«Я не хотела, чтобы мои дети попали в детский дом, и решила их утопить. На дне реки им было бы лучше »
- В тот день мы с друзьями возвращались из пригорода в Харьков и по дороге решили заехать на пляж, — вспоминает один из очевидцев происшествия Андрей. — Не успели зайти в воду, как услышали детские крики. Они раздавались из-за зарослей камыша, примерно метрах в ста от оборудованного пляжа. Ребенок так пронзительно кричал, что мы сразу же решили выяснить, в чем дело. Обогнув камыш, я увидел стоящую в воде женщину. Одной рукой она толкала перед собой коляску с крошечным ребенком, а второй тащила в воду плачущего мальчугана лет шести- семи. Малышу в коляске вода доходила уже по пояс, но он молчал. Старший же мальчик умолял: «Мамочка, отпусти меня, я боюсь». Но женщина упорно продолжала тащить детей на глубину
Марина ничего не хотела — ни устраиваться на работу, ни помогать сестре вести бизнес, ни работать с родителями на огороде
Тридцатилетняя Марина (имена женщины и ее детей изменены) переехала в Харьков из Винницы около трех лет назад. Почему женщина оставила родной город, можно только догадываться. Возможно, убегая от родителей и своего первого мужа, отца старшего сына, Марина хотела начать жизнь с чистого листа. Молодая женщина тяжело переживала смерть своего первого ребенка, умершего сразу после родов. Несколько месяцев она находилась в депрессии. Но вскоре родила сына Максима. Казалось бы, живи и радуйся в окружении любящих людей — мужа, мамы, отца. Но семейного счастья не получилось. И вот три года назад после развода Марина вместе с трехлетним сыном оставила в Виннице благоустроенную квартиру и уехала в Харьков, где у нее не было ни жилья, ни работы, ни знакомых.
В Харькове молодая женщина снимала комнату. Вскоре у нее появился мужчина. Вадим (так зовут гражданского мужа Марины) поселился в ее съемной квартире, которую Марина оплачивала сама. В первые месяцы она жила чувствами и верила красивым словам. И только со временем начала понимать, что приютила в своей квартире альфонса, который к тому же оказался еще и пьющим. Но разобралась в этом Марина слишком поздно — когда уже была беременна. Поняв, что связала жизнь с неудачником и алкоголиком, решила рассказать всю правду родителям. Они приехали в Харьков и забрали дочь, теперь уже вместе с двумя внуками, в Винницу.
Однако и эта попытка устроить жизнь дочери в родном городе снова обернулась для родителей неудачей. Марина ничего не хотела — ни устраиваться на работу, ни помогать старшей сестре вести бизнес, ни работать вместе с родителями на огороде, чтобы хоть как-то прокормить двух сыновей. Пытаясь удержать дочь в родном доме, отец и мать оставили ей свою трехкомнатную квартиру, оформили на ее имя дарственную, а сами уехали жить в домик под Винницей. И вот в этот момент в Винницу приехал Вадим. После очередных обещаний и признаний в любви Марина продала свою трехкомнатную квартиру, перевела деньги в харьковский банк и снова поехала вслед за любимым мужчиной.
- В этот момент в жизни Марины появилась женщина-риэлтор. Они познакомились, гуляя с детьми, — рассказывает начальник криминальной милиции по делам детей Октябрьского райотдела милиции Харькова Сергей Буравлев. — Новая знакомая уговорила Марину приобрести на деньги от проданной в Виннице квартиры жилье в Харькове. Марина сразу согласилась с этим предложением. За приобретаемую квартиру она внесла задаток — пять тысяч долларов. На оставшиеся от продажи винницкой квартиры деньги — 35 тысяч долларов, которые были переведены в банк, Марина выписала доверенность на имя своей новой подруги-риэлтора. Сняв деньги со счета, та исчезла. К сожалению, на данный момент ее местонахождение не установлено, она объявлена в розыск. Сотрудники милиции установили, что она действительно работала риэлтором в харьковском агентстве недвижимости и раньше никаких трений с законом у нее не возникало. Мы отослали запросы в банк, и если подтвердится, что деньги со счета были сняты именно этой харьковчанкой, то у нас будут основания для возбуждения уголовного дела по факту мошенничества.
Похоже, именно этот момент и подтолкнул Марину к страшному шагу. Хотя, конечно, я все равно не могу найти никакого оправдания ее ужасному поступку.
«Шестилетний мальчик сопротивлялся и громко плакал. Его крик услышали отдыхающие»
- А вы считаете, что женщина на самом деле хотела утопить детей? Возможно, это была лишь попытка привлечь внимание к своей проблеме?
- Окончательные выводы сделает суд, — говорит Сергей Буравлев. — Однако милиция уже возбудила уголовное дело по статье «Умышленное убийство двух малолетних детей». Если судом будет доказана ее вина, то подозреваемая проведет за решеткой от 7 до 15 лет. Я лично все-таки склоняюсь к тому, что намерения у матери были серьезными.
- Что же все-таки произошло в тот день?
- Четвертого августа на пульт службы «102» поступило сообщение о том, что на речке Уды неизвестная женщина пытается утопить детей. На место происшествия прибыл патруль. Оказалось, что милицию вызвали очевидцы трагедии — трое мужчин, которым удалось выхватить малышей из рук обезумевшей матери. Мужчины видели, как женщина завезла в реку коляску с годовалым ребенком, а второго мальчика, лет шести-семи, пыталась утопить. Все это происходило не на самом пляже, а в зарослях камыша. Ребенок сопротивлялся, плакал и умолял о помощи. Именно его крики и привлекли внимание отдыхающих у реки. Женщина была явно в невменяемом состоянии, бросалась на людей, кричала, что не хочет жить и не желает такой жизни собственным детям. Подъехавшему наряду милиции с трудом удалось ее утихомирить.
- Нам с друзьями все же удалось забрать детей у матери и вытащить их всех из реки еще до приезда милиции, — вспоминает очевидец происшествия харьковчанин Андрей, — но успокоить женщину мы не смогли. Она бегала по берегу и громко кричала. Несколько раз сказала: «Лучше на дне реки, чем здесь».
- Где сейчас находятся дети? В каком они состоянии? — спрашиваю начальника криминальной милиции по делам детей Сергея Буравлева.
- Наряд милиции вызвал на место происшествия бригаду «скорой помощи». Врачи сразу же отвезли малышей во 2-ю городскую клиническую детскую больницу. Буквально сегодня я в очередной раз связывался с медиками, и они подтвердили, что состояние здоровья спасенных детей хорошее, их полностью обследовали, никаких патологий или проблем со здоровьем не обнаружили. Некоторое время, пока родственники будут оформлять документы, братья проведут в больнице.
Детям нужна полноценная семья, поэтому мы сделали все возможное, чтобы малыши не попали в государственные учреждения. Конечно, если бы от мальчиков отказались ближайшие родственники, то нам пришлось бы оформлять младшего братика в дом малютки, а старшего — в приют. К счастью, этого не произошло. У старшего ребенка в Виннице есть родной отец, он уже звонил в харьковский исполком и подтвердил, что готов забрать сына домой. Мужчина собирает все документы, характеристики и справки и буквально через несколько дней заберет старшего мальчика в Винницу. Кстати, первый муж Марины — преподаватель университета, у него своя квартира, стабильный доход. Так что никаких проблем не будет.
Младшего ребенка заберут к себе бабушка и дедушка. Вопрос оформления опеки тут немного сложнее. Пожилым людям нужно будет собрать больше документов, но мы пошли им навстречу. Конечно, и речи не могло идти о том, чтобы сына забрал к себе родной отец. Отцу-алкоголику ребенок не нужен, да ему никто его и не отдал бы.
По-человечески эту женщину можно пожалеть: муж-алкоголик, безденежье, обман с проданной квартирой Но при этом она получала хорошие алименты на старшего сына, детское пособие — на младшего. Деньги в семье были, другой вопрос, что они пропивались. Знаете, когда к нам в кабинет привезли этих деток, то сотрудники ужаснулись. Грязные, вонючие. Братики были напуганы. Старший сначала не хотел разговаривать и только тихо плакал. Все тельце у него было в синяках, ссадинах и побоях — так рьяно мать пыталась затащить его на дно реки. Мы обязательно будем ставить вопрос о лишении матери родительских прав.
«Лишь один раз мать спросила, где ее дети, и успокоилась»
Мне удалось переговорить с задержанной женщиной в кабинете у следователя. Однако внятного объяснения случившемуся я не услышала. Возможно, отделение милиции — не лучшее место для душевных излияний. А может, Марине просто нечего было сказать По крайней мере, я увидела спокойную, даже равнодушную женщину.
- Марина, вы действительно хотели утопить своих детей?
- Нет, конечно же. Я просто хотела их искупать в речке.
- А почему они были одеты, младший вообще сидел в коляске?
- Не знаю, просто так получилось. Я уже все рассказала следователю, ничего нового вам не скажу. Извините.
- У меня сложилось впечатление, что это очень хитрая и изворотливая женщина, — поделился своими наблюдениями следователь Октябрьского райотдела милиции Харькова Алексей Кононихин. — То же самое в телефонном разговоре подтвердили и ее родители. Отец с горечью сказал, что их дочь умеет на черное сказать белое и наоборот. Марина окончила университет, получила высшее образование, работала в Виннице архивариусом. Имела семью, мужа, родила здорового ребенка. И все это разрушила собственными руками.
В первый день Марина говорила одно, а после того как провела несколько дней в изоляторе и пообщалась с другими задержанными, стала менять показания. Мы бьемся с ней на допросах по два-три часа. Сначала выслушиваем ее ложь, что, мол, топить детей не хотела, а потом, в конце концов, снова выходим на то, что она все же собиралась их утопить. В протоколах зафиксирован такой ответ: «Я не хотела, чтобы мои дети попали в детский дом, и поэтому решила их утопить. На дне реки им было бы лучше »
Обязательно назначим женщине психиатрическую экспертизу, чтобы специалисты объяснили ее психологическое состояние. Пока я могу лишь говорить о том, что, к сожалению, судьба детей мать почти не волнует. Лишь один раз она спросила, где они. Узнав, что у них все в порядке, она тут же успокоилась. Гораздо сильнее она волнуется по поводу своих вещей — почти каждый раз спрашивает, вывезли ли их из квартиры и куда именно.
- Хорошо, что после такой ужасной трагедии малыши все же попадут в любящие руки бабушки, дедушки и папы, — прокомментировала «ФАКТАМ» ситуацию психолог Лариса Гилева. — Именно от этих людей теперь будет зависеть дальнейшая судьба малышей. Очень важно, чтобы дети почувствовали любовь и заботу близких людей.
До первого года жизни мама заменяет малышу весь мир, и если кроха не может ей доверять, то в будущем у него будет подорвано доверие едва ли не ко всем людям. Такой ребенок, став взрослым, будет испытывать страхи, беспричинные тревоги, нарушение эмоционального отношения к миру. От маминого состояния зависит будущее детей. В этом случае мама продемонстрировала детям свое отчаяние и сформировала у них модель суицидального поведения. Но, к счастью, дети пока еще слишком маленькие, и окружающие их люди смогут восстановить разрушенную картину детского мира. Важно, чтобы их по-настоящему любили. И тогда травма, нанесенная матерью, может быть забыта. Любовь и доверие — вот самые важные лекарства.
659Читайте нас в Facebook