«Хотя я ничего и не вижу, спокойно заплываю на полкилометра от берега Кременчугского водохранилища»
Недавно в Черкассах посвятили в моржи
— Когда летом я начал заниматься оздоровительной водной гимнастикой, плавал привязанный веревкой к моему наставнику Александру Толбатову, — говорит незрячий житель Черкасс
«Вдвоем с незрячей женой ухаживаем за отцом-инвалидом»
— В начале ноября у нас в Черкассах на берегу Днепра проводился праздник открытия сезона зимнего плавания, где меня и посвятили в моржи, — рассказал Дмитрий. — Мой наставник Александр Толбатов предложил поехать на такое же торжество в Крым, в город Саки, ведь там и лечебные грязи есть, помогающие справиться с болезнями суставов. Ну что же, с удовольствием отправлюсь на море. Жена (она тоже незрячая) согласилась несколько дней сама поухаживать за моим отцом-инвалидом. Он живет один, из дому не выходит. Раньше его квартира была далеко от нас, но мне удалось устроить обмен, и сейчас папа проживает в соседнем парадном. Навещаю его каждый день, приношу продукты, убираю, а моя жена готовит. В выходные нам помогает дочь — она зрячая, закончила вуз, работает бухгалтером. У меня есть зрячий брат, но он теперь киевлянин, часто бывать у отца не может.
— Как же вы умудряетесь еще и за отцом ухаживать?
— Жизнь заставит — всему обучишься. Выполнять почти всю домашнюю работу умеют многие слепые. Практически никто из нас не может только нитку в иголку продеть. А почистить картошку, свеклу, лук, морковь, все нарезать и сварить для меня особого труда не составляет. Также управляюсь и с веником, и с тряпкой, но при одном условии — все вещи должны лежать на своих местах, ведь отыскать нужный предмет на ощупь непросто. Если хотите знать, мы с женой даже телевизор смотрим — слушаем и рисуем в воображении, что происходит на экране. Если возникают вопросы, то разобраться помогает дочка.
Окном в мир для меня стал компьютер — с его помощью общаюсь по электронной почте с незрячими, живущими в Украине и России. Их письма озвучивает специальная программа. Сейчас осваиваю мобильный телефон с GPS-навигатором. Представляете, задаешь ему место, в которое тебе нужно попасть, и он тебя ведет с помощью голосовых сообщений. Например, «идите прямо, через 300 метров сверните налево». Для нас, слепых, такие технические новинки — просто находка.
Знаете, я ведь не от рождения незрячий. Был здоровым человеком, пока в 25 лет не ослеп из-за аварии на производстве. В первые годы после несчастного случая видел свет, поэтому еще была надежда на то, что удастся вернуть зрение. Меня шесть раз возили в один из лучших офтальмологических центров бывшего Советского Союза — Институт имени Филатова в Одессе. К огромному сожалению, врачи не смогли помочь.
О наставнике Дмитрия по плаванию
— Для полноценной тренировки нужно хотя бы минут тридцать, а лучше час-полтора, поэтому я придумал надежнейший плавательный жилет из подручных материалов — двухлитровых пивных бутылок, набитых пенопластом, — рассказывает Александр Толбатов. — В таком жилете ты не тратишь силы на то, чтобы удерживать себя на плаву, и можешь заниматься упражнениями сколько угодно. После нескольких лет тренировок (даже во время
В январе 2008 года Александр Николаевич пошел на рекорд — почти час плавал в реке при температуре воды в полтора градуса. Организм еле выдержал такое испытание — с берега Толбатова увезли в реанимацию. Но уже через неделю он возобновил тренировки.
Сейчас Александр Николаевич обучает своей гимнастике всех желающих. Зимой большинство членов его клуба «Долгожитель» занимаются в бассейне. Но немало и таких, кто по утрам приезжает на Днепр в любое время года.
«Чтобы в воде не переохлаждались голова и руки, плаваю в кепке и перчатках»
— Я ни минуты не колебался, брать ли незрячего Диму Авдеева в клуб, — продолжает Александр Толбатов. — Искренне восхищен его целеустремленностью и смелостью. Ведь не секрет, что многие из тех, кто потерял зрение, спиваются или просто замыкаются в себе. А Дима стал отличным пловцом и даже моржом. Говорит, что отступают мучившие его боли в суставах. Я его называю сыном — он примерно такого же возраста, как мой сын, который, кстати, тоже плавает круглый год.
У меня не было опыта работы с незрячими, поэтому я поначалу привязывал Диму к себе веревкой. Сейчас он обходится без страховки, двигается, ориентируясь на мой голос. В воде я всегда рядом с Дмитрием, в любой момент могу прийти на помощь. Он каждое утро самостоятельно ездит на тренировки с другого конца города. Раньше было так: выйдет на остановке маршрутки и звонит по мобильному, мол, придите заберите меня. Дело в том, что по дороге к берегу есть овраг, куда Дима может запросто упасть. Сейчас он так изучил дорогу, что обходится без провожатых.
— Пройдя 85 шагов, оказываюсь возле мусорных баков, напротив которых есть дорога, перехожу ее и попадаю на тропинку, идущую через лесопосадку к берегу, — отчеканил маршрут Дмитрий. — Когда приближаюсь к реке, ощущаю ее запах, слышу голоса товарищей, становится радостно на душе. А какие потрясающие ощущения переживаю, когда выхожу из холодной воды и к коже приливает кровь. Тело горит! В клубе у меня появилось много друзей. Эти люди — оптимисты, я заряжаюсь от них позитивом. Для меня это особенно важно, ведь повседневная жизнь не очень веселая — допекает бедность. У предприятия Украинского общества слепых, где я работаю, совсем мало заказов. Мы делаем «дворники» для автомобильных стекол, каждому члену бригады это работы на два-три дня в месяц. Получаем гроши. Если бы не пенсия, то пришлось бы голодать. Впрочем, у меня крепкая дружная семья, и это помогает справиться с трудностями.
Кстати, я пытался агитировать жену заняться плаванием, но она пока не может на это решиться. Говорит, что дождется лета, тогда и начнет ездить со мной.
— Трудно было привыкнуть к длительным заплывам в холодной воде?
— Когда температура в Днепре упала до 12 градусов, у меня во время плавания начало перехватывать дыхание. Я уж думал, что пора прекращать ходить на речку, тем более что можно заниматься в бассейне. Александр Николаевич, опытный морж, подсказал, как решить проблему — оказывается, он зимой плавает в панаме. Чтобы не потерять ее в воде, крепит к подбородку тесемкой. По его совету я начал плавать в обыкновенной хлопчатобумажной кепке с козырьком. Благодаря этому голова перестала переохлаждаться, прекратились сбои дыхания. А еще Толбатов купил мне особые шорты для пловцов, защищающие от переохлаждения мочеполовую систему. Важно также защитить конечности — для этого надеваю перчатки, а ласты сохраняют тепло ступней. Ну и жилет Толбатова из пластиковых бутылок тоже греет. Сейчас с наставником занимаемся по полчаса. Когда захожу в воду, тело обжигает холодом, я сразу ложусь на спину и гребу что есть мочи, порой даже жарко становится.
Президент Ассоциации моржей Украины, руководитель киевского клуба «Нептун» Роман Тимовчак сообщил «ФАКТАМ», что Дмитрий Авдеев сейчас, возможно, единственный в стране незрячий морж. В Киеве раньше был слабовидящий энтузиаст зимнего плавания, но этот человек по неизвестным причинам прекратил занятия.
Заместитель председателя центрального правления Украинского общества слепых Александр Осадчий тоже сказал, что не знает ни одного незрячего моржа.
— Без сопровождения здорового человека таким, как мы, нечего и думать о плавании в открытых водоемах, — заявил Александр Осадчий. — Но закаляться можно иначе. Например, так, как я — еще со времени учебы в интернате для слепых обливаюсь холодной водой.
*Этот снимок сделан во время открытия сезона зимнего плавания, который на днях проходил в Черкассах. В центре — Александр Толбатов, которому удалось избавиться от болезней с помощью собственного комплекса водных упражнений. Раньше Толбатов весил 120 килограммов, а сейчас, при росте 182 сантиметра, — 91.
1106Читайте нас в Facebook