«Всю ночь читал «Отче наш», а на рассвете увидел корабль, который меня спас»
Друзья детства Андрей Загоруйко и Денис Федотов, выросшие в одном дворе, часто отдыхали вместе. И 14 августа в город Бердянск (Запорожская область) на Азовское море они приехали вместе. Никто не мог предположить, что спустя сутки произойдет беда — один из друзей погибнет
«О том, что в Азовском море может быть такое течение, я даже не догадывался»
- У нас в Бердянске получилась, можно сказать, смена караула, — рассказывает «ФАКТАМ» 25-летний житель Антрацита Сергей, друг Андрея и Дениса. — Мы с ребятами уезжали, а Андрей с Денисом только приехали. Заселились в дом, сходили перекусить в столовую и всей компанией пошли на море. Тогда еще смеялись из-за того, что Денис не прыгал с пирса в воду, как все мы, а аккуратно спускался по лесенке, крепко держась за поручни. И не отплывал далеко. Мы же тогда не знали, почему
Вечером Сергей уехал, а через сутки ему позвонил Андрей и сказал, что Денис утонул. Сперва Сергей решил, что это просто глупая шутка. Но когда на другом конце провода Андрей сорвался на крик, Сергей понял, что все это правда.
В Бердянске молодые люди отдыхали не впервые, и каждый их отпуск проходил без эксцессов. Правда, что всегда неприятно поражало товарищей — так это отсутствие на городских пляжах спасателей.
- Вот взять тот же Крым — там и вышки спасательные есть, и катера курсируют вдоль побережья, — говорит Андрей. — А здесь — ничего! Но, наверное, должно все это быть. Я уверен, что если бы на Азове спасательная служба работала на деле, а не на бумаге, то там бы не было каждый сезон столько несчастных случаев и смертей. Да и Денис наверняка был бы жив.
15 августа друзья после обеда пошли на городской пляж. По дороге купили большой надувной матрас. Немного побултыхались у берега, позагорали, а около пяти вечера решили испробовать приобретение. Накачали матрас, бросили в поясную сумочку мобильные телефоны, деньги и поплыли. Сидели молодые люди на резиновом плавсредстве лицом к морю, потому и не заметили, что их быстро отнесло метров на 200-300 от берега.
- Волн не было. А того, что в наших морях, особенно в мелком Азовском, может быть сильное течение, я не знал, — продолжает Андрей. — Повернулись к берегу — он уже далеко. Начали грести обратно, но результат был нулевой. Тогда я спрыгнул с матраса и попробовал, плывя, тащить его за собой. Вроде пляж начал немного приближаться. Но я быстро устал и предложил Денису, чтобы он тоже слез с матраса и помог мне его тянуть. Он ответил, что не может ничем мне помочь, потому что не умеет плавать.
О том, что его товарищ не умеет плавать, Андрей узнал лишь тогда, когда они оказались в открытом море. Возможно, если бы Денис не постеснялся признаться в этом раньше, все сложилось бы по-другому.
Поняв, что сам не сможет дотянуть до берега тяжелый резиновый «плот» с сидевшим на нем приятелем, Андрей решил попробовать привлечь внимание отдыхавших на берегу. Но все крики были напрасными — шум волн поглощал крики о помощи.
- Мы кричали, вернее, даже орали, махали руками, но никто нас не услышал и не обратил внимания, — вспоминает Андрей. — А между тем течение все дальше относило матрас в открытое море. Мобильные телефоны к тому времени мы уже утопили — когда пытались выгрести, вода попала на матрас, он стал скользким, и мы в первый раз перевернулись. Естественно, сумка сразу же пошла ко дну.
«Так хочется еще пожить »
Матрас переворачивался еще несколько раз. Поначалу ребята подшучивали друг над другом и над сложившимся положением. Но когда продрейфовали часа два и берега уже почти не было видно, Денис сказал: «Так хочется еще пожить »
- Он вроде бы и не ко мне обращался, а просто сам с собой говорил, — голос Андрея дрожит. — Я тогда посмеялся, сказал что-то типа того, что нас обязательно выловят и отбуксируют на берег. Показалось, что он приободрился.
Примерно через час матрас снова перевернулся. Его начало быстро относить течением. Денис кричал другу, чтобы тот догнал матрас. Плавал Андрей туда и назад буквально несколько минут. Сначала боковым зрением он видел друга — тот барахтался на воде по-собачьи. А когда вернулся, его уже не было. В первый момент он решил, что друга накрыло матрасом. Но Денис все не всплывал. Андрей кричал, нырял сам, плавал вокруг того места, где его оставил, — все зря.
- Возможно, его волна накрыла или судорогой ноги свело, не знаю, — рассуждает собеседник.
Еще около часа Андрей старался держаться на том месте, но течение относило его все дальше. Когда стемнело и потерялись всякие ориентиры в пространстве, парню стало страшно. Да и пить хотелось нестерпимо. Он пытался попить морской воды, но от нее рвало, а жажда лишь усиливалась. Видел проплывавшие вдали корабли, но криков о помощи никто не слышал.
- Ночью я не спал, просто не позволял себе заснуть, — продолжает Андрей. — Понимал, что если засну, то наверняка свалюсь в воду и тогда тоже утону. Почти беспрерывно молился, читал «Отче наш», наверное, единственную молитву, которую знаю. Вокруг плавали медузы и еще какая-то гадость. Что-то светилось в воде. Больше всего я боялся, что медуза или какая-нибудь рыба пробьет дно матраса.
Когда начало светать, сил у парня уже совсем не осталось, да и матрас начал понемногу сдуваться. Но, возможно, молитвы Андрея были услышаны, и около семи часов утра он увидел корабль, который его и спас. Однако не сразу.
- Я-то видел корабль, а вот меня с него не видели, — говорит Андрей. — И так продолжалось довольно долго. Я уже решил, что он уплывет, а я останусь совсем один в море. Матрас к тому моменту уже сильно сдулся, а плыть самостоятельно я вряд ли бы смог. Когда меня наконец заметили и стали подплывать ближе, меня всего затрясло от радости и страха — вдруг проплывут мимо? Но, слава Богу, вытащили меня из воды.
- В понедельник утром мы находились в километрах 20-ти от берега, мониторили бычка, — объясняет 53-летний капитан рыболовецкого судна Олег Ищенко. — Увидели большой надувной матрас на воде. Сначала не обратили на него особого внимания — решили, что он пустой. В море нам постоянно попадаются бесхозные вещи — и матрасы, и круги, уплывшие от хозяев. Ребята из команды даже решили после работы достать матрас себе. Только немного позже, когда течение прибило его ближе к борту, увидели что на нем лежит человек. Такое на моем веку впервые. Потерпевшего подняли на борт, от усталости и шока он едва мог стоять на ногах — ведь в море провел около 18 часов. Ему еще крупно повезло, что большая часть его «плавания» пришлась на ночь, иначе на сорокаградусной жаре он получил бы сильные ожоги.
Рыбаки напоили спасенного чаем, дали успокоительное, предложили тут же доставить на берег и отправить в больницу. От госпитализации Андрей отказался, и его просто уложили спать в одной из кают. Капитан сообщил в милицию и в МЧС о случившемся, так что когда судно причалило, их уже ждал наряд милиции. Сразу с пирса Андрея повезли в милицейский отдел.
«Анализы на алкоголь были «чистыми»
- В милиции меня сначала заставили несколько раз написать о том, как все произошло, — вспоминает Андрей. — Зачем писать одно и то же, но на разных бланках, не понимаю до сих пор. Потом отвезли в одну больницу, где взяли кровь и мочу. Как мне объяснили — это анализы на содержание алкоголя и наркотиков. Анализы были «чистыми». Содержание алкоголя в крови показало сотые доли процента — мы, перед тем как полезть в море, выпили по бутылке пива. И все! А то сейчас многие говорят, и по интернету ходит байка о том, что, мол, мы на матрасе сидели, выпивали, а потом заснули, потому нас и унесло. Это неправда! Мы не пили! Просто не заметили течения. От такой случайности не застрахован никто.
Затем Андрея повезли в другую больницу, где осмотрели на наличие ушибов. После этого повезли туда, где ребята снимали жилье. Хозяин дома взломал дверь, милиционеры провели обыск и изъяли все вещи Дениса. Шорты Андрея, в которых он плавал, тоже забрали для экспертизы. И только после всего этого парню сказали, что он может быть свободен. Посоветовали сразу же ехать домой, чтобы рассказать матери погибшего Дениса о случившемся. «Сказали, что такие вещи не стоит сообщать по телефону», — говорит выживший парень.
После отъезда Андрея домой бердянская милиция поддерживала связь с его другом Сергеем.
- Узнав о произошедшем, я первым делом подумал, что нужно найти тело Дениса, — вспоминает Сергей. — Поговорил со следователем, который мне постоянно звонил. Спросил, можно ли привлечь спасателей или нанять водолазов. Мне ответили, что не стоит зря тратить деньги — мол, сам через три дня всплывет. Сначала был просто шокирован таким, как мне тогда показалось, цинизмом. Но потом понял, что они правы, — радиус поиска был слишком велик. А 19 августа, ближе к вечеру, мне позвонили и сказали, что в районе городского пляжа обнаружили труп, похожий по описанию на Дениса. Еще через час следователь перезвонил и подтвердил, что это действительно Денис.
Когда тело Дениса привезли из Бердянска и товарищи пришли прощаться с ним, мать погибшего, оставшаяся теперь совсем одна, все твердила, будто чувствовала беду и не хотела отпускать сына на море. Что именно ее тревожило накануне злополучной поездки, убитая горем мать так никому и не сказала.
Спасшийся Андрей очень благодарен капитану рыболовецкого судна Олегу Ищенко, который со своей командой не только выловил его из моря, но и дал одежду и деньги. Парень надеется, что в скором времени он сможет съездить в Бердянск и лично поблагодарить моряка. Но снова поплавать в море он еще долго не захочет.
480Читайте нас в Facebook