«чтобы помочь пожилой женщине, более часа простоявшей под мостом в холодной воде, мне пришлось руками переставлять ее ноги по раздвижной лестнице »
Интенсивные дожди, начавшиеся на Закарпатье в первых числах июня, к счастью, не привели к масштабным разрушениям, сравнимым с катастрофическими паводками 1998-го и 2001 годов. Тем не менее стихия нанесла сельскохозяйственным угодьям и частному сектору серьезный ущерб, который, по предварительным данным, оценивается в 4,1 миллиона гривен. На прошлой неделе поднятым по тревоге эмчеэсовцам неоднократно приходилось выезжать в подтопленные населенные пункты и эвакуировать людей, отрезанных со всех сторон водой.
«ФАКТЫ» за последние два года уже несколько раз рассказывали о сотрудниках Тячевского районного управления МЧС, приходивших на выручку местным жителям в различных чрезвычайных ситуациях. В августе 2008 года, во время паводка, охватившего всю Западную Украину, майор Константин Нестеренко эвакуировал из затопленного дома в селе Тересва 72-летнюю женщину, инвалида I группы, которая не могла самостоятельно подняться с кровати. А в ноябре прошлого года прапорщик Василий Галай вынес из пылающей хаты в селе Буштино троих малолетних детей.
Несколько дней назад тячевские эмчеэсовцы отличились еще раз — спасли от верной гибели селянскую семью, которую вместе с подводой сбросила в речку внезапно налетевшая волна
«Я полтора часа пытался остановить на оживленной трассе хоть какой-нибудь транспорт — махал руками, шапкой, кричал что было сил. Не остановился никто »
Тильта — небольшая горная речка, протекающая возле Тячева и впадающая в Тису на границе с Румынией. Сейчас она выглядит скорее как ручей, но еще недавно, после продолжительных проливных ливней, была полноводной рекой с бурным течением, которое едва не забрало три жизни.
- В субботу утром мы с сестрой и мамой поехали на подводе в Тячев, чтобы купить на базаре поросят, — рассказывает 53-летний житель приселка Глиняный села Бедевля Николай Тиводар. — В нескольких километрах от города я свернул с дороги к реке, чтобы напоить коня. Воды в ней было больше, чем обычно, но не намного. И тут, как только конь с подводой зашел в речку, по руслу прямо на нас налетела огромная волна! Водяной вал был не меньше метра в высоту. Наверное, где-то выше по течению прорвало плотину. Волна опрокинула лошадь и понесла подводу к мосту, что в пятидесяти метрах ниже. Все произошло за какие-то секунды. Конь сразу утонул, а меня снесло с сиденья (кожаные поводья, за которые я держался, просто лопнули) и бросило в воду
Всего в нескольких десятках метров от моста Тильта впадает в Тису, которая сразу поворачивает на румынскую сторону. Если бы течение донесло людей до Тисы, их, скорее всего, никогда бы не нашли (такие случаи уже бывали). Однако оказавшимся в воде селянам крупно повезло. Подвода, в которую вцепились обе женщины, застряла под мостом, задержавшись за металлическую балку, развернутую поперек русла во время одного из предыдущих паводков. А мужчина, которого понесло ниже, сумел ухватиться за свисающую с берега ветку.
- Эта ветка была толщиной с сигарету, но выдержала меня, — продолжает Николай Тиводар. — Я осторожно подтянулся по ней к берегу, потом схватился за пень и так выполз на берег. Если бы не удержался за ту веточку, пропали бы мы все трое. Мама с сестрой застряли в подводе под мостом, помочь им было невозможно, поэтому я выбежал на дорогу и попытался остановить машину. Трасса на Рахов всегда очень оживленная, здесь ездит уйма машин, но на мою отчаянную жестикуляцию не остановился никто. С дороги не видно что происходит под мостом, поэтому водители, наверное, думали, что я выпивший Около полутора часа я пытался остановить хоть какой-нибудь транспорт, махал руками, шапкой, кричал что было сил — безрезультатно. Наконец на дороге появился велосипедист. Увидев, что произошло, он без лишних слов позвонил в милицию, а та уже вызвала эмчеэсовцев.
«Никто из врачей не подошел и не поинтересовался, может ли чем-нибудь помочь, я так и поехала домой»
ЧП произошло в четырех километрах от города, поэтому поднятое по тревоге отделение Тячевской самостоятельной пожарной части № 8 примчалось на место максимум за пять минут.
- Возле моста уже стояла машина ГАИ, собрались люди, — рассказывает командир отделения Тячевского районного управления МЧС Роман Немеш. — Но помочь женщинам они не могли — от моста до подводы было метра четыре вниз, а глубина воды там составляла около двух метров. Женщины так и остались на подводе, которую захлестывало бурным течением. Старшая обняла железную балку, младшая одной рукой поддерживала маму, а другой держалась за подводу. Спереди в воде виднелась запутавшаяся в сбруе утонувшая лошадь. Мы сразу опустили раздвижную лестницу и заблокировали ею подводу, которая опасно качалась на волнах, после чего я спустился вниз. За мной полез было еще один спасатель, но лестницу так сильно начало трясти, что ему пришлось вернуться. Я обвязал обеих потерпевших, которые испуганно смотрели на меня, страховочными веревками. Чтобы повозку не унесло течением, первой наверх должна была подняться младшая женщина. Но оставлять маму одну она категорически отказалась — побоялась, что ее унесет вода. Я обвязал старшую женщину еще одной веревкой, после чего дочка, убедившись, что матери ничего не угрожает, поднялась по лестнице вверх. Вызволить из воды вторую потерпевшую оказалось сложнее — она более часа пробыла в холодной речке, закоченела и уже не чувствовала ни рук ни ног. Мне пришлось погрузиться в воду и руками переставлять ее ноги по лестнице. Так потихоньку мы выбрались на мост. Командир нашей части Александр Гайдош сразу оказал женщине первую помощь, а затем приехала «скорая». Как только мы подняли раздвижную лестницу, течение подхватило подводу с мертвой лошадью и понесло в Тису
После того как старшей женщиной занялись медики, Александр Гайдош отвез младших Тиводаров, пребывавших почти в шоковом состоянии от пережитого, домой — в приселок Глиняный. Откуда такое название, стало понятно, когда мы вместе со спасателями приехали в село, чтобы встретиться с семьей Тиводаров. Разбитая щебневая дорога все время поднималась вверх, петляя между холмами с яблоневыми садами, а затем превратилась в глиняный путь с глубокими колеями, которые под силу преодолеть разве что трактору или лошади. Чтобы не повредить машину, часть дороги пришлось идти пешком. Дома оказались Николай с матерью, младшая женщина ушла в город по делам.
- Все произошло так быстро, что мы ничего не успели сделать, — вспоминает вышедшая на крыльцо старой деревянной хаты 78-летняя Ирина Тиводар. — Налетела огромная волна и потащила нас в Тису. Счастье, что подвода зацепилась за балку под мостом. Вода была очень холодная, через несколько минут я не чувствовала ни рук ни ног. Пока не подоспела помощь, дочь все время поддерживала меня одной рукой, иначе Столько страху натерпелась! До сих пор, как только закрою глаза, мерещится, что на меня идет большая вода. Огромное спасибо эмчеэсовцам, которые спасли нас, мы уже начали было терять надежду на помощь. Дай Бог ребятам здоровья, а их детям счастья!
Пожилая женщина жалуется на боли по всему телу (бурное течение все время било ее о железную балку) — оказывается, в больнице ей не оказали никакой помощи.
- Санитарка принесла сухую одежду и стакан чая, — говорит Ирина Тиводар. — Никто из врачей не подошел, не поинтересовался, болит ли что-нибудь, чем помочь, так и поехала домой. Мне уколы нужны, но денег на них нет. Уплыли наши деньги в Тису, они в сумке были на повозке. Собирали две с половиной тысячи, чтобы купить поросят, экономили. Теперь ни денег, ни поросят, ни лошади Ну, ничего — получу пенсию, тогда и буду лечиться
Лошадь — самая большая потеря для Тиводаров, она и в домашнем хозяйстве оказывала незаменимую помощь, и живую копейку семье приносила.
- Кобыле десять лет было, я ее еще трехлетней купил, — вздыхает Николай Тиводар с влажными глазами. — Пахали вместе с ней, возили по селу разный груз, в город ездили. Если бы хоть застраховал ее, но кто мог такое предвидеть? Лошадь сейчас 500-600 долларов стоит Да что там говорить, толку от этого никакого. Теперь сам буду таскать все на спине
Во время нашего приезда два эмчеэсовца из собственного кармана оказали пожилой женщине материальную помощь для лечения. Кроме того, начальник пожарной части № 8 Александр Гайдош пообещал в день получки обратиться к подчиненным с просьбой собрать для Тиводаров деньги, чтобы хоть частично возместить им нанесенный ущерб. Этот порыв могли бы поддержать и структуры местной власти, ведь свою прямую обязанность — спасти людей из беды — эмчеэсовцы и так выполнили.
- За спасение людей предусмотрено какое-нибудь поощрение? — спрашиваю Романа Немеша по дороге назад.
- Честно говоря, не знаю, — отвечает он. — Может, будет благодарность Да и при чем здесь поощрение? Я просто выполнил свою работу
288Читайте нас в Facebook