Сегодня у православных и греко-католиков последний раз перед Рождественским постом на столах будут мясные и молочные блюда
Сегодня у православных и греко-католиков последний раз перед Рождественским постом будут на столах мясные и молочные блюда. А завтра, 28 ноября, начинается 40-дневное говение — время, когда верующие люди воздерживаются от скоромной пищи и злых мыслей. В народе этот пост еще называют Пилипiвка, и продлится он вплоть до самого Рождества Христова (7 января).
К слову, Рождественский пост не считается особенно строгим, к тому же на него приходится множество православных праздников: и Введение в храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), и великомученицы Екатерины (7 декабря), и дни апостола Андрея Первозванного (13 декабря) и великомученицы Варвары (17 декабря), и, конечно же, любимый всеми детьми День святого Николая Чудотворца (19 декабря).
Парубки строго постились и просили великомученицу Екатерину, чтобы святая помолилась за них и Бог послал им добрую жену
Рождественский пост один из самых продолжительных — длится с 28 ноября до 7 января. Но, несмотря на это, пост не самый суровый. От мяса и других продуктов животного происхождения, правда, придется отказаться, но зато по субботам, воскресеньям и в дни церковных праздников разрешается есть рыбу. Мясо, яйца, сыр, творог и другие молочные продукты позволено употреблять больным и пожилым людям, тем, кто находится в пути, воинам, роженицам и детям до семи лет, но об этом сначала нужно поговорить со своим духовником.
Благословляя верующих на говение, священники всегда подчеркивают, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Без молитвы и покаяния это не пост, а диета. А еще святые отцы предупреждали о грехе гордыни. Вот человек решил говеть, а его пригласили в гости, хозяева угощают мясными блюдами. Отказываться — значит, обидеть людей, накрывавших стол от всего сердца, что гораздо больший грех, нежели отступление от поста. «Грiх — не те, що в рот, а що з рота», — говорили наши предки в таких случаях.
К слову, праздников на Рождественский пост выпадает много. Так, 4 декабря издревле отмечается Введение в храм Пресвятой Богородицы (в народе — третья Пречистая) — день, когда родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, привели свою трехлетнюю дочь в храм в Иерусалиме. В честь этого события наши предки начинали отмечать третью Пречистую с посещения церкви. В храм обязательно вели маленьких детей. «Чи гримить, чи снiг по колiна стоїть — збирайся та йди, бо вiдверне вiд тебе лице заступниця наша Богородиця!» — говорили в старину люди. Готовясь к церковной службе, мамы умывали детей первым снегом, щоб личко бiлим було. А маленьким девочкам в этот день первый раз заплетали косы, которые завязывали красными лентами, чтобы в будущем чоловiк не зраджував. Женщины эти ленточки берегли и передавали в семье от матери к дочери как оберег от измен.
После литургии вся семья спешила домой и c некоторой опаской ожидала, кто же из знакомых придет к ним в гости. Очень надеялись, что первым пожалует молодой чернявый парубок, да еще и с деньгами в кармане, ведь тогда следующий год будет очень удачным. Придет молодица — жди богатого урожая овощей. Постучит в дверь некрасивая девица — в семье заболеют пожилые женщины. Но хуже всего, если порог переступит старуха. Не миновать кому-то смерти Поэтому бабушки старались сидеть дома у печки и в гости не ходить, чтобы близкие и знакомые не поминали их злыми словами.
Обращали внимание в этот день и на погоду, ведь по ней можно было определить, какими будут Святки: «На Введення мороз — всi свята холоднi, тепло — всi свята з теплом».
Спустя три дня, 7 декабря, празднуют день великомученицы Екатерины, которую считают покровительницей учащихся (ведь святая была образованной и очень мудрой девушкой), а также заступницей женихов и невест. В Украине святую Катерину особо чтили молодые люди, желавшие создать хорошую семью. Накануне праздника парубки постились очень строго, чтобы святая помолилась за них и Бог послал им добрую жену. Девушки в этот день тоже вымаливали себе мужей. В церкви у самых дверей они опускались на колени, зажигали свечу и так двигались к иконе святой, приговаривая: «Катерино пресвятая, пiдведи на мене, грiшну, свої очi, очисти вiд грiха i дай менi мого судженого».
А после службы девицы устраивали гадания. Срезали несколько веточек вишни и ставили их в воду. Зацветут к Рождеству — весной замуж идти. Перед сном девушки ставили на стол две зажженные свечи и смотрели, как они сгорают. Если равномерно и склоняясь одна к другой — брак будет счастливым. Развернутся свечи в разные стороны — придется выйти замуж за нелюбимого.
Бедняков в день Варвары полагалось одарить одеждой, а старикам — справить новую обувь
Чтобы в будущем жизнь была легкой и счастливой, парубки и девчата в день святого апостола Андрея Первозванного (13 декабря) старались совершить паломничество в Киев, чтобы попасть на праздничную литургию в Андреевскую церковь. По крутой лестнице знаменитого храма некоторые поднимались на коленях, вымаливая таким образом прощение, защиту и особое благословение апостола.
Прощения, скорее всего, просили за пристрастие к гаданию. Ведь ночь накануне Андрея считалась одной из лучших для ворожбы. Например, девушки верили, что в это время можно узнать не только скоро ли выйдешь замуж, но и откуда приедет жених, будет он плотником, кузнецом или писарем, пьяницей или трезвенником и как его будут звать.
Способов выяснить все это девчата знали немало. Например, за окно вывешивали связку ключей. Если в полночь они зазвенят, значит, скоро в дом приедут сваты. А еще на Андрея девчата ходили «обнимать» деревянный забор. Окажется между руками четное количество дощечек — весной замуж идти, нечетное — еще дiвувати. Также девушки внимательно рассматривали дощечку, попавшую под правую руку. Кривая сулила старого мужа, ровная — молодого и здорового. Доска с корой — посватается богатый парубок, а голая — жди бедняка. Ну а чтобы узнать имя суженого, девицы выходили за ворота и у первого встречного мужчины спрашивали, как его зовут.
Чем будет заниматься будущий супруг, подсказывал петух. Девушка ставила на пол зеркало, тарелку с водой и насыпала немного пшеницы. Затем в комнату пускала петуха и смотрела, к чему он побежит. Если будет пить воду — суждено девице выйти за пьяницу, станет петух клевать зерно — муж будет хорошим хозяином, а заглянет птица в зеркало — посватается парубок панского рода или бездельник.
На Андрея подруги собирались у одной из них дома, чтобы подготовиться к вечорницям. Для посиделок лепили вареники с разными постными начинками. Обязательно втайне от парней выпекали большой круглый медовый корж с дыркой посередине — калиту. Это сладкое лакомство было символом всего мира и солнца. Месить тесто полагалось по очереди. Начинала самая старшая девушка, а заканчивала младшая. Месили медленно, без суеты, желая всем, кто отведает калиты, добра и здоровья.
Вечером на праздник приходили парубки. Да не с пустыми руками, а с гостинцами. Приносили ленты, платочки и сладости, которые предлагали девчатам в обмен на калиту. Выторговав медовый корж, хлопцы подвешивали его на красной ленте (цвет любви) к длинной палке. Делалось это для того, чтобы ребята проявили свою ловкость и сообразительность в игре «Кусання калити».
Для забавы выбирали Пана Калитянского, который, дергая за ленту, опускал и поднимал корж-калиту. Остальные парубки по очереди становились Паном Коцюбовским. Они должны были отгадать загадку и, изловчившись, откусить от пряника кусочек побольше. Считалось, что парубок, вкусивший калиты, познал истину, мир и теперь может жениться. Однако довольно часто за весь вечер никому из парней не удавалось укусить калиту. Это была заслуга проворного Пана Калитянского. Тогда корж снимали с ленты и делили между всеми присутствующими. Девчат угощали просто так, а ребята платили за свой кусочек мелкими деньгами. Принимая калиту, девицы приговаривали: «Калита, калита, солодка була, тепер ми її з'їли, за женихами полетiли».
Стоит ли говорить о том, что эти игры были очень веселыми и шумными. Несмотря на пост, молодежь резвилась всю ночь, и корить их за это не полагалось. Более того, парубки могли наказать родителей девушек, не пустивших своих дочерей на вечорницi. Например, ночью снимали с петель ворота, разбирали заборы, откручивали от телег колеса, уносили с подворья на другой конец села плуги и бороны. А чтобы отец невесты знал, где живет жених, готовый на все ради своей любимой, дорожку к дому парубка поливали свекольным соком или посыпали соломой.
А вот день святой великомученицы Варвары (17 декабря) отмечали спокойнее. Главной задачей этого праздника было позаботиться о пожилых людях и нуждающихся. Бедняков одаривали одеждой з голови до нiг. Бабушкам и дедушкам внуки несли новую обувь. Прежде чем переобуть стариков, молодые люди должны были помыть им ноги талой водой.
Девушки на Варвары вышивали свадебные платочки, которыми новобрачные будут одаривать своих гостей. А еще считалось, что в этот день хорошо прокалывать девочкам мочки ушей, чтобы носили сережки, мол, Варвара боль забирает. Маленькие дети в праздник учились колядовать, ведь, по старинным поверьям, великомученица Варвара голови просвiтляє.
ЩЕРБА
Для приготовления понадобится: 1 кг речной рыбы, 100 г лука, 500 г картофеля, соль, перец, лавровый лист — по вкусу.
Речную рыбу почистить, промыть и срезать мякоть. Кости залить холодной водой и варить один час. Затем добавить лук, перец, лавровый лист, соль и варить еще полчаса. Сваренный бульон процедить положить в него нарезанный картофель и мякоть рыбы и варить до готовности.
Подавая на стол, посыпать зеленью.
КОМПОТ ИЗ ТЫКВЫ
Для приготовления понадобится: 300 г тыквы, 0,5 стакана сахара, 5 стаканов воды, чернослив, изюм, курага, корица, 2 антоновских яблока.
Сварить сироп с добавлением чернослива, изюма (или кураги) и корицы. В готовый сироп всыпать нарезанную ломтиками тыкву, проварить 5 минут, после чего добавить нарезанные дольками антоновские яблоки. Варить до готовности. Охладить.
Для справки. Тыква очень полезна при болезнях органов пищеварения. Она также усиливает выведение холестерина, обладает мочегонным эффектом, поэтому рекомендуется при отеках, связанных с болезнями сердца и почек.
401Читайте нас в Facebook