Украинский альпинист владимир моногаров в 75 лет намерен покорить эверест
Узнав, что испанец Роман Бланко Суарес установил мировой рекорд, взойдя на Эверест в возрасте 60 лет, заслуженный мастер спорта, доктор биологических наук Владимир Моногаров подумал: «А почему бы и нет?» И стал готовиться к восхождению на самую высокую вершину мира. Если задуманное получится, украинский альпинист попадет в Книгу рекордов Гиннеса.
Входную дверь однокомнатной квартиры Владимира Дмитриевича на Русановке украшает целая галерея фотографий: горные вершины, знаменитые альпинисты Над кроватью -- плакатик с надписью: «Я очень хочу взойти на Эверест (8848 м) и спуститься живым и здоровым». Этими словами Моногаров встречает каждый новый день.
«Коварная Ушба стала могилой для более 60 альпинистов»
-- Владимир Дмитриевич, вы -- легенда советского альпинизма. На вашем счету победы над семитысячниками Памира, Монбланом и Пти-Дрю во Французских Альпах, Дьявольскими Иглами в Болгарии. 13 золотых и серебряных медалей на чемпионатах СССР. Но все-таки Сейчас вам 73 -- возраст солидный. Как появилась эта смелая идея?
-- Три года назад пришел ко мне тогдашний директор альпцентра «Эльбрус» Александр Шевченко, рассказал о достижении испанца Суареса и спросил: «Владимир Дмитриевич, не хочется ли и вам взойти на Эверест?». Я, конечно, ответил: «Да что вы, я уже «слил воду». Ведь я последний раз принимал участие в чемпионате Союза по альпинизму в 1978 году, то есть в 52 года. Правда, после этого 17 сезонов работал инструктором в альпинистском центре «Эльбрус», читал лекции, водил молодых. Руководил научным обеспечением пяти гималайских экспедиций, работая на высотах свыше 5300 м от 30 до 70 дней.
-- В альпинистских кругах вы заслужили прозвище «мсье Ушба» -- по имени двуглавой вершины на Кавказе, известной невероятно сложным рельефом. Ее вы «взяли» восемь раз -- и каждый раз иным маршрутом
-- О-о, да. Помню, в начале моей альпинистской карьеры -- а впервые я попал в горы 20-летним студентом Киевского института физкультуры -- Ушба внушала мне ужас. С языка сванов это название так и переводилось -- «вертеп ведьм» или «проклятье». Ушба стала могилой для более 60 альпинистов. Эта вершина коварна: с восточной стороны -- 300-метровая стенка с отрицательным наклоном. Идти по нему очень сложно, земное притяжение оттягивает тело назад. Надежно забить крюк чрезвычайно сложно, так как скальная порода отслаивается. В любой момент может оторваться целая глыба. Подъем на вершину занимает 5-6 дней. Ночевать приходилось на узеньких полочках, на которых едва можно поставить ноги, в подвесных гамаках или в специальных платформах, когда крепежные веревки беспощадно врезались в тело, ветер раскачивал легкую конструкцию. Заснуть не удавалось -- лишь на пару часов проваливались в дремоту, прерываемую порывами ветра и холодом. В одной из экспедиций у альпиниста Виктора Козявкина упал вниз рюкзак -- со спальником, фотоаппаратом, кинокамерой. Козявкин попытался схватить его на лету, и сам улетел в туман. Я видел, как он сорвался. А через несколько минут -- есть Бог на свете! -- те, кто шли снизу, закричали мне, что Витя чудом задержался на снежном выступе горы. Спустя месяц в снегу -- на два километра ниже -- нашли рюкзак.
-- Опасное все-таки это увлечение
-- В 1965 году нам пришлось укреплять мемориальную доску на западной стене Ушбы, на месте гибели двух альпинистов Артура Глуховцева и Виталия Тимохина. Трагедия произошла примерно на середине подъема, когда Тимохин потерял равновесие и сорвался, потянув за собой шедшего в связке Глуховцева. Крючья, вбитые в скалу, не выдержали -- и оба полетели вниз. Летели метров двести, разбились насмерть. Молодые, полные сил ребята. А их рюкзаки остались висеть. Мы их сняли только спустя год.
«Мой биологический возраст врачи определили в 45--50 лет»
-- Вы продержались в большом спорте рекордно долго. 50-летний юбилей отмечали на Памире, взойдя в этот день на пик Евгении Корженевской (7105 м), 70-летний -- на западной вершине Эльбруса (5642 м). Отметить 75-летие на Эвересте -- это, конечно, восхитительно. А здоровье позволяет?
-- Идею моего восхождения на Эльбрус поддержали врачи. Они считают, что я в хорошей физической форме. Ученые Национального университета физического воспитания и спорта, исследовав меня по методике академика Шахбазова, определили мой биологический возраст в 45-50 лет: давление 120-80, пульс при пробуждении -- 48 ударов в минуту, при 167 сантиметров роста -- вес 68 килограммов.
Конечно, нужна серьезная подготовка. Условия восхождения на самую высокую вершину мира очень тяжелые и сложные: морозы достигают 40-50 градусов. ветер -- до 250 м/сек. Когда-то ветром сорвало палатку с тремя американскими альпинистами, и несколько сот метров несло по снежному склону к обрыву. Их спасло только чудо.
Но главная опасность для человека в высокогорье -- недостаток кислорода в тканях. Поэтому три последних года я регулярно тренируюсь на Эльбрусе -- замечательном полигоне для подготовки в условиях дефицита кислорода. Впервые в жизни в 71 год одновременно взошел на обе его вершины, на одной из них заночевал. Два года назад попав в гималайскую экспедицию, отправился на китайский восьмитысячник Шиша Пангму. Но с высоты 6000 м экспедиция вынуждена была вернуться: снежная лавина погребла поднимающегося впереди всех альпиниста Витю Пастуха.
-- Владимир Дмитриевич, наших читателей наверняка заинтересует вопрос: как удается вам поддерживать отличную спортивную форму?
-- Моя докторская диссертация как раз связана с проблемами утомления и восстановления организма при предельных нагрузках. Есть несколько правил, которых я постоянно придерживаюсь: побольше движения, правильное питание и ограниченное количество стрессов. Дома в Киеве постоянно тренируюсь. Через день, положив в кроссовки свинцовые стельки по 1250 г каждая, бегаю кросс 8-10 километров. Зимой -- по глубоким сугробам, летом -- по песку вокруг озера Тельбин. Если на улице дождь, набираю 10-12 килограммов песка в рюкзак и бегаю вверх-вниз по лестнице своего 9-этажного дома.
«Без хорошего снаряжения и качественного питания можно навсегда остаться на вершине»
Тем временем мы переместились в чистенькую кухню, где над столом висит плакатик с жизнерадостной надписью: «50 граммов алкоголя оттягивают холестерин и способствуют пищеварению. Академик Чазов».
-- Владимир Дмитриевич, а что вы называете «правильным питанием»?
-- Завтракаю гречневой кашей, сваренной в овсяном отваре, с тертым сыром и стаканом молока. Второй завтрак -- бутерброд с черным хлебом и салом. Если съедать в день кусок-другой, никогда не потолстеешь! На обед, как видите, -- суп с фасолью и отварная куриная ножка. На ужин -- салат. Капуста, болгарский перец, помидоры, огурцы -- все, что можно себе позволить в это время года. А после ужина устраиваюсь перед телевизором со стаканом тыквенных семечек -- тоже, кстати, очень полезных.
-- А вино? Или водочку?
-- Сам я пью очень мало, в основном красное вино -- кагор, каберне. А плакат повесил для гостей -- чтобы не стеснялись.
-- Скажите честно: а вы не боитесь? Первая украинская экспедиция на Эверест, увы, закончилась гибелью одного из участников. А второй получил сильные обморожения
-- Работа по организации экспедиции «Эверест-99» была продумана, хорошо профинансирована и технически обеспечена благодаря усилиям руководителя программы -- президента Федерации альпинизма и скалолазания Валентина Симоненко. Гибель Василия Копытко, который, судя по всему, сорвался вместе со снеговым карнизом, следует расценивать как несчастный случай. Однако, на мой взгляд, любой несчастный случай можно спрогнозировать. Остается надеяться, что в следующих экспедициях такого не повторится.
-- Насколько мне известно, экспедиция украинской сборной на Эверест обошлась примерно в 320 тысяч долларов. Только за разрешение на восхождение команда платит правительству Непала 10 тысяч долларов. А у вас финансовые проблемы уже решены?
-- Увы. Ищу спонсоров. Тем более что пойду не один, а с группой поддержки. По нашим расчетам, на организацию экспедиции нужно около 200 тысяч долларов. Необходимы хорошее снаряжение, качественное питание. Без этого можно навсегда остаться на вершине. А жизнь слишком ценная вещь, чтобы ею рисковать.
«Украина стала первой страной, организовавшей чемпионат для ветеранов альпинизма»
За комментариями «ФАКТЫ» обратились к председателю медицинской комиссии Федерации альпинизма Украины доктору медицинских наук Павлу Белошицкому:
-- Поездив по миру, я встречал среди покорителей горных вершин (шести- и семитысячников) много альпинистов преклонного возраста. Выйдя на пенсию, они с удовольствием посвящают себя любимому увлечению. Однако именно Украина стала первой страной, организовавшей чемпионат для ветеранов альпинизма. Баллы участникам выставляются по простой схеме: возраст, умноженный на высоту покоренной вершины. Следовательно, скорость восхождения принципиального значения не имеет. Главное -- выносливость. В прошлом году мастер спорта международного класса Владимир Моногаров стал победителем чемпионата ветеранов. Я расцениваю его шансы взойти на Эверест достаточно высоко, тем более, что он собирается идти с кислородом. Сейчас он серьезно тренируется. Я уверен, что успех 75-летнего альпиниста будет иметь огромное значение как для спорта, так и для мировой науки.
P. S. Тех, кто заинтересовался предстоящим проектом и смог бы оказать спонсорскую помощь в организации экспедиции, Владимир Моногаров приглашает позвонить ему домой по телефону 553-35-88.
1794Читайте нас в Facebook