ПОИСК
Происшествия

Заблудившиеся в керченских каменоломнях мальчики угодили в западню, которую сами же и вырыли за ночь собственными руками

0:00 16 ноября 1999
Владимир КОЛЫЧЕВ «ФАКТЫ» (Симферополь)
Если бы не спелеологи, неизвестно, чем бы закончилась для ребят очередная вылазка в «шахту»

Мы уже писали о том, как в Старокарантинских (их еще называют Краснопартизанскими) каменоломнях в Керчи заблудились 14-летний Саша Ширяев и 13-летний Сережа Ященко (»ФАКТЫ» от 4 ноября 1999 г. ). Только благодаря своевременным и профессиональным действиям керченских спасателей удалось избежать трагедии. Существует мнение, что под землей без воды и пищи можно прожить как минимум семь дней. Однако практика показывает, что заблудившиеся в каменоломнях люди умирают уже на пятые сутки. Одни -- от переохлаждения, другие -- от стресса, а третьи -- от первого и второго одновременно. «Когда узнала, что сын ушел в каменоломни, мне стало по-настоящему страшно»

Отправляясь в многоярусные многокилометровые подземные комплексы каменоломен, доморощенные «спелеологи» зачастую забывают о том, что заблудиться там очень просто. Неоднократные предостережения не остановили и двух керченских мальчишек -- Сашу Ширяева и Сережу Ященко, которые забрели туда в поисках приключений.

-- С Сашей Ширяевым мы уже несколько раз бывали в каменоломнях -- ходили туда с другими ребятами, -- рассказывает Сережа Ященко. -- Правда, тогда мы с собой хотя бы фонарик брали, а вот в последний раз его у нас не было. В тот день мы с Сашей гуляли с утра, а потом зашли ко мне. После обеда в гости пришли знакомые мальчишки Миша и Дима. Предложили сходить в шахту, так мы между собой каменоломни называем. Пошли туда вчетвером. Далеко заходить не собирались. На входе нашли бумагу, пропитанную маслом. Навязали ее на палку, зажгли и пошли по галерее. Саша и я впереди, а Миша и Дима сзади, метрах в десяти. Прошли метров 100, не больше. У ребят стал гаснуть факел, и они побежали к выходу. В галерее сразу потемнело. Мы немного растерялись, а потом решили возвращаться. У нас оставался коробок спичек и немного бумаги.

Когда 2 ноября мама Саши Ширяева Галина Ивановна пришла домой с работы, сына дома не было. Поскольку было уже около семи часов вечера, побежала к тому месту, где обычно собирались мальчишки из окрестных домов. Но сына там не оказалось.

РЕКЛАМА

-- Вместе с дочкой мы стали обходить дома, где живут Сашины знакомые, -- вспоминает Галина Ивановна. -- Один из ребят признался, что Саша и Сережа Ященко ушли в каменоломни. Тут мне стало по-настоящему страшно. Понимаете, если бы Саша мог вернуться, он бы обязательно это сделал. Я своего мальчика знаю. И тогда я позвонила в милицию.

Наталья Григорьевна, мама Сережи Ященко, узнала о случившемся поздно вечером:

РЕКЛАМА

-- Когда я была на работе, мне позвонили из милиции. Сказали, что я должна немедленно приехать. О том, где находится мой сын, узнала только возле каменоломен.

В 21. 30. из 2-го горотделения милиции оперативному дежурному управления по ЧС и гражданской защите населения города сообщили о том, что пропали дети.

РЕКЛАМА

-- В 21. 45 мобильная оперативная группа нашего управления выехала на место происшествия, -- вспоминает начальник управления по ЧС и гражданской защите населения Керчи Сергей Галочкин. -- Милиция очень быстро выяснила, в какой из входов в катакомбы вошли ребята. Впоследствии это сыграло очень важную роль. Сотрудники милиции нашли проводников, которые не раз бывали в катакомбах. По тревоге был поднят аварийно-спасательный отряд МЧС Украины в/ч Д-0120. В 22 часа рота прибыла на место поисков. Сюда же приехали скорая помощь и пожарная машина. Несколько поисковых групп тщательно обследовали катакомбы. После короткого отдыха пошли по второму разу, но никого не обнаружили. Кто-то предположил, что ребята попали в главную штольню -- спустившись туда, все осмотрели. Было уже 5 утра. Необходимо было переходить ко второму этапу поисков: нужны были свежие силы, фонари, горячее питание. К спасательным работам подключилась комиссия по техногенной и экологической безопасности и ЧС горисполкома, выделив дополнительные средства и людей. В 8 утра мы приступили ко второму этапу поисков. А до этого по городскому радио я объявил о происшествии, попросив помощи у местных жителей. Откликнулись члены городского клуба спелеологов, директор Аджимушкайского музея Владимир Симонов. Приняли решение разбиться на 4 группы. Две отрабатывали первоначальный вариант. Две другие спустились в центральную штольню.

Через какое-то время ребята поняли, что ходят по кругу

-- Спички и бумага быстро кончились, -- рассказывает Сережа Ященко. -- Когда бумага еще горела, я увидел земляную осыпь. Мы нащупали ее руками и стали копать. Надеялись, что проберемся на поверхность.

Ребята не растерялись. Нащупав стенку, они пошли вдоль нее. Повороты следовали один за другим. Через какое-то время они поняли, что ходят по кругу, потому что упирались в одну и ту же земляную осыпь. Сережа залез на нее и обнаружил небольшую щель. Забравшись туда, мальчик нашел небольшую нишу высотой 40--50 сантиметров. Ребята подумали: если в этом месте осыпается земля, то до поверхности недалеко. И стали руками разрывать свод у себя над головой. Работа продвигалась медленно, однако за ночь мальчики прорыли щель в собственный рост. Спать им не хотелось. Донимали холод и пронизывающая сырость. У Сережи была теплая куртка на меховой подкладке, а Саша отправился в каменоломни в старом пиджаке и спортивных брюках. Ребята периодически менялись курткой: когда один копал, второй в это время отдыхал. В какой-то момент Сережа увидел вдалеке свет, но решил, что это мираж. Потом нашел ракушку улитки и обрадовался: видимо, выход очень близко.

«Мы думали о том, как бы побыстрее прокопать ход вверх, и надеялись, что вылезем сами», -- вспоминает Сережа. Интересно, что ребята рассчитывали довольно быстро добраться до поверхности. «Если сейчас вылезем, ты пойдешь на рыбалку?» -- спрашивал Саша. «Нет, пойду домой спать», -- отвечал Сережа.

Мальчики даже не услышали, как нависающая над лазом, через который они попали в нишу, тяжеленная плита ракушечника, медленно накренилась и, опустившись, практически перекрыла его. Оставшаяся щель не превышала и 20 сантиметров. По сути, ребята угодили в западню, которую сами себе и устроили.

К счастью, друзья отделались легким испугом

3 ноября около 10 часов утра старший солдат спасательной роты в/ч Д-0120 Владислав Довбыш и проводник Геннадий Касаткин нашли ребят.

-- Проработав в катакомбах всю ночь, мы пришли к выводу, что мальчиков нужно искать в щелях и завалах, -- вспоминает Владислав Довбыш. -- Не могли же они бесследно исчезнуть! Утром мы разбились на три группы. Вместе с Геннадием Касаткиным мы отправились в центральные штольни. Если бы я попал туда один, то запросто заблудился бы: сплошные тупики и восьмерки, над головой нависают пласты отслаивающегося ракушечника. Заглядывая во все уголки каменоломни, мы искали завалы. Примерно в 400 метрах от выхода обнаружили свежий обвал. Посветили фонарями -- вроде нет ничего. Собирались уже уходить, когда услышали крик. Я полез по насыпи вверх и обнаружил маленькую щель. Посветил в нее и услышал мальчишеские голоса. У меня сразу от сердца отлегло. Только руки от волнения задрожали. Начали мы их откапывать: плита, перекрывшая мальчикам выход, нижним концом упиралась в землю. Мы с Геннадием убрали нижний пласт земли, и плита съехала вниз. В результате образовался проход, через который можно было пролезть. Ребята вылезли быстро: грязные, в земле и пыли с ног до головы, лица радостные, а на глазах слезы выступают. Осмотрели мальчишек, вроде руки-ноги целы.

Пока длилась поисковая операция, мамы «путешественников» всю ночь ждали сыновей возле входа в каменоломни. Иногда, правда, наведывались домой: а вдруг мальчики каким-то непостижимым образом, минуя спасателей, выбрались из каменного плена и уже находятся дома? Когда ребята вышли на поверхность, их первым делом осмотрел военный врач, а затем медики скорой помощи. К счастью, мальчики отделались легким испугом.

-- Я очень благодарна всем сотрудникам милиции и военным спасателям, -- говорит Галина Ивановна. -- Вот говорят, время нынче тяжелое, люди стали бездушными. Это не так. Очень много людей искали наших сыновей. И простые жители Керчи, и солдаты, и большие начальники.

656

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров