Верховная рада под руководством александра ткаченко шиканула на 50 миллионов гривен
Как уже сообщали «ФАКТЫ», во вторник народные депутаты заслушали отчет Ярослава Кендзьора -- председателя временной следственной комиссии по проверке финансово-хозяйственной и организационной деятельности бывшего спикера парламента и аппарата Верховной Рады. Глава комиссии, кстати, не уверен, что депутаты поддержат выводы следственной комиссии и примут постановление о направлении материалов в Генпрокуратуру, поскольку, по его мнению, некоторые парламентарии весьма болезненно реагируют на слово «коррупция».
«Сегодня речь идет не о Ткаченко речь идет о чести законодательного органа»
Перед началом выступления Ярослава Кендзьора спикер парламента Иван Плющ любезно предоставил слово экс-председателю ВР Александру Ткаченко. И тот не преминул воспользоваться случаем, чтобы в очередной раз напомнить сессионному залу, что настоящим главой Верховной Рады является не Иван Плющ, а именно он, Ткаченко: «Думаю, каждому в этом зале понятно, что меня выбирали председателем парламента не на большинстве, а на Верховной Раде». Далее последовало разъяснение непонятливым коллегам: «Главой большинства в качестве координатора избран Леонид Кравчук, а главой большинства -- Иван Плющ». Итого, подсчитал Александр Николаевич, есть два председателя, но -- не Верховной Рады.
Поэтому экс-спикер обратился лишь к «руководству, ведущему сегодняшнее заседание сессии», с просьбой отложить отчет следственной комиссии до решения Конституционного суда, уже начавшего рассмотрение представления народных депутатов, считающих незаконными все решения, принятые большинством. Александр Ткаченко заодно поставил под сомнение и легитимность, и саму работу следственной комиссии, поскольку в ней участвуют представители не всех фракций парламента. Что ж, мол, это за работа, если его, Ткаченко, ни разу не пригласили на заседание комиссии, чтобы «предъявить те или иные претензии или по даче, или по машине, или так далее » А он бы мог рассказать, например, о том, что спикера, оказывается, никто даже и не спрашивал, какую мебель ему ставить на госдаче. Завезли, мол, и привет.
Чтобы уговорить депутатов отложить слушание материалов следственной комиссии, Ткаченко пустил в ход давно испытанный аргумент: «Сегодня речь идет не о Ткаченко сегодня речь идет о чести законодательного органа». Вот так, ни больше ни меньше.
Но, возможно, именно по этой причине и было решено предоставить слово Ярославу Кендзьору. Это, конечно, ужасно возмутило левую часть парламента, но шум в зале прекратился, как только Иван Плющ успокаивающе напомнил, что по вторникам-то парламент все равно не голосует.
Депутаты должны гордиться тем, что Чародеев на деньги налогоплательщиков съездил в Непал?
Сразу следует сказать: к работе следственной комиссии были привлечены специалисты Главного контрольно-ревизионного управления Украины, что, впрочем, не помешало Александру Ткаченко обвинить комиссию в предвзятости, а ее председателя -- в некомпетентности. Но это -- к слову.
Итак, в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности Управления делами Верховной Рады был установлен целый ряд нарушений действующего законодательства. В частности, операции с валютными счетами в учетных документах отражались почему-то с опозданием: в 37 случаях полученные наличные на общую сумму 31 тысяча 837 долларов США были оприходованы по кассе с задержкой до 11 дней. Например, 13500 долларов, полученные из банка 22 января 1998 года, прошли по кассе почему-то только 30 января 1998 года.
Не спешили депутаты отчитаться и за неиспользованную во время заграничных командировок валюту. Временной следственной комиссией установлено 35 таких случаев, в кассу от подотчетных лиц в общей сложности несвоевременно поступило 37245 долларов.
Кстати, о командировках. В прошлом году фактические расходы депутатов на загранкомандировки составили 3 млн. 766 тыс. гривен, что более чем в 4,5 раза больше потраченного в 1998 году. На оплату суточных или за проживание в гостиницах было израсходовано наличными 330 тысяч 937 долларов, причем в 38 случаях депутаты за полученную на командировки валюту отчитывались с опозданием.
Да и выдавалась валюта, скажем так, не всегда законно. У следственной комиссии есть информация, полученная от Управления межпарламентских связей секретариата ВР, о том, что при проведении Генеральной ассамблеи и заседаний комитетов ПАЧЭС все финансовые затраты на жилье и питание членов украинской делегации брала на себя принимающая сторона, но депутатам, направлявшимся в загранкомандировки для участия в мероприятиях ПАЧЭС, почему-то оплачивались затраты на проживание в гостиницах и суточные. Всего таким образом «в никуда» ушло 130 тысяч 636 гривен. Кроме того, установлено 30 случаев оплаты командировочных с превышением количества дней пребывания в поездках. На это потрачено еще 36740 грн.
Комиссия зафиксировала просто экзотические, а иногда и с детективным оттенком командировки народных избранников. Скажем, «ФАКТЫ» писали о поездке в Непал прогрессивного социалиста Александра Чародеева, который в течение 31 дня нес на Эверест ненавистный ему желто-голубой флаг. Причем приглашения принимающей стороны на данный поход в горы парламентарий так и не представил, а судя по авансовому отчету от 17 июня 1999 года, депутату Чародееву на него было выплачено 750 долларов.
Небезынтересно узнать и о путешествии г-на Чародеева в Грецию. По распоряжению спикера Александра Ткаченко от 22 сентября 1999 года в греческий город Волос для участия в заседании Комитета ПАЧЭС по культурным, просветительским и социальным вопросам на срок с 27 сентября по 4 октября 1999 года направляется делегация в составе пяти человек под руководством А. Чародеева. И хотя в день вылета был прямой рейс «Киев-Афины», глава делегации непонятно почему выбирает маршрут «Киев-Стамбул-Афины». В результате полет обошелся дороже на 3 тысячи 210 долларов.
При всем при этом Александр Чародеев считает, что обвинения в его адрес -- необоснованны. Он уверяет, что у г-на Плюща есть поданная им справка из компании «Аеросв›т», свидетельствующая, что в день вылета Чародеева в Афины прямых рейсов в Грецию не было. Ну а поездкой его в Гималаи коллеги вообще должны гордиться: «Да, депутат со 125 килограммами взошел на такую высоту, и это в мире считается среди альпинистов впервые».
Спикер, готовясь стать президентом, за счет парламента устроил фуршет для 300 журналистов
Ярослав Кендзьор сообщил также о выявленных комиссией нарушениях Управлением делами ВР Положения о проведении торгов и тендеров в строительстве. За последние два года парламентские управленцы провели одних капитальных ремонтов на сумму 11,2 млн. гривен. При этом среди подрядчиков тендеры не проводились, да и объемы выполненных работ не документировались. Из предусмотренных бюджетом средств на оплату капремонтов было оплачена и стоимость «скромных» текущих ремонтов в кабинетах Верховной Рады, на что истрачено 2 млн. 217,6 тыс. грн. Кроме того, Управление делами безропотно уплатило 1 млн. 31,5 тысячи гривен на некие ремонтные работы, выполненные в неких помещениях административных зданий парламента (какие это были помещения -- неизвестно). 55417 грн. израсходованы на текущие ремонты квартир народных депутатов.
В журнале регистрации официальных мероприятий Верховной Рады комиссия обнаружила, что в октябре в гостинице «Москва» прошел фуршет якобы для 300-х представителей средств массовой информации. Сей праздник обошелся парламентскому бюджету в 12 тысяч гривен, а проводилось это веселое мероприятие тогда еще спикером Ткаченко -- аккурат в период президентской избирательной кампании (Александр Николаевич тогда тоже баллотировался). Комиссия расценила этот факт как злоупотребление кандидатом в президенты своим должностным положением: для проведения агитационных мероприятий тратились бюджетные средства.
Вообще в бюджетные средства, предназначенные на содержание аппарата парламента и народных депутатов, включаются представительские расходы и затраты на питание. В 1998 году на это намечалось израсходовать 105,1 тысячи гривен, а проверкой установлено, что фактически истрачено 170,8 тыс. грн. , то есть на 65,7 тыс. больше. Расходы на представительские цели и питание участников мероприятий, не связанные с международной деятельностью (совещания, конференции, правительственные и протокольные мероприятия) на общую сумму 90,5 тыс. грн. по бухгалтерскому отчету почему-то отнесены на расходы по международной деятельности. Бюджетом-99 на представительские расходы и питание уже выделялись 314,5 тысячи гривен, а фактически, по данным комиссии, в 1999 году эти затраты составили 422,5 тыс. грн.
Всего же в результате нерационального использования бюджетных денег, затрат, вообще не предусмотренных бюджетом, сознательного занижения ставок арендной платы на помещения, сдаваемые Верховной Радой и других действий Управления ВР законодательный орган, скажем так, пустил на ветер около 50 млн. гривен!
Зачем народному депутату на даче 8 телевизоров?
Явное оживление в зале вызвала та часть доклада комиссии, что касалась дачи Александра Ткаченко. Ярослав Кендзьор сообщил парламентариям, что с июля 1998 по май 1999 года на ее обустройство был истрачен почти миллион гривен. «Закуплена мебель импортного производства, хотя, впрочем, если и решил Ткаченко жить с роскошной мебелью, то лучше бы дал этот миллион Львовской или Житомирской мебельной фабрике», -- заметил г-н Кендзьор. А если это, как утверждает экс-спикер, делалось помимо его воли, то почему он не протестовал, поинтересовался глава комиссии, почему Александр Ткаченко не захотел «жить в тех условиях, в каких жили предыдущие председатели Верховной Рады»? (Скажем, оборудование госдачи спикера Мороза обошлось «всего» в 200 тысяч).
Под довольно громкий шум в зале г-н Кендзьор перечислил все, чем была благоустроена госдача экс-спикера: два столовых гарнитура «Джокондо Юлиано», две спальни, кухня, уголок «Ренессанс», мягкий уголок «Монна Лиза», 31 комплект портьер, 42 светильника, 11 ковров, 5 часов, 7 видеомагнитофонов, 8 телевизоров «Панасоник», 3 музыкальных центра, различные диваны и т. д. По словам Ярослава Кендзьора, только за 1999 год Александру Ткаченко за счет средств парламентского бюджета на дачу было завезено продуктов на 43 тысячи гривен.
Главе временной следственной комиссии для выступления было выделено лишь 10 минут и 5 минут -- для ответов на вопросы. Так что прозвучало далеко не все, что Ярослав Кендзьор имел сказать. Народный депутат Лев Глухивский сделал вывод, что Верховная Рада просто не заинтересована в обнародовании фактов исчезновения денег налогоплательщиков. А между тем акт о необоснованных расходах народных денег состоит из 56 (!) страниц. У комиссии же хранится еще 10 томов черновиков, которые, если парламент примет постановление о передаче материалов в Генпрокуратуру, будут направлены вместе с актом в правоохранительные органы.
Александр Ткаченко, обвинив г-на Кендзьора в том, что тот «в экономике и финансах разбирается очень примитивно», отверг выводы комиссии и заверил: «Верховная Рада, руководимая мною почти два года, не уступает в порядочности и честности в использовании бюджетных средств предыдущим составам». В принципе, ряд депутатов считает, что собранный комиссией фактаж о финансовых нарушениях не иначе как «высосан из пальца». Александр Мороз, к примеру, призвал парламентариев перестать «копаться в грязном белье» и вспомнить, что на содержание Верховной Рады в год расходуется столько же денег, сколько уходит на одну областную администрацию.
479Читайте нас в Facebook