ПОИСК
Мир

Киев на пороховой бочке?

0:00 10 июня 2000
Геннадий ПИОРО, Ирина РЫБИНСКАЯ «ФАКТЫ»

В зоне, которая может быть поражена взрывом, проживает миллион человек

Вчера «ФАКТЫ» получили пакет сенсационных документов, подписанных руководителем Международной группы независимых специалистов по вопросам прогнозирования последствий катастроф и чрезвычайных ситуаций Василием Кредо. Он утверждает, что 7 июня 2000 года комиссией данной организации, в состав которой входили председатель Коцюбинского поселкового Совета (он же -- начальник местного штаба Гражданской обороны) Иван Казимиров и командир воинской части А-1510 подполковник Юрий Бубон, в Ленинградском районе Киева вблизи станции Беличи на территории площадью около 130 гектаров были выявлены огромные склады «некондиционного взрывчатого вооружения» (в основном снаряды и мины), которое «представляет собой смертельную угрозу» для столицы и ее жителей. Общая масса обнаруженного арсенала -- приблизительно 50 тысяч тонн. (Для сравнения: такой груз может поместиться в 20 железнодорожных грузовых составах из 45 вагонов каждый). В документах утверждается, что технически непригодное для военных целей вооружение завезено на эти склады по приказу бывшего руководства СССР в период с 1945 по 1989 год из стран Варшавского Договора (большая часть -- из Венгрии) и не имеет никакого отношения ни к одной из государственных структур Украины.

По словам независимых экспертов, боеприпасы размещены непосредственно на земле, небольшая их часть -- во временных деревянных и кирпичных помещениях в лесной пожароопасной зоне, а также в зоне взлета экспериментальных самолетов расположенного рядом авиакомплекса им. О. Антонова. Условия хранения вооружения не отвечают никаким международным нормам и «могут квалифицироваться как преступно-вредительские». По расчетам ученых, в случае взрыва всей массы вооружений, что вполне возможно при стечении определенных условий, в радиусе 10 километров все вокруг будет полностью уничтожено, а значительная часть территории столицы и Киевской области, на которой проживают свыше 1 млн. человек, никогда не сможет быть восстановлена.

Предусмотренная полная утилизация опасного вооружения на специализированных предприятиях Украины, не проводится длительное время -- из-за отсутствия необходимых для этого 7 млн. гривен. Ситуация значительно ухудшилась в последнее время из-за отключений электроэнергии, полностью блокирующих системы пожаротушения и жизнеобеспечения воинской части А-1510, обеспечивающей охрану указанных складов. (Кстати, в 1996 году на тушение лесного пожара, вспыхнувшего вблизи этих складов от непогашенных костров, потребовались три дня… ).

РЕКЛАМА

Далее в заявлении говорится, что ситуация с размещением непосредственно на территории густонаселенной столицы государства таких огромных складов вооружений беспрецедентна -- подобного нет нигде в мире. Независимые эксперты настаивают на немедленной утилизации всего вооружения и полной ликвидации складов на территории Киева, чтобы не было возможным повторение катастроф, подобных тем, которые произошли недавно на пиротехнических складах в Бельгии и складах вооружения под Санкт-Петербургом.

Факт существования складов никто никогда… не скрывал

Получив заявление «независимых специалистов», «ФАКТЫ» обратились за дополнительной информацией к председателю Коцюбинского поселкового Совета И. Казимирову. Вначале Иван Иванович подтвердил все вышесказанное, а спустя некоторое время перезвонил в редакцию и сообщил, что данная информация «является скандальной» и в определенной ситуации он… откажется от своих слов.

РЕКЛАМА

Через некоторое время с редакцией связался еще один член комиссии подполковник Бубон, сообщивший, что ему известно о поступивших в «ФАКТЫ» материалах и что информация, содержащаяся в них, не соответствует действительности: в состав комиссии он не входил, и боеприпасы хранятся в надлежащих условиях. «Склады простояли 50 лет и простоят еще столько же! И ничего с ними не произойдет! -- заверил подполковник. -- С Кредо я беседовал в своем кабинете о проблемах, связанных с отключением электроэнергии, посещений складов не было. Откуда им взята информация о боеприпасах, мне неизвестно».

Узнав от нас, что И. Казимиров и Ю. Бубон опровергают свое участие в комиссии, В. Кредо заявил:

РЕКЛАМА

-- Они врут! Я представляю международную организацию, и это подтверждает письмо Генерального инспектора Генеральной военной инспекции при Президенте Украины Собкова, предоставленное мною вышеназванным лицам. В состав нашей организации входят ученые Франции, Германии, Украины… Имена своих украинских коллег я назвать не могу, так как люди будут сразу уволены, поэтому всю ответственность за обнародованную информацию я взял на себя.

За комментариями по поводу заявления В. Кредо «ФАКТЫ» обратились с запросом в пресс-службу Министерства обороны Украины и вскоре получили ответ, что министерство готово сотрудничать с редакцией по этому вопросу, но так как ситуация с хранением боеприпасов в Украине представляет собой очень серьезную проблему, полная информация о ней будет предоставлена через некоторое время. Кстати, заметили в пресс-службе, информацию о данных складах никто никогда не скрывал: в свое время СМИ была предоставлена возможность посетить этот объект.

Количество хранящихся на складе боеприпасов -- военная тайна

На территорию утопающей в лесной зелени воинской части А-1510 проникнуть без спецразрешения невозможно. Об этом корреспондентам «ФАКТОВ» очень деликатно заявил заместитель командира части Валерий Шемет, сославшись на секретность объекта.

-- Никакой информации я вам, к сожалению, предоставить не могу, -- заявил В. Шемет. -- Об этой ситуации полностью осведомлен пресс-центр Минобороны. Но мы ознакомились с заявлениями господина Кредо и считаем, что они полностью безосновательны. Как он мог определить, что у нас хранится и в каком состоянии, если даже не ходил по территории части, а заехал через ворота на машине к штабу, поговорил с командиром, развернулся и уехал. Нормальные боеприпасы у нас лежат…

Однако мы в этом воочию убедиться не смогли. Кстати, количество хранящегося взрывоопасного оружия тоже является военной тайной. Впрочем, как и вопрос утилизации старых мин и бомб, которые могут рвануть, к примеру, от лесного пожара. По словам В. Шемета, от пожаров не застрахован никто, но в этом году лес ни разу не горел, и вообще не было никаких пожаров. А по поводу аэродрома авиакомплекса им. О. Антонова, где проводятся испытания самолетов, воинская часть не беспокоится абсолютно, поскольку «это далеко, за Ново-Беличами, километрах в пяти. Но «взлетка» у них проложена так, что над воинской частью самолеты не летают». То есть явной угрозы нет, считают военные.

-- Единственное, что хочу сказать, -- добавил В. Шемет, -- на сегодняшний день самый больной вопрос для нас -- это отключение электроэнергии в части. Буквально на прошлой неделе приехали, все опечатали, свет оставили только в штабе. При этом отключаются и сигнализация, освещение, пожарная сигнализация. Например, как часовой может охранять без света базу хранения боеприпасов, если свет отключают ночью на охраняемом периметре? Неужели не понятно, что нашу часть нельзя отключать? К тому же наша организация бюджетная, и требовать от нас оплату за свет нельзя.

В случае чего -- Правый берег столицы будет стерт с лица земли?

В 600-х метрах от ворот воинской части расположены Коцюбинская средняя школа N 18 и несколько высотных домов. Гулявший неподалеку 10-летний Виталик заявил нам, что бывал на территории части, когда ходил в гости к однокласснику. «Там мы видели снаряды. Они лежали в открытой коробке».

Живущий напротив воинской части Сергей Андрейчук совсем не уверен в полной безопасности «объекта». «Говорят, что здесь находится центральный склад Киевского военного округа, -- сказал Сергей. -- Слышал я и совет одного из офицеров этой части: если вдруг начнется пожар, то надо брать бутылку водки, закуску и идти навстречу пожару, потому что убежать не успеет никто -- сотрет с лица земли весь Правый берег Киева. И еще, пару лет назад, как раз в День украинской армии, 6 декабря, я слышал, что военнослужащие из этой части первую рюмку поднимали за второе рождение, потому что именно в этот день по неосторожности одного солдатика при выгрузке вагона выстрелила граната. Вместо положенных 400 метров она пролетела около 700 и упала где-то в лесу. А если бы на склады?»

Вопрос этого человека, живущего, по сути, на пороховой бочке, так и останется без ответа.

P. S. Когда верстался номер, военное ведомство распространило свое видение проблемы с хранением боеприпасов на складах части А-1510. Сводится оно к тому, что никаких непредвиденных чрезвычайных ситуаций на территории части не может быть в принципе. Подробнее об этом -- в следующем номере «ФАКТОВ».

А МЕЖДУ ТЕМ…

Вот уже третью неделю продолжаются раскопки немецких военных складов боеприпасов времен Великой Отечественной в поселке Браилов Винницкой области. Извлечены уже более тысячи мин и снарядов. Начав эти работы на территории Браиловского сокоморсового завода (»ФАКТЫ» об этом писали 3 июня), специалисты по разминированию отыскали такие же склады неподалеку от этого предприятия, в нескольких метрах от домов местных жителей.

-- Такой крупной находки боеприпасов времен войны еще не было за всю историю нашего батальона, -- сообщил собкору «ФАКТОВ» Тамаре Малиновской замначальника 215-го отдельного аварийно-спасательного батальона войск Гражданской обороны МЧС Олег Парфилов. Причем все они преимущественно артиллерийские и авиационные снаряды калибром до 52 мм, самые большие -- до 150 мм. По одной из версий, когда сразу после войны в здешних местах проходила зачистка территории от смертоносного металла, местные жители решили избавиться от него, закопав в землю, ведь взрывчатки, чтобы уничтожить снаряды, не было. По утверждению ребят, производящих раскопки, пока рассчитывать на то, что они вскоре закончатся, не приходится.

1526

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров