ПОИСК
Культура и искусство

Режиссер анатолий матешко: «киев и москва одновременно должны увидеть нашего «буржуя»

0:00 16 декабря 1999
Валентина СЕРИКОВА специально для «ФАКТОВ»
Еще до его выхода на телеэкран, который запланирован на конец января, появилось множество разговоров о первом украинско-российском телесериале

Кинорежиссер -- профессия в Украине редкая, можно сказать, исчезающая, скоро ее можно будет занести в Красную книгу. А уж застать режиссера за работой -- просто редкая удача. Это все равно, что увидеть Пугачеву в метро. Анатолий Матешко поставил многосерийный телефильм «День рождения Буржуя», продюсируемый студией «1+1» и «НТВ-Профит» . Это первый масштабный совместный украинско-русский проект, в котором опробованы новые для нашего экрана возможности. В чем их новизна, расскажет сам Матешко, который похож на Жан-Клода Ван Дамма, как единоутробный брат. Однако, проговорив с ним полтора часа о вещах, требующих гибкости ума и тонкости ощущений, с гордостью за родину думаешь: а вот этого Ван Дамму не дано!

«Возможно, фильм появится на экране в конце января»

-- О вашем фильме уже наслышаны. Когда же мы его увидим?

-- Мы уже сделали 15 серий, сейчас заканчиваем чистовой монтаж. Но из графика не выбиваемся. Показ, похоже, начнется одновременно в Москве и в Киеве. Эфир предварительно оговорен то ли 1 февраля, то ли 25 января. Это первый опыт работы в таком формате и для «НТВ-Профит», и для нас. Специфика его в том, что мы снимали на пленку, как того требуют европейские стандарты, потом переводили в цифровой вариант и делали цифровой монтаж.

-- С чего для вас начался этот проект?

РЕКЛАМА

-- Примерно два года назад мне позвонил Юрий Рогоза и предложил почитать сценарий. Он заинтересовал меня любопытно закрученным сюжетом, необычными персонажами. Мне понравилось, что это придуманная история, хотя о нашей жизни, но сказка. Очень удобно говорить о современности, когда мы якобы хотим сказать правду, мол, так оно и в жизни бывает. Это тот ползучий реализм и то заблуждение, которому нас всегда учили в институте. А, оказывается, гораздо интереснее чуть-чуть допридумать, чтоб оно было похоже, узнаваемо, чтоб характеры «цепляли», но в то же время и выдумка была. «Новый русский» выведен как положительный герой. Как раз буржуй и есть главный герой. Он сирота и по одной из сюжетных линий находит осколки своей семьи. Поэтому и «День рождения Буржуя».

-- Название фильма не менялось?

РЕКЛАМА

-- Нет. Сначала оно меня, признаться, резануло, а когда мы уже начали работать, свыклись с ним, оно стало родным и близким. И потом уже на студии нас все называли буржуями.

-- Где проходили съемки?

РЕКЛАМА

-- Павильоны у нас были на Киностудии им. А. Довженко, а натуру -- улицы, интерьеры -- снимали в Киеве. Действие фильма происходит в каком-то крупном областном центре. И неделю в Нью-Йорке снимали. Один из наших героев оказывается там, и мы позволили себе такую роскошь -- сказку же снимаем.

-- Кто из украинских актеров попал в эту «сказку»?

-- Яркий, колоритный персонаж, такую сельскую бабушку сыграла Валентина Салтовская, к сожалению, она уже умерла. Очень понравился москвичам Валерий Горянский, это для России свежее лицо, они его, вероятно, заметят. Виталий Линецкий, тоже известный в Киеве актер. Дебютировал Саша Слободской, он сейчас заканчивает режиссерский курс в театральном институте. Этих актеров я сам искал, смотрел их спектакли.

-- Но центральные роли отдали известным актерам?

-- Утвердили Валерия Николаева, и оказалось, что сейчас он снимается в Голливуде, то есть мы точно угадали, какой артист нам нужен. Но это заслуга продюсера, я с Николаевым до съемок не был знаком. Снимались Ирина Апексимова, Елена Шевченко, Александр Пороховщиков, Александр Феклистов, Дмитрий Шевченко, Виктор Степанов, который очень интересно, неожиданно в этом фильме раскрылся -- играет бандита, преуспевающего, ловящего кайф от жизни.

-- А как вы вышли на «НТВ-Профит» -- единственную крупную компанию, снимающую сейчас кино на территории бывшего СССР?

-- Мы встретились с Александром Роднянским, он сказал «да». Потом поехали в Москву, пообщались с Игорем Толстуновым и начали работать. Видно, у меня было ощущение недоснятого материала с 1991 года, когда все у нас завалилось. Я к тому времени снял четыре картины и только проявилось ощущение профессии, как все вдруг замерло. Жалко было… Я еще пытался крутиться, запустился, но потом понял, что с государством в эту игру играть бессмысленно, у него денег нет. Начал заниматься другими вещами, но думал, что время снимать еще вернется. И вот оно пришло.

«Я снялся примерно в пятидесяти фильмах»

-- Вы начинали карьеру как актер. В скольких фильмах снялись?

-- Не помню точно, примерно в пятидесяти. С одной стороны, это трудно вычеркнуть, а с другой -- это будто и не со мной было. Мне всегда казалось, что я не актер. Поступал в университет на исторический, провалился. А в армию не хотелось идти страшно. Сестра у меня актриса. Ну, я и подстраховался, выучил басню и поступил в театральный. Но вообще я не скоморох. А в режиссуру я уже сознательно шел, взрослым человеком поступил на Высшие режиссерские курсы в Москве. Учился в мастерской Грамматикова, но у нас тогда читали все. Постоянно с нами проводил время Александр Митта. И я считаю, что то, чему я научился в профессии, открыл для меня Митта, он горел этим, знал много.

-- Фильмы на Киностудии им. А. Довженко снимали?

-- Да, кроме последнего. Это все разные картины были. «Черная яма» -- детский фильм. «Зеленый огонь козы» -- городской романс, тогда как раз начали говорить о путанах, проституции, но у меня другая история, больше авторская. В ней тогда впервые снялись в кино Владимир Машков и настоящие проститутки, такие хорошие, помню, женщины. Рита Терехова, посмотрев на одну из них, просто обалдела. Это, говорит, высший пилотаж по западным стандартам. Они же действительно все по природе актрисы. Потом были «Хоббиассы» -- абсурдная такая картина, «Женщина для всех» -- мелодрама. А теперь телесериал.

-- А чем вы занимались, когда не снимали кино?

-- Много чем. Самообразованием занимался, в театральном институте преподавал. Снимал клипы, представительские заказные фильмы. Этот проект -- новый для меня поворот.

«Я, с одной стороны, лентяй, а с другой -- трудоголик»

-- Какие-то другие предложения уже есть?

-- Снимать кино -- это как в самолете лететь. И билет есть на ваше имя, и вы уже сели в самолет. Уже и турбины завелись, и стюардесса с улыбкой завтрак несет. И вдруг говорят: «Просим обождать в связи с метеоусловиями». Потом просят выйти из самолета, ты берешь и едешь поездом. Так и здесь. Поэтому заранее озвучивать, как сейчас модно говорить, новые предложения не хочу. А вдруг не получится -- некрасиво выйдет. Скажут: «Ты же обещал через час быть в Москве». Трудно загадывать. Мне иногда говорят, ну ты молодец -- это и это будешь делать. Откуда вы взяли, спрашиваю. -- «Читали в газете». А я такого вообще никому не говорил…

-- Ну, это не так плохо. От вас ждут результата…

-- Дай Бог. Я всегда приветствую активных людей. Сам-то я, с одной стороны, лентяй, с другой -- трудоголик. Могу работать по 20 часов в сутки, так оно и было, когда снимали. Потом очень трудно выходить из этого состояния. Может, это какая-то разумная форма экономии энергии. Видели, как негры ходят? Вот у них как бы минимум затрат, шаг свободный, пластика плывущая, раскованная, но сколько в ней темперамента и огня!

-- Вы кто по гороскопу?

-- Весы. А по году Змея.

-- Милое животное и знак хороший, кое-что объясняющий.

-- Не жалуюсь. Мне уже прилично за сорок, а почему-то кажется, что вся жизнь впереди. Ей Богу. Может оттого, что я хорошо если на десять процентов реализовался. Недавно Богдану Ступке вручали какой-то приз «за вклад в киноискусство». И он сказал: «Как грустно получать «за вклад». И как хочется что-то получить на студенческом фестивале». Я считаю, что когда что-то происходит -- это и есть результат. Как только останавливаешься и пытаешься устроить инвентаризацию, подсчитать его, как деньги на калькуляторе -- тут же тормоз. Завтра, послезавтра, не жди -- деньги не появятся. А когда ты их не считаешь, они и не кончаются.

-- А у вас не было мысли или намерения попробовать себя в новой ситуации, когда простой в кино затянулся? Ведь ваша сестра, Ольга Матешко, уехала в Америку.

-- Она осталась там совершенно случайно. Поехала по договору в Нью-Йорк, и ее там пробросили. Надо было найти деньги, чтоб уехать. Помните, тогда возникло огромное количество фирм, которые заманивали на работу за границу? А она человек легко верящий. Поехала и осталась у разбитого корыта. Потом постепенно зацепилась, вписалась, вышла замуж за американца. Я был у нее в августе. Ей нравится Нью-Йорк, она уже пять лет там. Но у меня мысли уехать не возникало.

-- То есть пусть как ни складывается, буду свой крест нести здесь?

-- Женщины легче ассимилируются, привыкают. А я так не могу, я очень привязан к Киеву. Учился в Москве и не подозревал, что так люблю Киев. Все хотели остаться в Москве. У меня же была такая возможность, но я ею не воспользовался. Мне нравятся наши характеры, наше село, наши люди. Русские крестьяне мне меньше нравятся.

-- Больше пьют потому что.

-- Возможно. Мне очень нравится наш мужик. У меня в «Буржуе» есть героиня, одинокая бабка, она очень похожа на мою бабушку. Кадры, которые запомнились мне с детства, -- одиноко стоящая с сапочкой фигурка в огороде. В платочке, аккуратненькая вся.

-- А где ваши корни?

-- Мой отец геолог. Он из-под Киева, из Гостомеля. Дед его такой крепкий середняк был, по маме у нас в роду греки есть, священники.

-- Как семья относится к вашей работе?

-- На первом месте у меня семья, она меня понимает и дает мне работать. Мне кажется, что без семьи очень сложно было бы что-то сделать в этой жизни. У меня жена, два сына, старший от первого брака, мама с нами живет. Им достается больше всех, но я знаю, что они любят меня.

599

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров