«От продажи несуществующего плутония дельцы хотели выручить 19 миллионов долларов»
Как уже кратко сообщали «ФАКТЫ», Тернопольский горрайсуд приговорил двух местных жителей и жителя Винницкой области к различным срокам лишения свободы за «незаконное обращение с радиоактивными веществами и мошенничество». Троицу задержали, когда она пыталась продать за 19 миллионов долларов контейнер весом 3,6 килограмма, в котором, как уверяли злоумышленники, находился высокотоксичный плутоний-239. Этот химический элемент используется для создания так называемой «грязной» атомной бомбы. Эксперты всего мира называют ее «оружием терроризма». Использование такой бомбы в густонаселенном городе приведет к гибели тысяч людей и заражению почвы и воды на значительной территории.
«Несмотря на грандиозную цену, товаром заинтересовались девять покупателей»
— На мой взгляд, следствие не дало исчерпывающий ответ на вопрос: откуда у известного в регионе уважаемого политика, бывшего депутата Тернопольского областного совета, 50-летнего Андрея Костишина появился контейнер с радиоактивным веществом, — рассказывает «ФАКТАМ» государственный обвинитель Тернопольской областной прокуратуры Степан Солтыс. — По показаниям Костишина, к которым я отнесся весьма скептически, еще в 2004 году во время отдыха в Трускавце он познакомился с неким Виктором Александровичем, жителем Ивано-Франковска. Через год знакомый «за определенное вознаграждение» попросил Костишина взять на хранение два ящика. И тот согласился.
Если верить словам осужденного, его не насторожил явно подозрительный вид передаваемого «имущества» — в деревянных коробках находились опломбированные ящики военного образца с металлическими защелками и специфическими знаками «радиационная опасность». Тем не менее «тару» Костишин предусмотрительно спрятал не у себя дома, а в сарае живущей в селе сестры. Иногда Виктор Александрович звонил и просил привезти ящики в определенное место и показать их потенциальным покупателям. Можно предположить, что хозяин сообщил своему тернопольскому другу о содержимом контейнеров и его высокой цене. Ведь Костишин не только активно присоединился к торгам, но и привлек в качестве перевозчика своего знакомого — 53-летнего Ярослава Яцкива, до этого продававшего на базарах автозапчасти.
И тут, как уверял следователей Костишин, хозяин контейнеров внезапно умер. Андрей и Ярослав продолжили поиски покупателей самостоятельно и подключили к этому делу еще одного посредника — специалиста по лечебным травам из Винницкой области 58-летнего Виталия Халупу (кстати, условно осужденного за сбыт наркотиков). Травник знал многих предпринимателей, занимавшихся операциями с ломом цветных металлов и оборотом радиоактивных материалов.
— Хочу подчеркнуть, что до определенного момента вся троица была уверена, что реализует плутоний, — отмечает Степан Солтыс. — И они прекрасно понимали, что продают сырье для «грязной» атомной бомбы. Ведь плутоний никто не будет покупать для «домашнего реактора». Да и для атомных электростанций он просто не подойдет — там другое топливо. Но торговцев абсолютно не волновало, что опаснейший радиоактивный материал может попасть в руки террористов и они используют его для уничтожения людей. Для осужденных главное было получить деньги. Костишин за товар выставил сумасшедшую цену — 19 миллионов долларов! Ярославу и Виталию он пообещал по 30 тысяч долларов, к тому же предложил им взять эти деньги с покупателя.
На суде Костишин не сказал, почему он определил именно такую сумму. Наверное, ориентировался на цены черного рынка. Несмотря на грандиозную цену, товаром заинтересовались девять покупателей. Продавцы хорошо понимали, с какими «крутыми» клиентами они имеют дело. Поэтому предпринимали максимальные меры предосторожности — переговоры с покупателями вели месяцами.
«В пустой контейнер злоумышленники поместили капсулу, которая создавала необходимый радиоактивный фон»
— Шло время, а плутоний по тем или иным причинам не продавался, — продолжает Степан Солтыс. — И тут в конце 2007 года произошел казус. Очередные покупатели в категорической форме потребовали вскрыть ящики и показать, что в них находится. Контейнер, к несказанному удивлению продавцов, оказался пуст! Сделка со скандалом расторглась. У другого бы после этого опустились руки, но Костишин придумал, что делать дальше. Слишком уж лакомо выглядел куш в 19 миллионов долларов. У не установленного следствием лица он приобрел капсулу к прибору АДИ (допотопный приборчик противопожарной безопасности советских времен, стоимость которого составляла пять-семь рублей). В капсуле находилась незначительная смесь изотопов плутония и америция-241. Помещенная в контейнер, она показала бы радиоактивное излучение, вздумай очередной привередливый покупатель провести контрольный замер.
В феврале 2009 года в СБУ поступила оперативная информация о том, что некто пытается реализовать значительную партию радиоактивного материала. Чтобы выяснить детали, сотрудники спецслужбы встретились под видом покупателей с продавцами. Видно, почувствовав что-то неладное, Костишин осторожничал как никогда. Несколько месяцев переговоры проходили в Киеве, Виннице и Тернополе. Руководитель преступной группы то внезапно отказывался показать контейнеры, предлагая ограничиться лишь их фотографиями, то не разрешал провести замер уровня радиоактивности, то требовал от покупателей доказать свою платежеспособность и показать деньги, то вымогал значительные авансы еще до начала сделки. Но вступившие (по санкции Генеральной прокуратуры и руководства СБУ) в игру оперативники терпели все его выходки и капризы. Костишин смягчился лишь тогда, когда «покупатели» выразили готовность осуществить предоплату в 150 тысяч долларов. И в начале апреля прошлого года начался заключительный этап спецоперации.
В Тернополе в машину с «покупателями» сел Виталий Халупа. По его указанию направились в город Буча, где должны были проверить контейнеры и расплатиться за товар. При въезде в город Халупа внезапно изменил направление на противоположное и приказал: «Едем в Залищики». За километр до назначенного места встречи он вышел возле автозаправки со словами: «Когда совершите сделку, привезете сюда мою долю — 30 тысяч долларов». С Костишиным и Яцкивым оперативники встретились на обочине дороги. Показали сумки с деньгами, и лишь после этого им разрешили провести тестирование дозиметром уровня радиоактивности контейнеров. Прибор показал три тысячи микрорентген в час, что превышало допустимые санитарные нормы в 250 раз(!) и опасность для здоровья и жизни человека. Тут же продавцов задержали. Чуть позже на автозаправке был взят под стражу и Халупа. Троицу преступников до того шокировало произошедшее, что они долго не могла прийти в себя, чтобы начать давать более-менее внятные показания.
— Судебный процесс проходил крайне сложно, ведь в Украине такие дела еще не слушались, — признается «ФАКТАМ» государственный обвинитель Степан Солтыс. — У обвиняемых были высококвалифицированные и опытные адвокаты. Костишин и его подельники меняли показания, врали и отчаянно изворачивались: «Не знали, что продавали! Не виноваты! Это провокация спецслужбы! Никто из нас не является хозяевами контейнеров». Это при том, что торги неоднократно были зафиксированы оперативной съемкой. Подсудимые вели себя крайне цинично. Мне по роду своей работы приходилось принимать участие в уголовных делах разной категории, но, поверьте, с убийцами порой было легче говорить, чем с этой троицей. Они не помогали следствию в установлении истины, не испытывали искреннего раскаяния. Тем не менее материалами дела их вина была доказана полностью. Председательствующий на процессе судья Александр Костив огласил: Андрей Костишин и Виталий Халупа приговариваются к восьми годам и шести месяцам лишения свободы, Ярослав Яцкив — к восьми годам. У всех троих конфисковано личное имущество. Приговор вступил в силу.
P. S. Материал подготовлен при содействии пресс-службы Тернопольской областной прокуратуры.
440Читайте нас в Facebook