«Наталья здесь выросла, с детства вместе с родителями высаживала деревья, выращивала цветы и виноград. И тут ей приходят документы, что она захватила эту землю!.. »
О судьбе Натальи Кобелевой, которая, не выдержав издевательств представителей власти, правоохранительных органов и коммерческих структур, свела счеты с жизнью, «ФАКТЫ» рассказывали 12 июля 2006 года. Сиротой остался ее несовершеннолетний сын Валентин. Но правоохранительные органы почему-то не видели криминала в действиях лиц, причастных к трагедии. И лишь благодаря настойчивости и принципиальной позиции омбудсмена Нины Карпачевой был вынесен обвинительный приговор. Правда, на это потребовалось целых три года. Но и теперь решение суда не исполняется.
О некоторых перипетиях громкого уголовного дела корреспонденту «ФАКТОВ» рассказал представитель Уполномоченного по правам человека в Крыму Алексей Орловский, который был представителем сына Натальи Кобелевой в многочисленных судебных процессах.
«Связав руки, ее избили и привязали к старой, посаженной еще родителями сливе»
Коренная крымчанка Наталья Кобелева жила недалеко от центра города с 15-летним сыном Валентином в двухкомнатной квартире, доставшейся ей от родителей. Несколько лет назад Наталью сократили на работе. В Алуште, как и в любом другом курортном городе, сложно найти хорошую постоянную работу. И Наталья, по словам соседей, крутилась как могла. Сама была работящей и сына к труду приучала. Жила, в основном, за счет огорода. Четыре сотки земли на улице Сергеева-Ценского достались ей от родителей. Местность, где расположен дом и огород Натальи, горожане называют Орлиная гора. Оттуда открывается прекрасный вид на город и море. Наталья продавала выращенные овощи и фрукты. В небольшом сарайчике, построенном на участке, держала кур и коз. Иногда торговала на рынке козьим молоком.
Еще около десятка семей, проживающих на улице Сергеева-Ценского, имели такие же огороды, как и Наталья. Может, и до сих пор продолжалась бы их размеренная жизнь, характерная для прибрежных крымских городов, если бы рядом с их огородами не приобрел участок заместитель прокурора города
Вскоре сессия Алуштинского горсовета отдала полтора гектара земли на улице Сергеева-Ценского в аренду спортивному клубу «Алустон-98», к которому, по слухам, этот зампрокурора и его супруга имели непосредственное отношение. Так огороды Натальи Кобелевой и ее соседей по решению сессии отошли спортсменам. Те якобы решили построить здесь стадион и гостиницу. Хотя еще за несколько лет до этого в киевских журналах и в интернете появились объявления о продаже квартир на улице Сергеева-Ценского в недостроенном комплексе. Мать-одиночку Наталью Кобелеву строители стали первой выгонять с участка.
— Инспекция контроля за использованием земли оштрафовала ее за самовольный захват участка, — рассказывает Алексей Орловский. — Представьте себе состояние женщины, которая выросла на этой земле. Все детство ее там прошло. Ведь родители получили огород еще в 1959 году, работая в «Укоопспилке». А Наталья родилась в 1964-м. Вместе с отцом и матерью она обрабатывала этот участок: завозили землю, делали террасы, на них — грядки, высаживали деревья, кустарники, цветы, розы, виноград, сооружали хозяйственные постройки, подвели воду. По сути, из каменистой почвы сделали плодородную. И вдруг Наталье приходят документы, в которых говорится, что она захватила участок! Женщина всю жизнь была законопослушной, а тут ее в таком обвиняют, да еще и наказывают финансово.
Наталья заплатила первый штраф, составивший 84 гривни. Позже ее штрафовали еще несколько раз за неисполнение решения суда. Весной 2006-го городской суд обязал Наталью Кобелеву освободить участок. 27 июля туда пришли судебные исполнители и двое участковых милиционеров. Подогнали бульдозер. Сарайчик развалили, кур передавили, коз разогнали. На следующий день Наталья, по словам соседей, пыталась починить разрушенный забор, которым была ограждена территория. Но уже утром 29 июля руководитель строительной фирмы Денис Русанов и еще трое неустановленных личностей снова пришли на участок Кобелевой. Женщина решила отстаивать землю. От отчаяния даже полезла в драку с новыми хозяевами. И тогда они, связав ей руки за спиной проводом, избили Наталью и привязали к старой, посаженной еще родителями сливе. После чего начали крушить все, что было на участке. Незваные гости ушли, оставив Наталью привязанной к дереву на солнцепеке. Ее отвязал сосед, который приехал посмотреть, что происходит на огородах. Мужчина рассказывал, что женщина стояла грязная и заплаканная.
— Она испытывала острую физическую боль, к тому же была абсолютно беспомощна, — возмущается Алексей Орловский. — Это ж надо было так унизить несчастную женщину! Конечно, стерпеть такое она не смогла.
Видя, в каком состоянии находится Наталья, сосед решил отвезти ее в больницу. Женщина переоделась, привела себя в порядок и поехала. Однако возле мэрии попросила остановиться. Там как раз проходила сессия городского совета. Перед началом очередного пленарного заседания женщина подошла к городскому голове и пожаловалась, что ее лишили земельного участка. По словам свидетелей, Наталья выглядела сдержанной. Успокоив ее, мэр предложил подождать, чтобы разобраться с проблемой во время перерыва сессии. Наталья развернулась, подошла к открытому окну, выбралась через него на балкон и шагнула с пятого этажа вниз. Женщина умерла еще до приезда «скорой».
— Чиновники Алуштинского горисполкома, которые готовили документы по отводу земельных участков, знали, что действия по отношению к Наталье Кобелевой незаконны в связи с длительностью обработки участка, доставшегося ей от родителей, — говорит Алексей Орловский. — Тем не менее в документах они писали, что на данной территории ничего нет. Я им задавал вопрос: если там ничего нет, то зачем вам нужно было решение суда о принудительном освобождении участка Натальей Кобелевой? Ответа, конечно, не получил.
«К сожалению, люди не защищены от чиновников»
— Так с каждым человеком могут поступить?
— К сожалению, люди не защищены от чиновников, и такое происходит сплошь и рядом, — говорит Алексей Орловский. — Когда общественность узнала, что Наталья Кобелева выбросилась из окна городского совета Алушты, это произвело эффект разорвавшейся бомбы. В первую очередь для тех, кто участвовал в процессе. Для них это было в диковинку. Как же так, женщина не согласилась с решением городского совета и пошла на крайние меры?!
А сколько людей вынуждены смириться с ситуацией, потому что не могут сломать сложившуюся порочную систему. Прокурор Алушты до последнего сопротивлялся, поначалу даже было отказано в возбуждении уголовного дела по факту гибели Натальи Кобелевой. И тогда Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Нина Карпачева подняла на ноги Генпрокуратуру, обратилась к Президенту, подробно изложив все нюансы, причины и подводные камни случившегося. Только после этого материалы были переданы в севастопольскую прокуратуру. А им уже некуда было деваться, дело получило общественный резонанс. Если бы все осталось в алуштинской прокуратуре, суда не было бы. Что только не предпринимали причастные к трагедии лица, чтобы уйти от ответственности! Сколько мы прошли судов, сколько было принято и затем отменено решений! Система рассмотрения этого вопроса была кем-то очень квалифицированно направлена в такое русло, где виновных не должно было быть.
К слову, в обращении Нины Карпачевой к Президенту Украины говорилось: «Проверкой Уполномоченного по правам человека установлено, что непосредственно к трагедии имеет отношение бывший заместитель прокурора города Алушты Н. Любинецкий, который, по словам граждан, является фактическим руководителем СК «Алустон-98». Жители дома № 6 (в котором жила Наталья Кобелева. — Авт. ) заявили, что сразу после сооружения им собственного элитного дома, который, по их оценкам, стоит свыше одного миллиона долларов, расположенного рядом с их земельными участками, Любинецкий, отстаивая интересы этой фирмы, постоянно требовал немедленного освобождения занятых ими приусадебных участков, угрожал поместить сына Натальи Кобелевой в следственный изолятор, саму Наталью — в психиатрическую больницу, а некоторых других жителей — зарыть трактором-экскаватором. Люди также объясняют, что именно по его указанию были вырублены лесные насаждения, в связи с чем они обращались в городскую прокуратуру, уничтожены фруктовые деревья, разобрано ограждение вокруг земельных участков и разрушена система подачи к ним воды».
Тем не менее уже на девятый день после гибели Натальи Кобелевой заместитель прокурора сменил прокурорскую мантию на судейскую, то есть стал неприкосновенным. Неужели в Секретариате Президента не знали о том, что произошло в Алуште, и поэтому ничего не сделали для отмены или приостановки действия указа главы государства о назначении судьей этого гражданина? Поневоле закрадывается мысль о его высоких покровителях.
— Проведя расследование обстоятельств смерти Натальи Кобелевой, прокуратура Севастополя возбудила уголовное дело по доведению до самоубийства Натальи Кобелевой против руководителя строительной фирмы Дениса Русанова, которое затем было передано в суд, — говорит Алексей Орловский. — Русанов звонил мне неоднократно, приходил, доказывал: «Мы ничего там плохого не сделали » Тем не менее суд приговорил его к пяти годам лишения свободы и постановил выплатить сыну погибшей Натальи Кобелевой моральный ущерб в размере 100 тысяч гривен. Таким образом суд удовлетворил гражданский иск Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека в интересах несовершеннолетнего Валентина Кобелева. Решением сессии городского совета разорван договор с «Алустоном-98». Согласно решению хозяйственного суда спортклуб должен освободить участок, на котором якобы намеревался строить стадион и гостиницу. Только как они его освободят, если там уже вырыт котлован глубиной метров пятнадцать?
— Правду говорят: не рой яму другому Директор строительной фирмы уже выплатил Валентину Кобелеву определенную судом сумму?
— Решение суда до сих пор не исполняется. С трудом удалось вытребовать у Русанова 20 тысяч гривен. Он выслал их сыну погибшей Натальи Кобелевой по почте. А сам после вынесения приговора, на котором, кстати, не присутствовал, ударился в бега.
— За время столь длинного, почти трехгодичного, разбирательства вам лично не угрожали? Ведь вы непосредственно занимались этим делом?
— Мне не раз звонили ночью и что-то там рассказывали вперемешку с нелитературными фразами. Но, знаете, мы как добивались правды, так и продолжаем это делать Будь у нас в стране побольше неравнодушных людей, жили бы все по-другому. Во всяком случае, в людей просто так в лесу не стреляли бы, военные санатории не продавали бы
541Читайте нас в Facebook