Только небольшой шрам на груди напоминает наталье о раковой опухоли, которую вовремя удалили
-- От рака груди пять лет назад умерла моя старшая сестра, поэтому я старалась регулярно обследоваться. Эта процедура угнетала меня, но всякий раз, когда ничего не находила, я чувствовала облегчение. А в 1997-м под пальцами я обнаружила что-то твердое размером с горошину -- и похолодела, -- вспоминает 34-летняя Наталья.
Она была уверена, что это рак. Два дня прорыдала. Муж успокаивал -- может, ничего страшного нет? Однако в онкодиспансере поставили диагноз: рак первой стадии, и назначили операцию.
-- Я думаю, что правильно сделала, сразу согласившись на нее, -- делает вывод по прошествии трех лет Наталья. -- У меня есть сын, муж, и я есть у них. Постепенно возвращаюсь к прежней жизни. А до операции уже не верила, что это возможно.
-- Успех лечения зависит как от врача, так и от самого больного. В этом смысле Наталья -- примерная пациентка, -- говорит заведующий научно-исследовательским отделением информации, внедрения и координации научных исследований Украинского НИИ онкологии и радиологии Игорь Пономарев. -- Вовремя заметив «узелок», она сразу обратилась к врачу-онкологу. Опухоль, которая была еще без метастазов, удалили, пораженный орган сохранен. Затем Наталья прошла небольшой профилактический курс химиотерапии, и сейчас только посещает маммолога для контроля два раза в год. Ей нужно быть начеку, ведь риск, что опухоль возникнет снова в этом или другом органе, остается.
Жена Рембрандта была больна раком молочной железы
-- Рак молочной железы -- на первом месте среди женских онкологических заболеваний и является одним из самых распространенных недугов в мире. В Украине он ежегодно поражает около пятнадцати тысяч женщин, каждая шестая из них умирает, не прожив и года с момента постановки диагноза, -- приводит грустную статистику заведующий отделением НИИ онкологии и радиологии Игорь Пономарев. -- Избавлять от рака во всем мире пытаются одинаково: хирургическим методом, лучевой или химиотерапией. В любом случае лечение наиболее успешно на ранних стадиях заболевания и обходится пациентам раз в тридцать дешевле, чем лечение запущенной болезни. Однако около 70% женщин приходят за помощью, когда сохранить пораженный орган нельзя и нет гарантии излечения.
На четвертой стадии рак молочной железы врач может определить, взглянув на больную грудь -- настолько она деформируется. Так, от глаз врача-онколога не укроется, что Саския, жена Рембрандта, которую он изобразил обнаженной незадолго до ее смерти, была больна раком молочной железы. В Индии именно эта картина используется для напоминания женщинам об опасности онкозаболевания: на почтовых открытках с репродукцией работы Рембрандта пораженная грудь закрыта рентгеновским снимком, на котором видна опухоль с метастазами. На обратной стороне открытки напечатаны адреса и телефоны ближайших маммологических центров,где можно пройти обследование.
Дисциплинированным женщинам выплачивают премии за то, что они не болеют
Но проблема в том, что до определенного момента опухоль не беспокоит женщину. Как убедить ее, если ничего не болит, прийти в больницу и обследоваться? В Западной Европе и Америке проблему решают так: со страниц газет, журналов, с экранов телевизоров убеждают женщин проходить профилактические осмотры, врачей, выявивших рак на ранней стадии, премируют, за запущенную стадию штрафуют. Существует особая система страхования, при помощи которой женщина может зарабатывать на своем здоровье: если она своевременно посещает всех специалистов и к концу срока страховки у нее не выявлена болезнь, она получает премию больше суммы страхового взноса. В результате за пять лет в этих странах число запущенных случаев рака уменьшилось на 40%.
-- Наши женщины, особенно молодые, боятся операции, -- говорит врач-рентгенолог института Людмила Крахмалева. -- Узнав, что у них рак первой стадии, многие возвращаются на лечение только через несколько лет. Но ведь опухоль, медленно достигнув размера горошины, начинает увеличиваться вдвое каждые два--три месяца. А женщины теряют драгоценное время, лечатся у бабок, экстрасенсов, голодают, прикладывают глину, компрессы, что только способствует росту опухоли Недавний случай: 35-летняя женщина, у которой два года назад обнаружили опухоль в одной молочной железе, отказалась от операции и пила «лекарство», настоянное на змее. Теперь у нее рак третьей--четвертой стадии обеих желез.
Бывает и так, что неквалифицированные врачи ставят ошибочный диагноз, подвергая больного смертельной опасности.
Ирина, как и Наталья, сама обнаружила у себя уплотнение. В НИИ онкологии и радиологии, куда ее направил районный онколог, ей поставили диагноз: рак первой стадии.
-- Размер опухоли тогда был полтора сантиметра, мне срочно назначили операцию, -- рассказывает Ирина. -- Однако я решила проконсультироваться еще с одним специалистом. Счастью моему не было предела, когда он нашел всего лишь мастопатию. Я лечила ее в течение года, но узелок все увеличивался. Когда же решилась сделать маммографию и УЗИ, оказалось, что опухоль уже выросла в два раза. Взглянув на снимки, врач ахнула: «Не будет мне прощенья! Срочно на операцию!» Я больше не рискнула экспериментировать со своим здоровьем, и три дня спустя меня прооперировали.
-- Решится на операцию -- это серьезный шаг. И понятно желание Ирины посоветоваться с другим врачом, -- говорит заведующий научно-исследовательским отделением опухолей молочной железы, руководитель лечебно-диагностического маммологического центра, профессор Валерий Тарутинов. -- Однако если диагнозы оказались разными, то надо было не самой выбирать тот, который больше нравится, а обязательно проконсультироваться еще с несколькими специалистами.
-- Кто принимает окончательное решение об операции?
-- Онколог-маммолог на основании УЗИ, анализов и маммографии, которую надо делать только на специальном аппарате, с пленкой, предназначенной именно для этой процедуры. Иногда уже во время операции решают, удалять всю железу или только опухоль. Тогда делают срочное гистологическое исследование, привлекая нескольких специалистов, чтобы не было ошибок.
Восточных женщин уберегают религиозные запреты
-- Можно предупредить болезнь?
-- Природа возникновения рака молочной железы до конца не изучена, и стопроцентную защиту от него нельзя гарантировать. Но можно выделить факторы риска развития заболевания. В первую очередь это наследственная предрасположенность, то есть любые онкозаболевания у кровных родственников. Гинекологические заболевания, аборты тоже «бьют» по молочной железе -- с наступлением беременности она настраивается на выработку молока, когда же беременность прерывается, в организме женщины изменяется уровень гормонов. Повышают риск воспалительные заболевания и травмы молочной железы, неполадки в работе почек, печени, кишечника, эндокринных органов, стрессы. У каждой второй больной женщины за год--полтора до того, как она обнаружила у себя уплотнение, была серьезная психическая травма. Разумеется, это еще не означает, что достаточно перенервничать, чтобы заболеть. Но когда неблагоприятные факторы накапливаются, угроза возрастает.
На Востоке женщины страдают раком молочной железы в 7--10 раз реже, чем в западных странах. Это объясняется тем, что восточной религией запрещены аборты, женщины там рано выходят замуж, более длительное время кормят грудью, а это защитные факторы. В Америке и Европе, наоборот, женщины выходят замуж и в первый раз рожают позже, чаще оказываются в стрессовых ситуациях.
Улучшить ситуацию в Украине можно, если женщины изменят отношение к своему здоровью. Вы даже представить не можете, как для врача обидно диагностировать запущенный рак. Врачи готовы чуть ли не сами агитировать на улице ежегодно проходить профосмотр, лечить болезни внутренних органов, каждый месяц делать самостоятельное обследование молочных желез. Если обнаружилось уплотнение или припухлость, появилась болезненность, не связанная с менструацией, немедленно проконсультируйтесь с маммологом. Тем, кто входит в группу риска, с 35 лет по назначению врача раз в два года, иногда каждый год надо делать маммографию, остальным ее следует проходить раз в два года после 50 лет.
1632Читайте нас в Facebook