ПОИСК
Спорт

Старший тренер звездного состава киевского «динамо» 1975 года олег базилевич: «со своей будущей женой татьяной я познакомился после того, как она… Выпала из моей машины после резкого поворота»

0:00 15 декабря 2000
Сергей В. ДАЦЕНКО «ФАКТЫ»

Достижения киевского «Динамо» в сезонах 1974 и 1975 годов являются, пожалуй, его самыми выдающимися успехами в уходящем тысячелетии. Победа динамовцев в розыгрыше Кубка обладателей кубков, а также выигрыш Суперкубка Европы в поединках с грозной и титулованной мюнхенской «Баварией» останутся наиболее яркими страницами в истории прославленного клуба. Удастся ли когда-нибудь в будущем нашим футболистам стать победителями Лиги чемпионов или выиграть Кубок УЕФА? Возможно…

А вот тогда, в 1975 году, динамовцам это удалось. Для многих любителей футбола столь стремительный взлет нашей команды на европейской арене по сей день остается загадкой. Бытует даже мнение, что не обошлось без серьезной помощи Всевышнего. Однако Олег Базилевич, один из тогдашних наставников «Динамо», вспоминая события 25-летней давности, считает, что ничего удивительного тогда не произошло.

«Таких мастеров, как Блохин, Колотов, Мунтян, Веремеев, Буряк сейчас днем с огнем не сыщешь»

-- Если хорошенько разобраться, то нам тогда просто не было равных. И это не только мое личное мнение. Совсем недавно один из тренеров сборной Украины Леонид Буряк — участник памятных всем матчей за Суперкубок с мюнхенской «Баварией» — ездил в Германию на тренерский семинар и встретился там с тогдашним наставником немецкого клуба Дитмаром Крамером. И вот, столько лет спустя, Крамер откровенно признался, что у «Баварии» не было ни одного шанса на победу. По его словам, «Динамо» действительно было сильнее…

-- Но неужели вы настолько были уверены в успехе своих подопечных еще до первых поединков в Кубке кубков?

РЕКЛАМА

-- Конечно, стартуя в Кубка кубков, мы не ставили обязательной задачи победить в этом турнире. Да и как мы могли ее ставить? В те годы наша страна была далеко не ведущей футбольной державой. Но в Киеве тогда сложились очень хорошие условия для создания конкурентоспособной на европейской арене команды. Поэтому когда возглавивший «Динамо» Валерий Лобановский предложил мне переехать в Киев и поработать вместе, я ни секунды не колебался. Мы были молодыми честолюбивыми тренерами, полными новаторских идей. Воплотить их в жизнь Валерию Васильевичу в днепропетровском «Днепре», а мне — в донецком «Шахтере» было трудновато. Да, в этих городах нам удалось создать хорошие команды, но только в «Динамо» мы всерьез могли бы замахнуться на нечто большее, чем победа в чемпионате СССР. В те годы, играя на своем поле, динамовцы никому не забивали меньше трех голов, ничья в Киеве считалась серьезной неудачей. Первые свидания в Кубке кубков с болгарским «ЦСКА Септемврийско знаме», а затем с немецким «Эйнтрахтом» показали, что мы не только ни в чем не уступаем европейским клубам, но в некоторых компонентах игры значительно их превосходим. Вот тогда у нас и у футболистов и появилась внутренняя уверенность в своих силах. А аппетит, как известно, приходит во время еды…

-- Но ведь в полуфинале вам попался голландский «Эйндховен» — мощная и прекрасно укомплектованная команда, которой почти все специалисты и прочили победу в турнире! Неужели даже тогда у вас не было сомнений в успехе?

РЕКЛАМА

-- Ну, сомнения есть всегда. Но голландцы не представляли для нас секрета. В том году мы впервые стали уделять серьезное внимание сбору информации о возможных соперниках. Кстати, «Динамо» стало первым из советских клубов, кто взял этот прием на вооружение. Правда, были в этом свои трудности. К примеру, тогда мы не могли, как сейчас, запросто отправить своего представителя с видеокамерой, к примеру, в Германию. На это требовались немалые финансовые расходы, вдобавок, чтобы оформить все необходимые документы, иногда требовалось несколько месяцев. Но мы искали другие возможности и, как правило, находили их. Так что игру «Эйндховена» мы изучили очень хорошо. Естественно, от нас не укрылся тот факт, что голландцы, атакуя, зачастую попросту навешивают мяч в штрафную соперников в расчете на удачную игру головой высоченного форварда Эдстрема по прозвищу Золотая голова. Этот гигант стал неразрешимой проблемой для многих клубов, не зря специалисты утверждали, что в игре головой он был самым сильным форвардом Европы. Наш вратарь Женя Рудаков получил «партийное задание»: не дать шведскому легионеру бить головой. И Женя справился с этой задачей на «отлично». Он метался по всей штрафной площадке, но его длинные руки неизменно оказывались у мяча раньше, чем голова Эдстрема. Да и остальные ребята полностью выполнили тренерские установки. Думаю, нам удалось переиграть голландцев тактически.

-- Ну а «Бавария»? Девять чемпионов мира! Такие звезды, как Беккенбауэр, Мюллер, Шварценбек…

РЕКЛАМА

-- А такие звезды, как Блохин, Онищенко, Мунтян, Колотов, Буряк, Веремеев, Трошкин?! Да и все остальные наши игроки… Это ведь тоже великолепные мастера! Сейчас таких кудесников днем с огнем не сыщешь. Почему же они должны были уступить немцам? К тому же «Бавария» стала для наших ребят хорошим раздражителем. Немецкий клуб проводил тогда широкую рекламную кампанию. Накануне ответного матча в Киеве наставник «Баварии» Дитмар Крамер на Республиканском стадионе долго позировал перед немецкими фотографами в шапке Наполеона. Естественно, мы узнали об этом, и наши футболисты так «завелись», что у «Баварии» не было ни единого шанса.

-- Олег Петрович, сезон 1976 года вам наверняка будет неприятно вспоминать. И тем не менее… Почему спустя всего несколько месяцев после столь успешных выступлений в команде разразился скандал, из-за которого вы перестали тренировать «Динамо»?

-- Вы правы, вспоминать об этом действительно неприятно. К сожалению, вынужден констатировать: тогда ошибки и просчеты допустили не только тренеры и футболисты. Впрочем, думаю, все можно было уладить мирным путем, если бы некоторые «доброжелатели» не стали подстрекать ведущих игроков к бунту. Видимо, кому-то это было нужно. Увы, мы с Валерием Васильевичем упустили тот момент, когда ситуация стала выходить из-под нашего контроля. Ну, а сам сыр-бор разгорелся после того, как мы решили отказаться от услуг некоторых ветеранов. Но поймите нас правильно: мы не могли поступить иначе! Мы с Лобановским хотели сохранить не звездный состав команды, а высокий уровень ее игры. Для этого требовалось срочное и своевременное введение свежих сил. «Динамо» очень высоко подняло планку своих возможностей и, естественно, ее нельзя было опускать. Мы понадеялись на профессиональный подход футболистов к этой проблеме, и ошиблись. В результате тренером команды остался Лобановский, а меня перевели на должность директора динамовской ДЮСШ.

-- Вы сильно сожалели о случившемся? Или решили: все, что не делается — к лучшему?

-- А вы как думаете? Конечно, сожалел. Но и трагедии из этого делать не стал. Поработав в ДЮСШ, я получил предложение от минского «Динамо», и уехал работать в Белоруссию.

«Из киевского «Динамо» не я ушел, а меня «ушли». Кстати, как и Валерия Лобановского»

-- Ваша футбольная карьера тоже начиналась с дворового футбола?

-- Как и у многих других. Возможно, мне изрядно повезло, потому что судьба отдала меня в руки великолепных детских тренеров. Благодаря их усилиям я начал быстро прогрессировать. Вскоре меня приняли в «Республиканскую футбольную школу молодежи» (РФШМ), которую возглавляли известные в прошлом игроки киевского «Динамо» Владимир Балакин и Николай Махиня. Когда я учился в десятом классе, меня пригласили в юношескую сборную СССР. А через два года, после окончания РФШМ, меня, Бибу, Трояновского, Ануфриенко и И. Балакина забрали в киевское «Динамо». Правда, два с половиной года я играл за дублирующий состав. Зато потом в основе у нас подобрался очень сильный коллектив. Если откровенно, то выиграть свое первое чемпионское звание в СССР мы должны были еще в 1960 году. Тогда в Киеве, в решающем матче с московским «Торпедо», при счете 1:1 мы забили в ворота соперников второй гол. Уверен, если бы судья его засчитал, то «Динамо» победу точно бы не упустило. А так арбитр зафиксировал у меня довольно сомнительный офсайд, и вдохновленные этим торпедовцы приободрились и вскоре забили нам решающий гол. Ну, ничего, на следующий год «Торпедо» нас уже не остановило…

-- 1961 год наверняка вам запомнился не только победой в чемпионате СССР…

-- Да, в том году я познакомился со своей будущей женой Татьяной. Кстати, это произошло после необычной истории. У меня была травма, и я отпросился у тренера Вячеслава Соловьева отвезти друзьям билеты на предстоящий матч. Ехал я на своем «Москвиче» и вдруг вижу — две девушки голосуют. Сам не знаю, почему я остановился и согласился их подвезти. Одна девушка сидела рядом со мной и, общаясь со своей подругой, много крутилась и жестикулировала руками. А в «Москвиче», если знаете, дверная ручка открывалась вверх. И вот на одном резком повороте эта девушка задела локтем дверную ручку… и вывалилась из машины! Слава Богу, обошлось без серьезных травм. Но на следующий день я все равно заехал ее проведать. И вот скоро уже 40 лет, как я ее проведываю. 27 августа мы познакомились, а 2 декабря сыграли свадьбу. В «Вечернем Киеве» тогда написали, что вот, мол, как бывает: известный футболист и знаменитая актриса нашли друг друга после такой истории. Приукрасили, конечно. Татьяна тогда только училась в театральном институте и знаменитой актрисой, естественно, не была.

-- Вернемся к футболу. О тандеме Лобановский--Базилевич при розыгрыше угловых ударов болельщики слагали легенды. Сколько раз было такое, что Лобановский подавал -- Базилевич забивал…

-- А сколько мы отрабатывали этот прием на тренировках?! Вообще, Лобановский с угловой точки подавал так, что предвидеть траекторию полета мяча было невозможно. Он вращался в разные стороны, и сбивал вратарей с толку. Ну, я-то хорошо знал, когда мяч полетит ко мне на дальнюю штангу.

-- Почему через несколько лет покинул команду Валерий Лобановский, говорилось уже немало. Но почему решили уйти из «Динамо» вы?

-- Не совсем так. Не я ушел, а меня «ушли». Просто пришел день, когда наставник команды Виктор Маслов решил, что я ему больше не нужен. У него было свое видение игры, и он создавал такую модель команды, в которую я не вписывался. С Лобановским, кстати, случилась та же история. Никаких там «не сошлись характерами» не было. Не подходил Маслову Лобановский, а подходил Хмельницкий — вот вам одна замена. Не подходил Базилевич, а подходил Поркуян — вот вам вторая замена. И не было никаких скандалов. Так решил Маслов, и точка! Пришел ко мне человек из Спорткомитета Украины и сказал: «Знаешь что, тебе ведь уже 27 лет! Так что, собирайся — будешь играть в одесском «Черноморце». А в «Динамо» на твоем месте будет играть молодой Поркуян». И спорить с этим было бесполезно. Так что еще год мы вместе с Лобановским поиграли в Одессе, а потом два года -- в донецком «Шахтере». Интересно, что в те годы Лобановский действовал в стиле легендарного Йохана Кройффа, звезда которого вспыхнула только в 70-е годы. Васильич старался успевать по всему полю. Он был очень гибкий игрок, который понял преимущества именно таких действий и сумел перестроиться.

«В Кувейте у меня сложилось впечатление, что в этой стране уже наступило «светлое будущее»

-- Вот и давайте вернемся к вашей тренерской деятельности. В 1977 году вы возглавили минское «Динамо»…

-- Минчане тогда играли в первой лиге. За год мне с моими коллегами удалось создать вполне боеспособный коллектив, и в следующем сезоне «Динамо» выступало уже в высшем дивизионе. Можно сказать, именно тогда началось зарождение той команды, которая в 1982 году впервые в своей истории завоевала звание чемпиона СССР.

-- Но надолго в Минске вы почему-то не задержались…

-- Действительно, я уехал в Москву, где получил предложение тренировать уже московское «Динамо». Но в самый последний момент что-то не сложилось, и в 1979 году я стал работать с ташкентским «Пахтакором».

-- Трагический случай, когда в небе над Днепродзержинском столкнулись два самолета, в одном из которых летели футболисты «Пахтакора», унес жизни почти всех игроков. Насколько известно, вы тоже должны были лететь в этом самолете…

-- Так случилось, что я добирался другим маршрутом… Давайте не будем об этом говорить! Главное, что сам «Пахтакор» не погиб. Многие футболисты со всего Союза откликнулись на просьбу перебраться в Ташкент. Спустя два года там вновь была приличная команда…

-- А вы вновь вернулись в Москву…

-- Да, на протяжении двух с половиной лет я возглавлял ЦСКА. Потом, в 1986 году мне посчастливилось вновь тренировать донецкий «Шахтер», который в том сезоне пробился в финал Кубка СССР. Правда, там мы проиграли московскому «Торпедо» — 0:1. Знаете, если вас действительно интересует моя тренерская деятельность, то давайте я вам расскажу о работе в Кувейте, куда меня пригласил с собой Валерий Лобановский…

-- С удовольствием послушаю! Ведь там, наверное, жизнь течет по совершенно другим правилам и законам?

-- Вы правы! Контраст просто разительный! У меня сложилось впечатление, что в этой стране уже наступило то самое «светлое будущее». Да-да, это правда! Там каждый житель страны имеет высочайшую социальную защищенность. Кувейтяне -- очень обеспеченный народ. Любой гражданин имеет право взять ссуду на постройку собственного двух-трехэтажного дома и покупку нескольких автомобилей. Что особенно поразительно: ссуда выдается сроком на 90 лет! Правда, на иностранцев это правило не распространяется. Потом, если молодые люди хорошо учились в колледже, то после его окончания государство предоставляет им возможность дважды бесплатно поехать в Европу или Америку, чтобы получить там профессиональное образование. Допустим, поехал человек в США учиться на врача. Не получилось у него там. Тогда он возвращается, и может затем отправиться в другую страну. Государство все оплачивает!

Правительство страны считает, что кувейтский народ не должен жить бедно, и, соответственно, делает необходимые для этого шаги в распределении национального дохода. Интересно, что страна не имеет почти никакой промышленности. Разве что какие-то мясо-молочные продукты… А так, от питания до одежды — все импортное. Все дороги в стране в отличном состоянии и освещаются всю ночь… Одним словом, рай земной!

Правда, я долго не мог привыкнуть к тому, что шесть раз в день все жители собираются возле мечетей (а они построены через каждые полкилометра), и крикливым голосом с завываниями подолгу произносят молитвы. В том числе, и в три часа ночи. Так что сон у меня был «здоровый и крепкий». И потом, климат там специфический. Летом температура ниже 50 градусов не опускается. Я выскакивал на зарядку в шесть утра, когда было относительно «прохладно» -- градусов 37--38…

-- А где вы жили?

-- Нас всех поселили в одном доме со всеми удобствами, кондиционерами. Мы -- это Владимир Веремеев, который помогал Валерию Лобановскому работать с первой сборной, Анатолий Азаренков -- тренер юношеской сборной, и я -- наставник олимпийской национальной команды. Каждому выделили по машине, не испытывали мы и других проблем. Зарплата? По сравнению с тем, что мы зарабатывали в Советском Союзе, разница была весьма и весьма ощутимой. Да-а, в Кувейте я прожил не самые худшие годы…

-- Но, по-моему, за годы вашей работы сборные Кувейта выдающихся успехов не добились?

-- А от нас этого никто и не требовал! Попробуйте заставить богатого человека в 50-градусную жару тренироваться с полной выкладкой! Конечно, руководство Федерации футбола Кувейта очень хотело, чтобы на Кубке Азии их сборные выступили успешно. Но люди там неглупые, и они прекрасно понимали, что добиться громких побед почти нереально. Не ударили лицом в грязь -- и за то спасибо!

-- Олег Петрович, с распадом СССР вы стали первым главным тренером сборной Украины. В нашей национальной команде могли бы выступать такие звезды, как Юран, Саленко, Онопко, Никифоров, Канчельскис, Цымбаларь, Цвейба… Но все они надели футболки сборной России. Неужели никто так и не пытался уговорить их играть за Украину?

-- Ну, почему же не пытались? С ними много раз беседовали. Но вести эти беседы нужно было под «что-то». У нас были только патриотические лозунги и призывы. В России делали по другому. Я точно знаю, что одному из перечисленных вами игроков сразу после переезда в Москву вручили ключи от трехкомнатной квартиры. Не последнюю роль сыграл и спортивный принцип. Как известно, именно Россия стала правопреемницей футбольного СССР. Нашим футболистам предложили выступать на чемпионате мира 1994 года в составе российской сборной, и я хорошо понимаю тех, кто согласился. Думаю, на их месте многие поступили бы точно также. Ведь возможность поиграть на чемпионате мира может быть всего один раз в жизни.

Впрочем, некоторых игроков попросту обманывали. Помню, я поехал в Москву договариваться с защитником волгоградского «Ротора» Геращенко о выступлении за нашу сборную. Он поначалу и не возражал. Но о моем приезде прознали ребята из Российского футбольного союза. И когда я приехал к Геращенко, с ним уже «поработали». Он меня встретил с виноватым видом: «Ой, Олег Петрович, извините, меня пообещали включить в состав сборной России… » Как вы знаете, в сборную он так и не попал.

-- Ну, а сейчас, когда многое уже изменилось, вы не хотите возобновить тренерскую деятельность?

-- А дело не в том, хочу я или нет. Тренер должен быть востребован, а ко мне пока никаких предложений не поступало.

-- Как, даже у нас в Украине, где наличие квалифицированных тренеров желает быть лучшим?!

-- Представьте себе! Хорошо, что Валерий Лобановский вновь предложил поработать вместе, и сейчас я возглавляю комитет Федерации футбола Украины по работе со сборными командами. Знаете, а моя нынешняя работа мне нравится! У нас подобрался очень хороший коллектив, мне приятно в нем работать. Так что, если вдруг мне поступит предложение тренировать какой-либо украинский или зарубежный клуб, я еще хорошенько подумаю!

562

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров