Пока мастера лепили из воска лица ельцина и леонтьева, экс-президент россии поправлялся, а знаменитый певец сделал несколько пластических операций
В канун старого Нового года в Киевском республиканском планетарии открылась выставка восковых фигур, в экспозицию которой входят 20 персонажей, впервые представленных украинскому зрителю. Не исключено, что со временем выставка будет преобразована в музей, пополнится восковыми фигурами самых знаменитых людей Украины.
Кого в Украине ждет «восковая слава»?
Николай II оказался в одной компании с Лениным, Сталиным, Хрущевым и Брежневым (на костюмчике которого, кстати, не хватает одной золотой звезды) по желанию владельца, вдохновителя и организатора выставки Алексея Сажина, пытающегося вместе со своим отцом создать первый украинский музей восковых фигур. А пока в воске воплотились известные писатели и поэты, чья жизнь так или иначе была связана с Украиной (среди них Михаил Булгаков и Николай Гоголь), как, впрочем, и не замеченные в «связях» с ней Сергей Есенин, Александр Пушкин, Аркадий Райкин и Евгений Леонов, Игорь Тальков и Виктор Цой и совсем непонятно, как сюда затесавшийся Леонардо ди Каприо. Жаль только, нет среди них украинцев. Надеемся, только пока.
-- Эти фигуры принадлежат Украине, -- рассказывает Алексей Сажин, -- они куплены у российских мастеров и являются своеобразным основой музея, который мы хотим создать в Киеве.
-- А что, в Украине нет специалистов, изготавливающих восковые фигуры?
-- Мы уже знаем о таких мастерах, эдаких украинских Левшах, и ведем с ними переговоры о сотрудничестве. Ведь мы планируем заказать у них фигуры личностей, ярко характеризующих украинскую историю и культуру: княгини Ольги, Ярослава Мудрого, выдающихся политиков современности -- Леонида Кравчука, Леонида Кучмы и, конечно же, Тараса Шевченко. Кроме того, «восковая слава» ждет людей, прославивших нашу страну: Сергея Бубку, Валерия Лобановского, Олега Блохина и братьев Кличко, Аду Роговцеву, Валерию Заклунную и Константина Степанкова. Конечно же, уровня Музея мадам Тюссо, который существует уже более полутора веков, достигнуть непросто, но мы будем к этому стремиться.
-- Существуют ли подобные музеи в странах СНГ?
-- В Москве существует выставка, а в Санкт-Петербурге -- исторический музей, где представлены яркие эпохальные и современные личности: от Александра Невского до Горбачева, Лужкова и Жириновского. Безусловно, Украина тоже богата людьми, фигуры которых могли бы «украсить» такой музей. Левые, правые -- это все наша история, которая всегда будет интересна.
Над созданием одной восковой фигуры группа специалистов работает около года
Первый кабинет восковых фигур появился в Париже в конце XVIII века, когда доктор Курти преобразовал свою частную коллекцию в маленький музей. В кассе воскового театра, где были представлены сцены бала в Версале, смерти Клеопатры, многие знаменитые личности в полный рост, работала будущая мадам Тюссо -- племянница доктора Курти Мари Гроссхольц. В 1835 году 74-летняя мадам Тюссо, покинув Францию, открыла свой музей восковых фигур на Бейкер-стрит в Лондоне.
-- Нуждаются ли восковые фигуры в каких-либо специальных условиях хранения?
-- Вовсе нет. Они сохраняются в обычных климатических условиях. Оптимальная температура для них, как и для людей, -- от 0 до плюс-минус 35 градусов Цельсия.
-- Сколько воска необходимо для изготовления одной фигуры?
-- Из пчелиного воска выполняются только видимые части тела -- голова, шея, кисти рук, для которых используется специальный восковой состав, имитирующий человеческую кожу. Туловище делается из папье-маше. Все фигуры выполнены в натуральную величину, то есть, говоря словами скульпторов, -- одна натура. На создание одной такой фигуры у группы специалистов может уйти целый год. Сначала скульптор занимается головой и кистями рук, потом постижер вживляет в восковую массу настоящие волоски, чтобы впоследствии можно было изменять прическу, расчесывать их. Особо сильное впечатление производят «живые» глаза. Они изготовлены в Институте микрохирургии глаза.
По словам Алексея Сажина, одеть фигуру, в соответствии с привычками и особенностями характера ее прототипа, достаточно сложно. Хорошо, если человек жив-здоров и согласен помочь в изготовлении «себя, любимого». Легко, например, было сотрудничать с Андреем Макаревичем. Он не только согласился позировать, но и подарил собственную клетчатую рубашку, джинсы и даже кроссовки. На восковом Валерии Леонтьеве -- настоящий концертный костюм оригинала. Раймонд Паулс любезно предоставил фрак и бабочку с собственного плеча. Зачастую костюмы подбираются в запасниках исторических музеев или шьются в театральных мастерских. Можно купить костюмчик и в универмаге, если речь идет о нашем современнике.
Но мастера говорят, что лепить современников -- самое неблагодарное дело. Когда изготавливали фигуру Бориса Ельцина, так намаялись c лицом -- у оригинала оно росло и становилось более дородным не по дням, а по часам. А голову Валерия Леонтьева приходилось переделывать несколько раз, поскольку оригинал «от примерки до примерки» менял внешность с помощью пластических операций. Лица Гоголя, Миронова, Папанова лепились с посмертных масок. Остальные фигуры воссоздавались по фотографиям. То же касается и кумира тинейджеров Леонардо ди Каприо, который по сравнению с восковым воплощением Виктора Цоя выглядит просто коротышкой. Удивляет, кстати, и рост вождя всех времен и народов Иосифа Виссарионовича. Сталин был очень маленький, как и все его окружение. Чтобы казаться выше, он ходил в длинной шинели и сапогах на толстой подошве, а все фотографии искусно скрывали реальный рост Сталина. На выставке фигуру пришлось поставить на специальное возвышение -- как в жизни. А фигура Андрея Миронова, по просьбе его матери, была облачена в сценический костюм из спектакля «Женитьба Фигаро», во время которого артист умер.
«Facty i kommentarii «. 14 января 2000. Жизнь
600
Читайте нас в Facebook