Легендарный корабль «товарищ», вместе с анастасией вертинской и василием лановым «игравший» в «алых парусах», сегодня находится не у дел
Знаменитостей, в разное время побывавших на борту учебного барка «Товарищ», не счесть. Английский принц Филипп и адмирал США Стюарт, космонавт Герман Титов и писатель Владимир Беляев, дочь президента США Псулия Никсон и первый президент Украины Леонид Кравчук Не говоря уже о киноактерах -- парусник был героем более 30 фильмов, включая «Алые паруса» и «Дети капитана Гранта». Но это все в прошлом.
Первый советский учебный парусник -- по происхождению англичанин
Слово «Товарищ» -- не пустой звук для англичан, и отношение к первому советскому учебному паруснику с этим именем на борту у них особое. Ведь его «родитель» -- чистокровный англичанин.
17 октября 1892 года в городе Белфаст на верфи «Уоркмен и Кларк» был торжественно спущен на воду джутовый клипер «Лауристон». Лондонская судоходная компания «Джилбрейт и Мурхед» обзавелась великолепным судном для торговли с востоком. «Лауристон» дважды сменил владельцев, а в 1916 году, в разгар первой мировой войны, вместе с другим парусником -- «Катанга» -- был приобретен российским правительством. России было необходимо доставлять из Англии материалы для строившейся Мурманской железной дороги.
В годы гражданской войны и интервенции «Лауристон» перекочевал к берегам бывшего отечества -- его захватили английские оккупанты и угнали в Англию. Вернулся он из «плена» в 1921 году. Тогда же и совершил первое плавание под советским флагом в столицу Эстонии. Команда корабля была собрана из бывших рыбаков Лужской Губы и Ладоги, отлично знавших парус.
В 1922 году было принято решение переоборудовать один из двух парусников в учебное судно. «Катанга» была в худшем состоянии и выбор пал на «Лауристон».
«Нелегкое это было дело, -- вспоминал ветеран флота Иван Ман, один из самых известных капитанов страны. -- Не хватало материалов, снастей, парусины И все же к началу 1923 года благодаря энтузиазму старых моряков и молодых слушателей Одесского морского техникума реконструкция и переоборудование парусника успешно закончились».
В 1924 году четырехмачтовый барк, получивший имя «Товарищ», совершил поход в английский порт Талбот в качестве учебного судна. На его борту было 60 воспитанников Одесского морского техникума. В 1926--1927 годах «Товарищ» побывал в портах Южной Америки -- Монтевидео, Росарно и Буэнос-Айресе. Прибыв в Одессу, корабль стал флагманом учебного флота, исключительно популярной школой под парусами. Великая Отечественная война застала барк в Мариуполе. Захватив город осенью 1941 года, гитлеровцы решили с помощью парусника перекрыть вход в гавань, затопив его поперек канала. Но корабль словно оказывал сопротивление врагу: при погружении чуть развернулся и сместился с оси фарватера, а затем сел на грунт, оставив узкий проход. По рассказам моряков, освобождавших Мариуполь от гитлеровцев, группа советских бронекатеров во время прорыва в порт воспользовалась этим проходом и успешно завершила боевую операцию.
В городском сквере Мариуполя, неподалеку от ворот торгового порта, на каменном пьедестале установлен один из становых якорей барка-ветерана.
По старой флотской традиции имя «Товарищ» унаследовал другой парусник, поднятый со дна моря в районе балтийского порта Штральзунд. Бывшее учебное судно германских ВМС «Горх Фок-1» передали по репарации СССР. Построенный в 1933 году в Гамбурге, преемник первого «Товарища» был столь же привлекателен и любим, как и его предшественник. По типу парусного вооружения это классический барк.
После ремонта «Товарищ» был приписан к Херсонскому мореходному училищу.
-- За 63 года плаваний «Товарищ» прошел более 500 тысяч морских миль, -- рассказывает начальник Херсонского морского колледжа (теперь так именуется мореходное училище имени П. П. Шмидта. -- Авт. ) Владимир Ходаковский. -- Он 12 раз обогнул земной шар по экватору(!), побывал в 102 портах 86 стран мира. Свыше пятнадцати тысяч воспитанников морских учебных заведений прошли здесь школу морской выучки. Полторы тысячи его курсантов стали капитанами дальнего плавания.
Украина не потратила на барк ни доллара
Прослужив более шестидесяти лет, уникальный парусник потребовал капитального ремонта. Выполнить его взялись англичане, и барк-ветеран отправился в очередное дальнее плавание. Растянулось оно на долгие четыре года.
«Товарищ» пришел на Тайн под парусами с возвышенными надеждами на то, что ремонтные работы будут завершены вовремя, и он успеет принять участие в гонке парусных кораблей в 1995 году, -- писала английская газета «Трейд Виндз». -- Но мечта о лете на море обернулась горечью, когда «Товарищ» был поставлен в сухой док. Выяснилось, что необходимые затраты на его ремонт намного превышают 500 тысяч фунтов стерлингов, как ожидалось первоначально. По некоторым оценкам, стоимость ремонта может достичь двух миллионов фунтов »
-- Как выяснилось уже по прибытии в Англию, -- говорит Владимир Ходаковский, -- тамошний спонсор оказался не в состоянии оплатить дорогостоящий ремонт, а морские власти запретили кораблю выход в открытое море. Барк стоял вначале в Ньюкасле, а затем был переведен в Милдсборо, но средств на ремонт за все эти годы так и не нашлось. И вот не так давно поступило предложение от немецкой стороны, согласившейся за три года отремонтировать легенду отечественного и мирового флота на условиях последующей эксплуатации барка совместно с украинской стороной в течении десяти лет. «Товарищ» отбуксировали в германский порт Вильхельмсхафен, где его готовят к постановке в док. Я присутствовал на операции по перегону судна из Англии в Германию по поручению Минобразования, между которым (от имени Кабмина Украины) и «Обществом больших парусных судов» (Германия) подписан соответствующий договор.
-- Что именно предусматривает этот документ?
-- Во-первых, буксировку парусника, во-вторых, его ремонт и восстановление на германской судоверфи.
-- Владимир Федорович, кто оплачивает расходы?
-- На сегодняшний день Украина не потратила на «Товарищ» в инвалюте ни одного доллара. Германская компания все валютные расходы взяла на себя: и буксировку, и содержание сменного экипажа. Всего же ремонтно-восстановительный комплекс потребует два миллиона долларов.
«Будем готовить кадры для дальнего зарубежья?»
-- Еженедельно мы выходим на связь с капитаном «Товарища» Юрием Кущенко, который сменил на этом посту прославленного «морского волка» Олега Ванденко, -- продолжает Владимир Ходаковский. -- Капитан с девятью моряками находится сейчас в Вильхельмсхафене. Он информировал о том, что часть предварительных ремонтно-восстановительных операций на судне уже проведена.
-- Удастся ли продлить жизнь «Товарища»?
-- Пока неизвестно. И вообще, судьба этого парусника -- отражает состояние всего учебно-производственного флота Украины, который сегодня находится на грани выживания. Без прохождения плавпрактики невозможно выдать диплом, а значит, и трудоустроить молодого специалиста. Мы сейчас изворачиваемся как можем, бьем челом перед администрациями различных судоходных компаний, чтобы наши воспитанники смогли пройти практику хоть на каком-то судне. -- Честное слово, обидно на нашу морскую державу!
Сегодня интерес к Херсонскому колледжу проявляют зарубежные судоходные компании, которые с удовольствием приглашают курсантов на практику. Вот и недавно на восьмимесячную практику на кипрском теплоходе отбыли 15 наших воспитанников, с честью выдержавшие конкурс (20 человек на место).
Сейчас еще три крюинговые компании предлагают проходить практику у них. И это абсолютно бесплатно, плюс питание и зарплата порядка 400 долларов в месяц. Наши же, отечественные, судовладельцы запрашивают за прохождение практики по пять долларов в сутки Выходит, будем готовить кадры для дальнего зарубежья?!
1954Читайте нас в Facebook