«Если в салатах из супермаркета обнаружена кишечная палочка, это означает, что его сотрудники не моют руки после уборной»
Праздники во многих коллективах принято отмечать прямо в офисе. Забежали в гастроном неподалеку, купили все нужное и накрыли стол. Тем более что сейчас любой популярный салат — винегрет, оливье, селедка под шубой — продается в супермаркетах. А каждый уважающий себя крупный магазин обзавелся не только отделом готовой еды, но и собственным кулинарным цехом.
Не брезгуют «кулинаркой» не только офисные работники, но и холостяки или работающие матери. Многие покупатели считают, что приобретать готовые блюда выгодно — экономятся силы и время. К тому же это дешевле, чем поесть в заведениях общественного питания. Но не всегда безопасно.
«По ночам на полках с товарами разгуливают полчища крыс»
Представители «Союза потребителей Украины» купили салаты оливье и селедка под шубой в нескольких столичных супермаркетах и сдали на проверку в государственную лабораторию. Итог оказался плачевным: все(!) салаты содержали кишечную палочку, которой в продуктах питания вообще не должно быть.
— Салаты, судя по всему, стояли на витрине как минимум день, — объясняет руководитель регионального отделения общественной организации «Союз потребителей Украины» Максим Папуша. — А наличие кишечной палочки указывает на то, что сотрудники кулинарного цеха после уборной плохо моют руки (если моют вообще). К слову, если покупатель отравится салатом из супермаркета, то доказать вину магазина будет очень сложно. Мы-то сдавали на экспертизу запакованные салаты, а если человек, открывая дома упаковку, надорвал магазинный ярлык, то представители супермаркета будут доказывать, что блюдо покупали не у них.
Впрочем, в том, что сотрудники кулинарных отделов супермаркетов довольно халатно относятся к своим обязанностям, зачастую можно убедиться и без лабораторных исследований. Буквально на днях в одном из магазинов нам довелось стать свидетелями такой ситуации.
— Да что ж это такое! — возмущалась женщина возле стойки администратора супермаркета. — Взяла в кулинарии салат, а там волос черный, вьющийся.
Администратор позиций не сдавала:
— Руки надо мыть перед тем, как на стол накрываете. У нас отличные салаты. Сомневаетесь — сдайте на экспертизу.
Охранники выпроводили разгневанную покупательницу, которая ушла ни с чем.
О серьезных проблемах в отделах кулинарии рассказывают и бывшие сотрудники супермаркетов, воочию убедившиеся, как готовят здесь те или иные блюда.
— Уволившись из армии в запас, устроился в супермаркет охранником, — рассказывает бывший десантник Виктор Цап. — Платили хорошо, но больше полугода я не выдержал. Совесть оказалась качеством, несовместимым с работой в торговле пищевыми продуктами.
А ведь поначалу Виктор думал, что главная обязанность охранника — следить, чтобы посетители не воровали товары. Бывший десантник вспоминает свою первую служебную «оплошность»:
— Заметил, что покупатель спрятал внизу тележки товар и провез его через кассу неоплаченным. Я остановил гражданина, предложил оплатить товар. Тот не спорил, все уладилось мирно. Но когда администратор смены оформлял протокол об инциденте, меня спросили: это была оплошность кассира или попытка воровства? Я ответил честно: попытка воровства. Меня лишили премии, ведь оказалось, что немалый процент дохода супермаркета составляют… штрафы с сотрудников. Если бы я обвинил кассира в невнимательности, это был бы «правильный ответ». Но так я поступить с девушкой не мог.
Затем Виктора начали вводить в курс настоящих обязанностей охранников. Так как они дежурили по ночам и могли зайти в торговый зал еще до прибытия остального персонала, в их обязанности входило рано утром проверять ряды с товаром. По словам Виктора, ночью в магазине настоящее раздолье для крыс.
— Я вспомнил армию Мышиного короля из сказки «Щелкунчик», когда впервые утром обнаружил следы присутствия крыс, — делится Виктор Цап. — Яркие сообщения о рождественских акциях на стенах, полках и контейнерах, гирлянды, елочки — и рядом на полу рассыпанные крупы, крысиный помет… Грызуны очень любили чипсы, поэтому полки с этим товаром приходилось проверять особенно тщательно — если бы посетители обнаружили прогрызенную упаковку, шуму наделали бы прилично. А когда крысы обходили чипсы стороной, мы все равно списывали парочку пакетиков — себе под пиво. Супермаркет для виду боролся с грызунами — на складе жила пара котов, но со всей крысиной армией они не справлялись.
«В кулинарный цех обычно отправляют продукты с истекающим сроком годности»
Когда Виктор в очередной раз не угодил начальству — снял с полок просроченные творожки еще до того, как за них оштрафовали товароведа, непонятливому охраннику настоятельно предложили перейти на должность грузчика. Зарплата та же, график работы удобнее — не надо дежурить по ночам.
— Определили меня в кулинарный цех, — вспоминает Виктор. — Насмотрелся я там такого, что теперь брезгую едой, приготовленной не дома. На должность я заступил в четверг. В пятницу увидел, что сотрудники мечутся, как угорелые: нужно было приготовить в тройном объеме все салаты и горячие блюда. В выходные дни кулинарный цех не работает, а в магазине готовая еда продается бойко. Нужно было сделать запас. «Так это же все пропадет через сутки», — вспомнил я премудрости со времен нарядов на армейскую кухню. «Ничего, раскупят, не отравятся», — огрызнулся начальник цеха.
Виктор отгружал продукты в кулинарный цех из торгового зала — те, у которых истекал срок годности. Не распродались за трое суток куры — станут грилем, осталось яйцам «жить» день — пойдут в салат. Дорогих ингредиентов старались брать поменьше, докторской колбасы в оливье шло минимум.
О проверках санэпидстанции магазин предупреждают заранее
— Автоматизированное производство — нарезка, чистка овощей и так далее — нашему супермаркету было не по карману, — сетует Виктор Цап. — Единственный комбайн для нарезки мыли только в конце смены. То есть мясной салатик мог частично перекочевать в овощной, о чем верующие люди, строго соблюдающие пост, не догадывались. Плохо помытые овощи, грязные руки персонала — с такими «мелочами» даже бороться бесполезно. Открытые жестяные банки с консервами могли стоять в холодильнике сутками, пока не попадали в салат. А это неправильно — консервы нужно в другую посуду перекладывать, иначе вредные вещества из окисляющейся жести переходят в продукт. Естественно, у клиентов бывали пищевые отравления, люди приходили к администратору жаловаться, но до ботулизма, к счастью, дело не дошло. К слову, покупатель не может наверняка знать, свежий ли ему салат продают. Если майонез заветрился, это вызывает подозрения, но продавцы обязаны следить, чтобы ничего такого не произошло, поэтому они время от времени сливают сок из лотков с нарезанными овощами, освежают майонез у оливье и селедки под шубой.
О проверках санэпидстанции супермаркет предупреждали заранее, утверждает Виктор Цап. Он и несколько сотрудников собирали инспекторам пакеты с «подарочками», и проверяющие нарушений не находили.
— Помню, служил в армии, и если на кухню приходили инспекторы, то они лезли под каждую табуретку, искали бактерии, — возмущается Виктор Цап. — А тут с одного стола, который накануне буквально залили моющим средством, взяли смыв — и все. Не смутили инспекторов ни лужи пива на полу (перед их приходом у повара из рук выскользнула бутылка), ни сотрудницы с неприбранными волосами. Медкнижки и те ни у кого не проверяли, пока на супермаркет жалоба не поступила. Я, например, два месяца проработал без медицинской документации, да еще несколько человек, оформившихся одновременно со мной. После жалобы по распоряжению руководства нам за пару дней выдали уже заполненные медкнижки. А стоимость «услуги» удержали из зарплаты.
Через полгода Виктор уволился. Он уверен, что руководство крупных магазинов делает все, чтобы персонал часто менялся — так люди не успевают вникнуть во все махинации.
— Кулинарный цех приносит супермаркету до 15 процентов общей прибыли и одновременно позволяет избежать расходов, связанных с утилизацией просроченных продуктов, — комментирует Максим Папуша. — Раньше если у товара истекал срок реализации, магазин мог вернуть его поставщику. Сейчас, в кризис, с возвратом товара возникают проблемы: в супермаркете обязаны выполнить определенный объем продаж, чтобы получить бонусы от поставщиков. Магазин, зачастивший со списыванием просроченных продуктов, могут оштрафовать в главном офисе. Сами понимаете, деваться некуда, нужно искать пути реализации «просрочки». И кулинарный цех — самое выгодное решение.
«ФАКТЫ» подсчитали, сколько «наваривает» супермаркет на своих салатах.
Для примера мы взяли оливье, который в магазинах стоит в среднем 45 гривен за килограмм. Итак, для приготовления килограмма блюда понадобятся четыре средние картофелины (примерно 3 гривни), пачка майонеза (3 гривни), 200 грам-мов докторской колбасы (10 гривен), банка зеленого горошка (5 гривен), 2 средних маринованных огурца (1,5 гривни), три яйца (3 гривни). Себестоимость салата — чуть боль-ше 25 гривен. Переплачивать приходится почти в два раза.
Что нужно знать тем, кто все-таки решился купить готовое блюдо в супермаркете
♦ Максимальный срок реализации салатов — шесть часов. Блюда с майонезом или сметаной портятся быстрее, поэтому лучше выбрать те, что заправлены подсолнечным маслом или уксусом. Самые тяжелые отравления способны вызвать салаты из морепродуктов.
♦ Срок хранения рыбных и мясных блюд — не больше суток.
♦ Резкие запахи, например чеснока или специй, должны вас насторожить. Зачастую так кулинары «спасают» подпорченные продукты.
♦ В витринах с готовыми блюдами должны быть термометры, видные покупателю. Готовую рыбу нужно хранить при температуре от нуля до минус двух градусов, мясо — не выше плюс двух, салаты — от плюс четырех до шести градусов.
1183Читайте нас в Facebook