных происшествий. Умело подставляя бока своих ржавых «примусов» под лихачей на сверкающих лаком лимузинах, они получают через суд кругленькие суммы в порядке возмещения материального и морального ущерба. «Пострадавшие» же машины уже не восстанавливают, а выбрасывает на свалку, предварительно сняв с них все, что только можно.
-- Чтобы не попасть в ответчики по таким тяжбам, -- говорит Владислав Иванович, -- нужно все-таки выполнять правила -- и на дорогах, и на автостоянках. Расследуя причины ДТП, специалисты, как правило, легко находят правых и виноватых, и тот, кто «подставляется» в надежде сорвать с кого-то куш, бывает вынужден сам раскошеливаться. То же можно сказать и о ситуациях на стоянках. Если дежурный четко выдерживает порядок приема и выпуска машин с автостоянки, он никогда не попадет впросак. Но люди часто невнимательны или недобросовестны, а когда спохватываются, бывает поздно.
«Facty i kommentarii «. 26-Сентябрь-2000. Право.
318Читайте нас в Facebook