Чиновник сможет запретить продажу детского питания, в которое добавили соль, лимонную кислоту и даже сахар?
Об острой необходимости внесения поправок к закону «О детском питании» говорилось очень давно. К примеру, эксперты не раз заявляли, что тотальный запрет на использование крахмала и пшеничной муки — это нонсенс, возможный лишь в Украине. Как можно запретить картошку, макароны, печенье, каши? И вот на прошлой неделе Верховная Рада в первом чтении одобрила поправки к этому закону, убрав, к счастью, абсурдные требования. Однако, по словам экспертов, появились новые правила, не отвечающие жизненным реалиям. А значит, очень скоро производители питания снова окажутся во власти чиновников, многие популярные продукты исчезнут с прилавков.
Наиболее серьезная «мина», считают эксперты, это полный запрет на использование в детском питании консервантов, стабилизаторов, усилителей вкуса и аромата. Ведь консервант — не обязательно какая-то «химия». Соль, сахар, лимонная кислота являются естественными консервантами и стабилизаторами. Отказаться от них полностью невозможно. Скажем, без лимонной кислоты фруктовое пюре просто расползется. Но если указать факт наличия этих веществ на этикетке, чиновник получит формальное право запретить продажу продукта. Кроме того, отмечают эксперты, закон противоречит сам себе: один его пункт все запрещает, а другой разрешает использовать пищевые добавки при условии соответствующей регистрации в госорганах.
Есть и другие казусы. Скажем, закон определяет, что «продукты прикорма» можно давать детям от шести месяцев. Однако многие украинские производители, как утверждают эксперты, предлагают прикорм для малышей начиная уже с месячного возраста. Это естественно в ситуации, когда ребенку не хватает материнского молока и он начинает терять вес. По словам специалистов, международные нормативы, как и нормативы стран СНГ, указывают, что прикорм — это продукт, который дают детям с 4-6 месяцев. Было бы вполне логично, чтобы такое же определение действовало и в Украине.
Не отвечает жизненным реалиям, считают эксперты, и определение термина «детские смеси для последующего кормления». В него попали продукты как для детей до года, так и для «раннего возраста», то есть до трех лет. Так поступать, уверены специалисты, неправильно, ведь известные производители с мировым именем, к примеру Nestle, не рекламируют свои стартовые смеси для малышей до года. В цивилизованном мире считается неэтичным подталкивать мам к отказу от кормления грудью. А вот информировать родителей о смесях важно и нужно. Но как это делать, если не различать понятия смеси «до года» и «от года до трех»? Мало того, закон требует предупреждать на этикетках «о безусловных преимуществах грудного вскармливания». Для стартового питания — разумно. Но есть ли смысл писать об этом для мам малышей возрастом два — два с половиной года? Да и на маленькой 80-граммовой баночке просто не разместить такого обилия информации!
Не меньше вопросов вызывает и требование к импортному детскому питанию отвечать украинским минимальным спецификациям качества. Для начала, уверены эксперты, необходимо привести отечественные медико-биологические нормы, принятые еще в 1990-х годах, в соответствие с международными стандартами. Иначе не избежать абсурдных ситуаций. К примеру, во всем мире детские продукты специально обогащаются цинком — элементом, необходимым для нормального развития ребенка. В Украине цинк в детском питании считается загрязнением. Иными словами, нужно разобраться, что понимать под качеством детского питания.
«Капканом» для производителей может стать некая декларация, которая согласно закону обязана сопровождать их продукцию. Но что это за документ, никто пока не знает!
Если закон примут в таком виде, заявляют эксперты, иностранные производители будут вынуждены увеличить стоимость своей продукции, а многие украинские компании просто прекратят детское питание производить (последних новый закон обязывает выпускать детское питание исключительно на отдельных технологических линиях и только из сырья из специальных сырьевых зон с чистой экологией). Кому однозначно выгодны все предложенные новации, считают специалисты, так это чиновникам. Возможности для «дойки» производителей у них появятся неограниченные. А вот оплачивать выросшие расходы компаний, как ни прискорбно, придется рядовым покупателям.
358Читайте нас в Facebook