«Дожидаясь помощи, жители Гаити неделю питались лепешками, которые делали из болотной грязи, соли и травы»
Землетрясение на острове Гаити, случившееся 12 января этого года, можно считать самой крупномасштабной катастрофой по количеству человеческих жертв в современной истории. До сих пор не известно точное количество пострадавших. По последним оценкам, погибли около 300 тысяч человек, еще 200 тысяч получили серьезные увечья. Примерно 250 тысяч домов превратились в руины, более трех миллионов гаитян остались без крова. Тем временем небольшие подземные толчки продолжаются. Недавно здесь обрушилось здание школы, похоронив под собой троих детей.
На днях стало известно, что Организация Объединенных Наций выделила Гаити рекордную сумму помощи — полтора миллиарда долларов. Это самая большая цифра в истории гуманитарных операций. «Если пострадавших не поддержать, сами они не выживут», — пояснил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. ООН призвала другие страны присоединиться к миссии спасения и прислать на остров группы готовых к экстремальной работе полицейских. Не исключено, что для охраны правопорядка на Гаити отправятся и украинские милиционеры.
«Чтобы привлечь внимание спасателей, люди, оставшиеся в живых после землетрясения, сносили трупы погибших на берег моря и укладывали их в длинную линию»
Недавно из зоны стихийного бедствия вернулся специальный корреспондент телеканала «Интер» Максим Драбок. Для программы «Подробности» он подготовил серию репортажей о жизни на Гаити, однако многое из увиденного журналистом осталось за кадром. Своими впечатлениями от поездки Максим решил поделиться с читателями «ФАКТОВ».
- В первые дни добраться на Гаити можно было только с помощью американских военных, — рассказывает Максим Драбок. — Из Майами мы с оператором прибыли на военную базу Гуантанамо на Кубе, а оттуда самолетом нас доставили на американский авианосец «Батаан», дислоцирующийся у берегов Гаити. Каждое утро военные отвозили нас на остров, а вечером забирали. Ночевали мы на авианосце. До Гаити добирались либо на вертолете, либо в напоминающей космический корабль машине-амфибии, которая может быстро передвигаться как по воде, так и по суше. Такой техники я никогда не видел. На дорогу уходило всего десять минут.
Нам повезло: мы побывали не в столице Гаити Порт-о-Пренсе, как все журналисты, а в провинции на севере острова — в городке Гранд Гуав. Первое впечатление было ошеломляющим. Когда только приближались на вертолете к острову, его пейзажи напомнили кадры из нашумевшего фильма «Аватар»: горы, джунгли, голубое, почти сизое, небо и лазурное море. На языке карибских индейцев Гаити означает «страна гор». Именно так она и выглядит. Едва мы приземлились и оператор начал снимать раздачу гуманитарного груза, как произошел очередной подземный толчок. Нас слегка качнуло, картинка в камере поплыла. Ощущение, будто стоишь на пирсе, на который обрушилась огромная волна. Толчок длился пару секунд. Тогда я впервые в жизни почувствовал, что такое землетрясение.
Местные жители рассказали, что здесь творилось сразу же после первых толчков. Столбы пыли, крики, слезы, паника Оставшиеся в живых сбежались на берег моря и стали ждать помощи. Но помощи не было. Тогда люди начали сносить трупы погибших на берег и укладывать их в длинную линию. Надеялись, что это привлечет внимание пилотов вертолетов. Но помощь все равно не приходила, а чем-то питаться надо было. И они вспомнили, как поступали их предки, когда заканчивалась еда. Взяли из болота грязь, богатую какими-то минералами, смешали ее с водой, солью и травой, сделали из «теста» лепешки и разложили на солнце. Этими «крекерами» люди питались целую неделю, пока в провинцию не поступила первая партия гуманитарной помощи.
Теперь американские вертолеты доставляют сюда еду, воду и лекарства круглые сутки. По периметру зоны разгрузки помощи выставляют вооруженную охрану. Голодные гаитяне могут наброситься на груз и растащить его в считанные минуты. Такие случаи уже были. Морские пехотинцы рассказывали, что им приходилось применять против людей перцовый газ и резиновые пули. Ведь доставляемой провизии на всех не хватает. Это жуткое зрелище: стоят солдаты с автоматами, за их спинами цепочкой выстроились дети и смотрят на еду волчьим взглядом. Взрослые близко не подходят, прячутся в зарослях и тоже выжидают. Лишенные воды и пищи люди готовы на все. Поэтому на Гаити действует такое количество банд мародеров.
«Оказавшись под завалами, пожилая гаитянка три недели пила мыльную воду из тазика. Это ее и спасло»
— Мировые СМИ облетела история 27-летнего гаитянина, который почти месяц просидел под завалами без еды и воды, — продолжает Максим Драбок. — Подобных случаев в Гранд Гуав — пруд пруди. Вот эта 60-летняя женщина (Максим показывает сделанные на Гаити фотографии. — Авт. ) пробыла под завалами больше трех недель. В момент землетрясения она стирала одежду. Двадцать два дня Жустьен по глоточку пила мыльную воду из тазика. Это ее и спасло. Когда женщину разыскали спасатели, она была в нормальном состоянии, только сильно исхудала.
В живучести гаитян нет ничего сверхъестественного: эти дети природы необычайно выносливы. Инстинкт выживания хорошо развит даже у здешних ребятишек. Посмотрите на этого годовалого малыша. Мальчик пробыл под завалами без еды и воды десять дней. Спасатели три дня работали всего в нескольких метрах от него, а он даже не пискнул ни разу! Когда ребенка случайно извлекли из-под обломков, то ахнули: на нем не было ни царапинки! Судьба его родителей неизвестна. Скорее всего, мальчик остался сиротой
Еще до землетрясения Гаити называли «страной детей-сирот». Тогда на десять миллионов жителей приходилось полмиллиона сирот. Теперь же их стало в два раза больше. Многие семьи из развитых стран уже выразили желание усыновить этих детей. Но пока пропавшие без вести родители не признаны официально погибшими в результате землетрясения, подобное невозможно. Кроме того, еще до катастрофы гаитянских детей часто якобы усыновляли, а затем продавали в бордели или на органы. Поэтому власти не спешат устраивать судьбу сирот.
Многие проблемы объясняются особенностями этой страны. Гаити — одно из беднейших государств на планете. Половина населения безграмотна и живет в нищете. Восемьдесят процентов гаитян считаются безработными. Западные же наблюдатели говорят: люди просто не хотят работать. К примеру, соседняя Доминиканская Республика процветает. Республика Гаити делит с Доминиканой остров Гаити, здесь одинаковая природа. Гаитяне могли бы, следуя примеру соседей, развивать туризм, выращивать кофе (он здесь очень хороший), добывать золото и ценную руду. Но местному населению интересны другие занятия: контрабанда и наркотрафик в Америку.
Еще один важный момент. Подземные толчки прокатились и по территории Доминиканской Республики. Однако никто не слышал, чтобы там были большие жертвы или серьезные разрушения. Знаете почему? Карибский регион вообще считается потенциальной зоной землетрясений. Америка и другие развитые страны перечислили сюда сотни миллионов долларов для строительства сейсмоустойчивых домов и конструкций. В Доминикане деньги использовали по целевому назначению, а на Гаити их разворовали. Поэтому все административные здания, включая президентский дворец в Порт-о-Пренсе, рассыпались, как карточные домики.
«Требуя денег, дети из палаточного городка стали меня кусать!»
— Я слышал, как находящиеся на острове представители гуманитарных миссий обсуждали проблему: в чьи руки отдать собранные для помощи гаитянам миллиарды долларов? — говорит Максим Драбок. — Правительство снова разворует, а больше доверить некому. Страна полностью разрушена, ее жители неуправляемы и не имеют средств к существованию. Как помочь государству? Создать временное правительство? Прибегнуть к помощи ООН? В данный момент на территории Гаити находится 16 тысяч американских солдат. Антиамериканские лидеры — Фидель Кастро, Уго Чавес, Даниэль Ортега — назвали это «ползучим империализмом и оккупацией со стороны США». Но если бы Америка не ввела свои войска, как бы обезумевшая голодная толпа делила гуманитарную помощь? Я уже молчу о вооруженных преступных группировках, встречающихся здесь на каждом шагу.
После того чудовищного землетрясения гаитяне панически боятся заходить в свои дома. СМИ не сообщали, сколько людей осталось инвалидами. Мы побывали в местном госпитале: там лежат тысячи пациентов с ампутированными конечностями. Это страшная картина Даже те, чьи дома уцелели, живут в палаточных городках, огражденных колючей проволокой. Я спросил: зачем нужна колючая проволока? Военные объяснили: это помогает сдерживать разрастание городка, иначе они не смогут контролировать порядок. На Гаити ведь царит хаос: здания мэрий и полицейских участков разрушены, стражи порядка и чиновники разбежались
Только я оказался на территории одного из палаточных городков, меня окружила целая толпа ребятишек. Я заранее приготовил стопку однодолларовых купюр и стал их раздавать. Когда деньги закончились, те, кому не хватило, стали меня кусать! Если бы не подоспевшие американские солдаты, они бы меня ограбили. Сами по себе гаитяне миролюбивые, но в этой ситуации их можно понять. Кроме голода и недостатка питьевой воды, людей мучает вспыхнувшая вне сезона малярия. После этого случая, едва завидев меня, дети кричали: «Эй ты, один доллар!»
Гаити не зря называют «черной дырой» и, извините, «задницей мира». Сами гаитяне считают свой остров проклятым. Гаити — родина вуду, которое является здесь официальной религией. Пострадавшие от землетрясения убеждены: они чем-то сильно прогневили духов. Каждый вечер островитяне повсюду совершают обряды вуду. Танцуя и распевая песни, люди вымаливают прощение у высших сил
926Читайте нас в Facebook