ПОИСК
Происшествия

Владимир ярец мечтает попасть в книгу рекордов гиннеса, как единственный глухонемой в бывшем советском союзе, в одиночку исколесивший на мотоцикле почти всю европу

0:00 18 ноября 1999
Ольга ГУРИНА «ФАКТЫ»

Человек с рокерской внешностью, стоявший рядом со своим мотоциклом, передняя часть которого вдоль и поперек исписана названиями городов, не мог не привлечь внимание киевлян. Густая борода, потертая кожаная куртка, огромные черные краги и мотоциклетный шлем времен второй мировой…

Владимир Ярец заглянул в нашу столицу по дороге домой — в Минск. Накупив в киоске «Союзпечати» целую кипу газет, Владимир основательно их перечитал — дорога была длинной, успел соскучиться по свежим новостям. И выбрав лучшую, по его мнению, украинскую газету, он отправился к нам в редакцию — знакомиться… Нам повезло, таких людей встречаешь не каждый день.

Владимир стал первым в СССР инвалидом по слуху, получившим водительские права

Когда выяснилось, что Владимир — глухонемой, скажу честно, по спине прошел холодок. Рабочий день подходил к концу, искать сурдопереводчика было уже поздно. Но Владимир вел себя так уверенно, что мне ничего не оставалось, как пригласить его в отдел. Когда Владимир отцепил от багажника сумку внушительных размеров, мелькнула мысль, что он собирается переночевать у нас в редакции. Уже в отделе, открыв свой багаж, Владимир извлек из его «глубин» сначала огромную карту СССР, на которой вдоль и поперек разноцветными фломастерами были нанесены какие-то маршруты, а затем — огромное количество альбомов с фотографиями и несколько больших рулонов, очень напоминающих обойные. Уверенными движениями Владимир раскатал по полу рулоны, разложил фотографии, которых было не меньше сотни, и перед нами предстала вся жизнь этого удивительного человека. На рулонах аккуратно были наклеены вырезки из газет и журналов с весьма экзотическими названиями — «Советская Абхазия», «Магаданская правда», «Советская Мордовия», «Тувинская правда»… На фотографиях — многочисленные «точки» бывшего Советского Союза, где побывал Владимир: вот он на Памире, вот лакомится дыней где-то в Средней Азии, вот рядом с его маленькой «Явой» стоит огромный верблюд, а здесь Владимир — на берегу Японского моря…

В общем, проблем с общением, как я опасалась, не возникло. Владимир буквально с полуслова предугадывал мои вопросы и тут же писал ответы на листах бумаги. Правда, писал отрывочно, но при этом так выразительно дополнял свой «рассказ» языком жестов, что было понятно, по каким крутым горам он ездил или как однажды ему пришлось возвращаться из очередного путешествия самолетом, а его мотоцикл, следовавший багажом в поезде, едва не потерялся в пути и прибыл в Москву на семь дней позже. Подробностей своей путевой жизни Владимир «поведал» нам огромное множество.

РЕКЛАМА

Он никогда не подсчитывал, сколько всего времени путешествовал. Но ясно, что большую часть своей жизни этот человек провел в дороге.

Владимир родился 5 мая 1941 года в деревне Короватичи Речицкого района Гомельской области. Родился немым, а в результате несчастного случая  — в детстве упал с высоты — потерял и слух. В 12-летнем возрасте Володя впервые увидел карту СССР. Названия незнакомых городов, рек, гор зачаровали мальчика, и тогда он решил, что своими глазами увидит этот загадочный мир и живущих в нем людей. С тех пор его жизнь была озарена мечтой. Сначала Ярец закончил Кобринскую школу для глухих детей, а затем ПТУ. В 19-летнем возрасте отправился в Минск, где устроился работать ремонтником-инструментальщиком на мотовелозавод.

РЕКЛАМА

Путешествовать Ярец начал в 1960 году на мотоцикле «Ява». Причем прав на вождение транспортным средством у него очень долгое время не было. Разве могла советская автоинспекция доверить руль глухому? Вот и ездил Владимир «нелегально». И только когда он побывал в 42 городах и на спидометре его мотоцикла было накручено несколько тысяч километров, Владимир отправился в Минскую госавтоинспекцию и продемонстрировал свидетельства своего «преступления» — документы, фотографии. Удивлению инспекторов не было границ и для Владимира сделали исключение. Вот так и стал Владимир Ярец первым инвалидом по слуху в Советском Союзе, получившим водительские права.

Уже на законных основаниях с 1966-го по 1982 год он 11 раз путешествовал по территории СССР — сначала на мопеде, затем на мотоцикле, позже — на автомобиле. Общий пробег составил 404 000 км за 604 дня. Пробег подтвержден фотографиями, сделанными самим путешественником, и печатями более пятисот населенных пунктов, в которых он побывал. Вот хроника достижений этого человека: 1967 год — на мотоцикле «Ява» Владимир проехал 7800 км по европейской части страны; 1968 год — за шесть дней на той же «Яве» он преодолел 2000 км по Белоруссии и Украине; 1969 год — на самом маленьком мопеде «Ява-50» (скорость до 65 км/час) Ярец объехал все пятнадцать республик бывшего Союза. Кстати, путь от Минска до Владивостока (12 800 км) он преодолел за 62 дня. В 1974 году Владимир на «Яве-350» отправился по «серпообразному» маршруту: Минск, Закарпатье, Крым, Закавказье, Средняя Азия, Новосибирск, Кызыл, Красноярск, Якутск, Магадан. Год спустя Владимир сменил мотоцикл на «Жигули-2106» (с приобретением машины помогло государство), женился и в очередное путешествие отправился уже вместе с супругой Полиной. Медовый месяц они провели в Белоруссии, Украине, Молдавии, республиках Закавказья… За это время Владимир успел показать жене более 80-ти городов.

РЕКЛАМА

Несколько раз Владимира задерживали как нарушителя государственной границы

Дорога есть дорога и случалось всякое…

Самым опасным в воспоминаниях Владимира остался путь в Магадан (1974 год). Жители поселка Хандыга, узнав о маршруте Ярца, весьма «красноречиво» — крутя пальцем у виска — объясняли путешественнику, что дальше ехать нельзя: кругом тайга, болота, вдобавок сильный ливень сорвал несколько мостов. Владимир расстроился, но все же с упорством белорусского зубра двинулся вперед. Бездорожье до следующего населенного пункта Росомаха — всего 60 км — он преодолевал 10 часов! Иногда приходилось через завалы тащить мотоцикл и все снаряжение на себе. Наготове держал топор на случай встречи с волком или медведем. Кругом ни души, только тучи надоедливых комаров. Владимир очень боялся, что ночь наступит прежде, чем он доедет до поселка. Потом он еще долго просыпался в холодном поту при воспоминаниях об этом тяжелом маршруте.

Избежать встречи с дикими зверями Владимиру все-таки не удалось. Однажды в горах Памира на него напал волк. Спас путешественника-мотоциклиста водитель грузовика, который случайно оказался на той же дороге.

Несколько раз Владимира задерживали как нарушителя государственной границы. Например, около Нахичевани он фотографировал горы и заехал в запретную зону. Подъехали люди, забрали фотоаппарат, мотоцикл, затолкали Владимира в машину и увезли в крепость. Продержали несколько дней, пока не выяснили, кто он, куда следует, чем занимается. И только убедившись в благих намерениях Ярца, отпустили с миром, предварительно заправив мотоцикл бензином и напоив его хозяина чаем.

Такого количества друзей, как у глухонемого Владимира Ярца, наверное, нет ни у кого. В ночлеге Владимиру отказывали очень редко. Люди общаются с путешественником с большим удовольствием. Ярец охотно делится впечатлениями о людях, с которыми его столкнула судьба. В его дневнике есть множество заметок о разных народах. На севере, как он заметил, народ суровый и сдержанный. На Кавказе — хитроват и к чужим относится настороженно. А в Средней Азии люди веселые, носят яркую одежду… И везде путешественника принимали радушно.

Заграничный люд к путешественнику более благосклонен

У читателя вполне может возникнуть закономерный вопрос: где этот человек берет деньги на путешествия? И сейчас, и в советское время поездки были отнюдь не дешевыми. Тридцать лет Владимир Алексеевич проработал ремонтником-инструментальщиком и с каждой зарплаты пытался что-то выкроить и на свое хобби. Плюс пенсия по инвалидности. Да и увлечение фотографией приносило некоторый доход. Поездки он старался совмещать с плановым отпуском, а если не получалось — брал отпуск за свой счет. Иногда, правда, приходилось увольняться. Сейчас Владимиру Алексеевичу 58 лет, он уже на пенсии. Два взрослых сына — 30-летний Владимир и 25-летний Юрий — особой тяги к путешествиям не испытывают. Старший сын работает менеджером, увлекается поэзией, сам пишет стихи. Младший — водитель. Не нашел Владимир Алексеевич «попутчиков» и среди своих друзей. Так и колесит по странам в одиночку.

В последнее путешествие Ярец отправился в конце этого лета. Стартовав в Минске, он проехал Польшу (Варшава, Лодзь, Вроцлав), Чехию (Прага, Брно), Словакию (Братислава), Венгрию (Будапешт), Румынию (Бухарест), Болгарию (София, Пловдив, Бургас, Варна, Костанца, Тулча), Молдавию (Кишинев, Тирасполь), Украину (Одесса, Николаев, Херсон, Кривой Рог, Днепропетровск, Кременчуг, Черкассы, Киев). Из столицы Владимир отправился в Чернигов, затем — Гомель и родной Минск. Во всех городах Владимир останавливался на несколько часов, чтобы отдохнуть, а заодно познакомиться с местными жителями. С помощью фотографий и газетных вырезок Владимир Алексеевич «рассказывает» о своей необычной судьбе.

Многие люди охотно отзываются на предложение Ярца помочь ему (материально) в путешествии. Надо заметить, что заграничный люд был более благосклонным к Владимиру, чем соотечественники. Так, в Праге Ярцу удалось собрать на продолжение путешествия около 100 долларов, в Брно — 80, в Софии и Бухаресте — около 30. Одесса и Кременчуг спонсировали путешественника всего пятью долларами. К тому же в Кишиневе с Владимиром случилась неприятность. Когда он остановился в центре города и отошел от мотоцикла на несколько метров, чтобы выбрать место для своей передвижной экспозиции, у него тут же «увели» красивый мотоциклетный шлем. Кишиневская милиция пообещала Владимиру Алексеевичу найти вора и вернуть шлем. Так что когда в следующий раз Ярец попадет в Кишинев, обязательно сходит в милицию…

Попав в больницу, Владимир начал заниматься бегом

Есть у Владимира Ярца еще одно хобби — бег. Заниматься легкой атлетикой он начал, по спортивным меркам, довольно поздно — в 39-летнем возрасте. И помогла этому случайность. В 1978 году Владимир попал в больницу. Однажды он проснулся очень рано, подошел к окну и увидел, как по аллее бегает один из больных. Из любопытства Владимир стал бегать вместе с ним. Это дело так затянуло, что Ярец начал заниматься бегом серьезно. Когда погода не позволяет Ярцу путешествовать, он все свободное время посвящает бегу. Ярец принял участие в более чем 90 соревнованиях и марафонах в различных странах мира — бегал в Польше, Германии, Венгрии… Вот уже 19 лет Владимир Алексеевич — член клуба «Аматор» Минского автомобильного завода.

Владимир Ярец живо интересуется политикой. Он внимательно следит за событиями, происходящими в стране и за рубежом. Любимым политиком называет Михаила Сергеевича Горбачева, уважал его жену — Раису Максимовну. Весть о ее смерти очень огорчила Владимира. На вопрос о том, как он относится к президенту Белоруссии Александру Лукашенко, Ярец знаками показал, что его «рот на замке» и говорить на эту тему он попросту не хочет.

Отношение к этому человеку может быть разным: кому-то он покажется чудаком, кто-то восхитится его мужеством, кто-то назовет его просто «перекати-поле». На плакате, который Владимир возит с собой, написано: «Боевое, хорошее настроение всегда было со мной во время путешествий по дорогам Союза. Ни дождь, ни слякоть, ни пыль и комары, ни особая сложность езды по горным дорогам не смогли сдержать моего стремления осуществить свою мечту, которая была с юности моей целью. Очень люблю саму Жизнь, чего и вам желаю!»

P. S. Владимир Алексеевич Ярец мечтает попасть в Книгу рекордов Гиннеса, как единственный глухонемой в бывшем СССР, совершивший в одиночку такое количество путешествий. Кстати, в штаб-квартиру, расположенную в Лондоне, Ярец планирует отправиться в мае 2000-го года на своей бессменной «Яве».


«Facty i kommentarii «. 18 ноября 1999. Человек и общество

1839

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров