Выходя замуж за иностранца, не спешите отказываться от украинского гражданства
Хоронили Аллу Петровну в День защиты детей. Над ее гробом рыдал мальчик, которого уже некому было защитить. Ведь его мама умерла.
С Абдуллой Алла познакомилась, будучи студенткой медучилища. Она была невысокой, чуть полноватой брюнеткой. Такие девушки нравятся арабским мужчинам, поэтому неудивительно, что Абдулла обратил на нее внимание на первой же вечеринке. Дальше все складывалось тривиально -- любовь, цветы, свидания, женитьба А получив медицинский диплом, Абдулла решил вернуться на родину, в Йемен. Конечно же, вместе с Аллой -- и она чувствовала себя избранницей судьбы.
В то время в советской Украине мало знали о мусульманских традициях. Поэтому для Аллы стало открытием, что на родине мужа к женщинам относятся, как к рабыням. Вся жизнь молодой женщины свелась к уборке, стирке, приготовлению еды. Даже рождение дочек не заставило мужа смягчиться. Он не считался ни с женой, ни с детьми. Покорность днем и ночью -- вот что требовалось от Аллы, но как типичная славянка, она не только не молчала, но могла и накричать на супруга в присутствии друзей или уйти из дома, не спросив разрешения. Эти ее «выходки» заканчивались неизменным: «Вот только роди мне сына, и я тебя убью». Абдулла говорил это так серьезно, что у Аллы сердце уходило в пятки. А однажды он приехал с работы с двумя подчиненными, в руках которых были автоматы. «Любящий» муж вручил Алле ее паспорт и билет на самолет: «Уезжай, -- сказал он. -- А девочки останутся со мной. Им не нужна такая мать». Парни с автоматами проводили Аллу до трапа самолета, и она улетела на родину. Но не одна: под сердцем увозила ребенка, чье существование скрыла от мужа.
За шесть лет, которые Алла провела за границей, дома многое изменилось. Умерли родители, и женщине пришлось хлопотать, чтобы доказать свои права на их однокомнатную квартиру. Непросто было и найти работу. Но родился сын и стал ей утешением. Как ни странно, он радовал Аллу тем, что был похож на мужа -- черноглазый, курчавый бутуз. Она назвала сына тем именем, которым назвал бы его и Абдулла -- Игнассио. Но окружающие называли мальчика принятым в наших краях -- Игнат. Любовью к сыну Алла заглушала боль своих утрат: отказывая себе в самом необходимом, покупала ему дорогие игрушки, а когда пришло время, отдала в частную школу.
Поначалу зарплаты хватало, но постепенно жить становилось все труднее. Алла не боялась работы -- кроме своей 1,5 ставки она подменяла на дежурствах и медсестер, и санитарок, и нянечек. Случалось, по трое суток подряд не выходила из больницы, а с Игнатом общалась по телефону.
Работа, работа, работа А тут соседи, которые не против выпить. Для Аллы застолье стало отдушиной. И хотя она ни разу не пропустила дежурство, ее пристрастие заметили. И коллеги, и соседи, и сын Это-то и решило ее судьбу.
В то утро после дежурства Алла с трудом добралась домой: сердце пекло огнем. Она решила не тревожить сына и тихо прошла в ванную. Открыла кран и, потеряв сознание, упала на пол. Первой Аллу обнаружила соседка из нижней квартиры. Пришла сказать, что ее заливает, открыла незапертую дверь и все «поняла». Переступив через Аллу, она закрыла кран и ушла. Игнат же и вовсе не заходил с утра в ванную. Отправился на пляж и только вернувшись, обнаружил мать -- уже мертвой.
Медэкперты зафиксировали смерть от инсульта. Похоронили Аллу сотрудники, скинувшись на обряд и поминки. За поминальным столом пили за упокой ее доброй души. А вздыхали о том, что не там эта душа искала понимания.
Да разве мало наших соотечественниц уезжает за границу вслед за любимыми? По-разному складываются их судьбы. Иные счастливы. А у кого возникают проблемы, те возвращаются на родину. Но и тут им чаще всего приходится несладко.
-- Люди, которые выезжают на постоянное проживание за рубеж, делятся на две категории, -- комментирует заместитель начальника управления по делам миграции и беженцев Государственного департамента по делам национальностей и миграции Галина Суботенко. -- Первая -- это те, кто меняет гражданство Украины на гражданство или подданство тех государств, в которых собираются жить. Такие люди находятся под патронажем принявших их государств и не пользуются защитой дипломатических представительств Украины. Если люди этой категории по каким-либо причинам возвращаются в Украину, то не могут рассчитывать на помощь со стороны нашего государства до тех пор, пока не возобновят украинское гражданство. Вторая категория -- это выезжающие на постоянное место жительства с сохранением украинского гражданства. Они пользуются защитой, даже находясь за пределами родины. Но для этого по прибытии в страну проживания должны встать на консульский учет в посольстве Украины. Если это сделано в установленном порядке и в положенный срок, эти люди могут обращаться в дипломатические представительства Украины и рассчитывать в случае необходимости, на поддержку. В частности, им может быть оказано содействие в возвращении на родину. Поэтому тем, кто собирается строить свою жизнь за пределами Украины, я бы советовала не торопиться со сменой гражданства. Это ведь только кажется, что в странах Запада, которые мы считаем цивилизованными, у людей не возникает проблем. А языковой барьер? А различие культурных традиций?
К нам обращаются люди, вернувшиеся и из стран «благополучного» Запада, но гораздо чаще из восточных регионов, где трудно прижиться славянам, а особенно славянским женщинам, воспитанным в традиции равноправия с мужчинами. Когда беседуешь с ними, то выясняется, что, отправляясь в другую страну, многие не удосужились ничего узнать ни о народе, ни об обычаях.
Ошибки людей, не имеющих представления о жизни в другой стране, им дорого обходятся. Ведь приходится пережить не только крушение «заграничных» иллюзий. Вернувшись на родину, нужно начинать все заново. Самые большие проблемы -- жилье и работа. Но эти проблемы героиня истории Алла как-то решила. А вот проблему душевного одиночества решить не смогла. И оставила ее в «наследство» сыну. Этот ребенок -- гражданин Украины. Он остался без опеки родителей, поэтому ответственность за его судьбу лежит на соответствующих структурах местной власти. Но что она может? Определить мальчика в детский дом. Но он туда не хочет. У Игната есть отец. Но никто не знает, жив ли он сейчас. А если жив, и хотел бы взять к себе сына, то ему еще нужно доказать, что он отец. Вон сколько проблем из-за того, что мама в свое время не дала себе труда взвесить все «за» и «против» выезда за границу.
1207Читайте нас в Facebook