ПОИСК
Украина

Вскоре в украине появятся платные автомагистрали

0:00 26 декабря 2000

«Никто не вынуждает людей пользоваться платными дорогами»

Уже в первом полугодии следующего года в концессию будут переданы международные автомагистрали и прилегающие к трассам дорожные сервисные комплексы общей стоимостью около $700 млн.

Рассказать подробнее об этом проекте «ФАКТЫ» попросили начальника отдела инвестиций Украинской государственной корпорации по строительству, ремонту и содержанию автодорог «Укравтодор» Владимира Федорука.

-- Что такое концессия дорог?

РЕКЛАМА

-- Концессия -- это передача какого-либо объекта в долгосрочную аренду. Таким образом, концессионные автомагистрали по сути являются платными дорогами. Причем специфика отечественного законодательства такова, что в концессию нельзя сдать действующую дорогу. Инвестор должен сам ее построить, взять в аренду у государства, а затем возмещать свои затраты и получать прибыль путем взимания платы с владельцев автотранспорта, проезжающих по этой дороге. Причем земля, по которой проходит дорога, остается в собственности государства. Кроме того, концессионер имеет право строить вдоль этой магистрали гостиницы, рестораны, стоянки, заправочные станции и так далее.

Cегодня полностью сформирована законодательная база, регулирующая вопросы концессии автомобильных дорог. Толчком для ее создания послужил соответствующий указ Президента Украины Леонида Кучмы, после выхода которого Верховная Рада приняла Законы «О концессии» и «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог».

РЕКЛАМА

-- Как быть, если проектируемая автомагистраль должна пройти по землям, находящимся в частной или коммунальной собственности?

-- Государство обязано предварительно выкупить участок и только после этого предлагать концессионеру. Автомагистрали планируется передавать в концессию на срок от 10 до 50 лет. В дальнейшем договор можно будет продлить. Строительство трассы стоит очень дорого, поэтому необходимо дать концессионеру возможность вернуть вложенные деньги и получить прибыль.

РЕКЛАМА

-- Но ведь не все водители смогут платить за проезд по новой магистрали.

-- Одним из главных требований закона, касающегося строительства концессионных автомагистралей, является обязательное наличие альтернативных путей проезда. То есть дороги будут прокладываться вдоль уже действующих транспортных путей. Но качество, пропускная способность, допустимая скорость, сервисное обслуживание новых магистралей будут значительно выше. Никто не собирается вынуждать людей пользоваться платной дорогой, они смогут выбирать. Кстати, Украина имеет довольно разветвленную сеть действующих дорог, поэтому проблем возникнуть не должно.

Кроме того, согласно закону приоритет отдается строительству концессионных дорог вдоль транспортных коридоров и скоростных автомагистралей.

«Концессионные дороги проектируются так, чтобы они не пересекались с бесплатными»

-- Сколько придется платить водителям за проезд по концессионной дороге?

-- Плата за проезд зависит от категории транспортного средства, но для каждой магистрали будут свои тарифы. При этом государство устанавливает максимальные размеры платы за проезд, а концессионер имеет право снижать их для увеличения транспортных потоков. Однако, если инвестор докажет, что утвержденные государством тарифы не позволяют ему возместить средства, затраченные на строительство, Кабинет министров может увеличить тарифы.

Уже утверждены максимальные тарифы. Для легковых автомобилей и мотоциклов плата составит не более 19 коп. за километр, для микроавтобусов и легковых машин с прицепом и грузовиков с грузоподъемностью до 3,5 тонны -- 29 коп. , грузовиков с грузоподъемностью до 12 тонн и автобусов с количеством мест до 29 -- 51 коп. , а для грузовых автопоездов и больших автобусов -- 68 коп.

-- Будут ли каким-либо категориям граждан предоставлять льготы при оплате?

-- Предусмотрено, что в случаях стихийных бедствий, катастроф, эпидемий местные власти имеют право разрешить бесплатный проезд по концессионной магистрали, но с последующим возмещением убытков.

Кроме того, бесплатно могут проезжать транспортные средства милиции, Минобороны, медицинской помощи, государственной власти, но опять же с дальнейшей оплатой из средств бюджетов этих организаций.

Льготы для пенсионеров, инвалидов и других категорий граждан законом не предусмотрены, ведь они беспрепятственно могут пользоваться государственными дорогами. Однако законодательство рекомендует самому инвестору устанавливать льготы для некоторых людей. Например, местных жителей.

-- Каким образом планируется взимать плату?

-- Порядок оплаты определяет концессионер, исходя из технических характеристик дороги. Возможно, выезжая на трассу, водитель будет получать талон, а съезжая -- платить в зависимости от расстояния.

-- А как быть, если платная трасса пересекает дорогу общего пользования?

-- Новые трассы проектируются таким образом, чтобы пересечения проходили на разных уровнях, то есть предусмотрено строительство транспортных развязок. Но при этом водитель должен иметь возможность съехать с концессионной магистрали на другую дорогу.

-- Как планируется использовать деньги, вырученные от концессии дорог?

-- Концессионные платежи направляются в Государственный бюджет Украины, и в дальнейшем они пойдут на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования. Кроме того, концессионер обязан платить все предусмотренные законом налоги.

Хотя в том случае, если инвестор вложил деньги, построил дорогу, но она оказалась убыточной, государство может предоставить ему некоторые льготы по налогообложению, чтобы дать возможность вернуть вложенные средства.

Согласно закону концессионер может быть освобожден от общегосударственных и местных налогов и сборов на период строительства и ввода в эксплуатацию построенной на условиях концессии автомобильной дороги и полной окупаемости капитальных вложений.

«Концессионером может стать любое отечественное или зарубежное предприятие, имеющее средства на постройку магистрали»

-- Уже существуют проекты первых концессионных дорог?

-- Строится автомагистраль Львов--Краковец протяженностью 84 км. Стоимость проекта оценивается в $500 млн. Эта дорога должна быть введена в эксплуатацию в 2005-ом -- 2006-ом годах.

В начале следующего года планируется проведение конкурса, на котором будет выбран концессионер на строительство магистрали Киев--Винница протяженностью 146 км. Стоимость этого проекта составит около $450 млн.

На сегодняшний день в число объектов, которые должны быть переданы в концессию по итогам запланированных на первое полугодие 2001 года конкурсов на определение концессионера уже вошли: магистраль от границы с Россией до трассы Киев--Харьков--Довжанский протяженностью 48,7 км (стоимость проекта -- $134 млн. ), и магистраль Львов--Броды протяженностью 80,2 км (стоимость проекта -- $99,6 млн. ).

В дальнейшем к передаче в концессию запланированы дорожный комплекс в районе села Гребенки (Киевская обл. ) на трассе Киев--Одесса, стоимостью $3,2 млн. , а также дорожный комплекс на 228-ом километре трассы Киев--Ковель (Житомирская обл. ) стоимостью $1,2 млн.

-- Кто имеет право брать в концессию автомобильные дороги?

-- Любое предприятие, фирма или организация, имеющая средства и возможности для постройки магистрали. Причем независимо от того, отечественное это предприятие или зарубежное.

Например, в конкурсе на право концессии дороги Львов--Краковец участвовали фирмы из Украины, Германии и Македонии. Победителем стало отечественное предприятие, поскольку привлекло к участию в проекте еще 14 украинских заводов и строительных организаций. А это означает создание новых рабочих мест и увеличение поступлений в бюджет.

482

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров