ПОИСК
Происшествия

Исполним милосердия сердца свои…

0:00 3 декабря 1999
епископ Павел наместник Лавры

Дорогой читатель! Вот и начался Рождественский радостный пост -- радостный почему? Потому что мы приближаемся к великому таинству -- Бог воплощается в человека ради нас, нашего ради спасения. Велика эта тайна и радостна для человека, потому что Бог наклоняет Небо, чтобы сойти на землю и впоследствии возвести человека на Небеса. Но прежде, нежели Богочеловек примет плоть, Он приготавливает для Себя Скинию.

С Божией милостью, в субботу будем петь тропарь: «Днесь благоволения Божия предображения и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает… » Вот Та, о Которой говорили пророки: настанет время, родится, придет в мир Непорочная, Святая. Пророки называют Ее Краеугольным Камнем, пророки называют Ее Жезлом Прозябшим, то есть расцветшим, Ее называют Живоносным Источником, Она выступает в образе Скалы. И многое множество других свидетельств указывают святые пророки истово желавшие видеть истинно, а не только своим пророческим прозрением эту Скинию Христову, где совершилось тело Спасителя, Которое Он отдал в жертву Крестную ради меня, всех нас ради.

Величание свидетельствует: «Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых». Опять безумный человек, не имеющий страха Божия, не могущий проникнуть в глубину веков, так и не понимает, что это -- наибольшее, найсвятейшее свидетельство Богородичной избранности Марии Девы. Ведь по законам того времени, женщине вообще нельзя было заходить в храм, -- святая же Отроковица жила во Святая Святых храма. Священники и народ узнали, что Захария увидел чудо -- увидел Ангела. Увидел все то, что происходило в Иерусалимском Храме, и видели другие священники, как Ангел приносил пищу для Божией Матери. И потому сегодня, как и тогда, можно обратиться к еврейским священникам: неужели они не смогли увидеть в той святой Отроковице предопределенный Киот? Ведь свидетельствуют все времена, что Господь приготовил в образе Божией Матери спасение для всего человечества.

Исполнились те времена, когда пришлось праведной Анне исполнить свое обетование: посвятить дочь на служение Богу. Собрались в дом гости -- родные, близкие. Ликовствующие Анна и Иоаким, у которых Господь отнял поношение за их бесплодность, а дал благословение -- дочь Марию -- Божию Матерь всех живущих на земле, собрали чистых отроковиц, с зажженными свечами и радостным пением они шествуют в Иерусалим, в храм Господень. Царь-пророк Давид восклицает: «Дщи, забудь отца и матерь и станешь одесную Творца», то есть одесную Бога, что мы сегодня и видим на иконах, видим в пророчествах. Святая Отроковица Мария должна забыть и забыла родительский дом, ибо Она уже никогда из Иерусалимского храма не выйдет -- до того времени, когда Архангел Гавриил возвестит благую весть о том, что Она должна зачать Богомладенца Иисуса Христа.

РЕКЛАМА

Мы живем в новой эре, в новом летосчислении, но никто и не задумался над тем, кто гонит Христа, кто не принял, кто распял Его, -- что все начинается от Христа: и новая эра, и эти уходящие 2000 лет, и с Божией милостью, если кто доживет, пойдет и третья тысяча лет, -- и все благодаря Тому, Кого гнали, Кого поносили. Иисус дал человеку все блага, для того чтобы человек увидел и узнал любовь Творца к себе. И каким бы ни был плохим этот человек, Господь все равно любит его, дает время на покаяние. Дает те дары благодати, которых не может и вместить мир.

Этот праздник, дорогой читатель, учит нас, чтобы мы чтили Божию Матерь -- Матерь Христа Спасителя. И для всех сектантов это является укором: они скажут, что это не описано в книге -- в Евангелии, но у нас есть предание. У нас есть Старый Завет, который свидетельствует все это.

РЕКЛАМА

Поэтому, дорогой христианин, для нас сегодня наступает великий день радости, ибо, видя Божию Матерь, мы знаем, что уже через некоторое время придет в мир Христос Спаситель, начнется новая эра, начнется новая жизнь. И мы, если даст Бог, доживем до Обрезания -- праздника Господня, который есть свидетельством того, что началась новая жизнь во Христе: все старое отрезалось -- и осталась одна лишь благодать, которая вразумляет, просвещает и освящает всякого человека, пришедшего в мир.

Мы также остановимся сегодня и на нашем воскресном Евангельском чтении: открой Евангелие от Луки (XII гл. , 16--21 ст. ). Опять Господь проповедует тысячам народа, наставляя, просвещая его в Истине Божией, давая понять, что Он -- тот Мессия, Которого ждали все старозаветные праведники и весь еврейский народ, через Которого придет спасение -- Свет всему миру. Господь предупреждает, что нет спасения лицемерам и любостяжателям, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения: оно не делает жизнь ни продолжительнее, ни счастливее, но еще короче и беспокойнее по причине роскоши и забот. И сказал им притчу о богаче: богач сидел и раздумывал, что у него уже достаточно много насобиралось богатства и еще -- смотри, как угобзилась, то есть какие щедрые плоды дала нива. Старые житницы разорю, потому что они уже малы, а новые сделаю, все положу туда и уже, может быть, на следующий год не буду ни сеять, ни пахать -- это уже будет для меня лишнее. А вот этого моей душе хватит на многие и благие годы. Но не задумался он над тем, что его жизнь -- в руке Божией. Ибо речет в своем сердце: сделаю то и то, в то же время не положив во главу угла своей жизни краеугольным камнем Господа. Ибо он ложится, солнце зашло, а для него не существует больше восхода, или солнце взошло, но для него нет уже больше заката. Почему? Потому что он уже предался земле -- возвратился в землю. А душа многострадальная, которая смущалась, часто вела войну с плотью окаянной, которая сама обличала нас -- звала к покаянию, но мы толстым слоем свинского жира заглушали совесть и говорили так, чтобы временная наша жизнь была нам приятна. Или утешали себя другими словами: нет ничего, живи и веселись одним днем. Но тут же Господь не замедлил богачу, чтобы он понял: не все так, как ты думаешь. И говорит: безумен! в сию ночь от тебя отнимут душу и кому сие будет? И дальше Апостол как бы опять от себя говорит: тако собираяй себе, а не в Бога богатея, тот гибнет.

РЕКЛАМА

Остановимся, дорогой читатель, на некоторых деталях сегодняшней Евангельской истории. Господь не запрещает богатства, ибо это Он дает все человеку: и земля плодоносит, и работа идет, потому что Господь благословил этому быть. Но благословил не для того, чтобы ты жадно копил его, не для того, чтобы ты расточал его в ненужной роскоши, в пирах и веселии, а для того, чтобы ты поделился с ближним, дал нищему, чтобы ты помог страждущему, немощному.

Поэтому, дорогой человек, имеющий что дать ближнему своему, -- спеши дать, и построишь себе этим вечные обители в Царствии Небесном. И благодари Бога, что есть у тебя такие люди, которые нуждаются в твоей помощи. И Господь умножит тебе и славу, умножит тебе и богатство, умножит тебе все, чтобы ты и дальше мог продолжать свой жизненный путь тихо и безмятежно, как это делали угодники Божии.

Сегодня мы много говорим о смерти. Многие укоряют нас, что уж очень мы ударились в унылые разговоры. Но, дорогой читатель, этот дар -- дар смерти не всем дан Богом. Ибо Апокалипсис свидетельствует: придет время -- смерть отбежит. И вот сегодня оглянись вокруг себя, пройди по кладбищу, просмотри списки своих родных, близких, друзей и ты увидишь -- их нет. Но с чем они ушли в загробную жизнь? Никто не взял с собою ничего. Смотри: кто сделал раскол в Церкви -- их нету, слава их погибла с шумом. Смотри: те, кто гнал Церковь в продолжение 70 лет, на землях они свои имена нарекали, -- а сегодня забыли, как их звать. Смотри на тех безумцев, которые и не думали завтра умереть, но, не дождавшись завтрашнего дня, -- они канули в вечность. И смотри на другой образ жизни -- несчастных, как часто называют, монахов. Они тоже умирают, но их помнят -- тысячу, две тысячи лет. О чем это говорит? Они всегда помнили о смерти и старались жить так, чтобы своей верой, своими делами прославить Бога. И поэтому Господь сказал: если он умрет, он жив будет. Ибо их идеи -- благие, любвеобильные, христианские -- они никогда не умрут, ибо Христос вечный, всегда вечная и душа наша, никогда не умирающая.

Но горе тому человеку, который умирает внезапно, без покаяния -- нет несчастному помощи, ибо он не старался о душе своей, не заботился о ее спасении -- надеялся на завтра. Но, увы, до завтра он не дожил. Это часто можно слышать сегодня от молодежи: доживу до старости, тогда буду думать о душе и вечности. Увы! А где эта старость? Засохший цвет ложится в гроб, и юность, облетевшая ветром уже давно, уходит. Поэтому думай, христианин, каждую минуту о своей жизни: как ты живешь? Чего ради ты живешь? Если богатства ради, то в пагубу себе. Ибо душа человеческая, пристрастившись к богатству, стремительно идет навстречу всем порокам. Пристрастившиеся к богатству пускаются во все тяжкие, предаются и воровству, и убийству. Человек теряет покой, ибо может ли быть кто спокоен среди колючего терния богатства, где суета, беспокойство, заботы, досады, огорчения, желание большего, рвение, зависть, гнев и отчаяние?

Богатство должно тратить для помощи нуждающимся, но не на гулянки, не на пьянки. Да, нужно и телу дать покой, отдых. Нужно отдохнуть, полечиться, что многие и делают сегодня, -- едут в те места, где можно действительно почерпнуть здравие. Господь не запрещает этого. И Господь хранит тех, кто богатеет в Бога. А богатеть в Бога, или для Бога, значит быть благосклонным и милостивым к нуждающимся. Ибо что дается нуждающемуся, то Бог принимает как Себе Самому. Следовательно, богатеющий в Бога есть тот, кто богат милосердием и добрыми делами к нуждающимся, соблюдая христианское состояние своей души, полон сострадания, человечности к окружающим. И если ты богатый, -- тебе хватит, что дать, не беги только тех, с кем надо поделиться, и ты незамедлительно увидишь, как Господь упрочит твое состояние. Вспомним Святого Равноапостольного Великого князя Владимира. Кто он был до Крещения, до принятия веры? И посмотри, что стало с ним после принятия Православия. Он кормил тысячи, он сам завозил в темницу еду, он принимал странных и убогих. И смотри: как при нем упрочилась, прославилась Киевская Русь, ибо Господь прославил его той славой, которой не слышало ухо, не видело око и не приходило на сердце человеку.

Сегодня, дорогой читатель, поздравляю тебя с праздником -- Введение в храм Божией Матери. Открой свое сердце, дабы Она вошла и в твой дом, чтобы Она вошла в твой храм, сотвори Ей приют, дай Ей место. И Она в твоем сердце сделает вертеп не разбойников, а вертеп для принятия Рождества Христового. Она вместе с тобой будет страдать в твоей жизни, но будет и утешать по-матерински твои скорби и страдания. Она своею рукою святою утрет твои слезы, которые ты, возможно, будешь лить наедине перед Ее Сыном, -- может быть, от скорби по своим родным, близким, может быть, о своих грехах и страданиях. Она тебе поможет и в ту минуту, когда ты будешь оставлять земные пределы и подниматься ввысь, к Горнему, Святому Иерусалиму. Она возьмет, как Любящая Мать, тебя за руку и приведет к Сыну. Вспомни, как Сын, будучи на Голгофе, сказал стоявшей рядом Матери: «Проси, Мать Моя, да не отвращуся от Тебя». И какая мать не будет просить сына за детей или внуков. Вот, поучись этому образу кротости и смирения, услышь глас, вопиющий в твоем сердце или около твоего сердца, дай место в нем Божией Матери, -- и Она тебе воздаст сторицею.

Будем молить и просить, чтобы Господь сподобил нас великой чести -- дара смерти в покаянии. Не той, что внезапно, а в осознании своих грехов, в причащении Тела и Крови Христовых. Может, кому-то эти слова снова покажутся мрачными. Но, дорогой читатель, кто не родился, тот и не умрет. А хотелось бы отойти в вечность тихо, спокойно, чтобы получить тот удел, который Господь приготовил для любящих Его во веки веков.

Аминь.

382

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров