Чемпион мира Виктор Шемчук: «В день старта не бреюсь и никого не пускаю на борт нашей лодки»
С каждым годом чемпионат мира по гонкам на супермощных лодках Powerboat приобретает все большую популярность, и очень приятно, что спортсмены, представляющие нашу страну в этом виде спорта, входят в мировую элиту. Украинцы сделали настоящий прорыв: всего за несколько лет у нас появилась не просто конкурентоспособная команда — мы стали чемпионами мира! И это в гонках, которые называют королевскими (водный аналог автогонки «Формула-1»). Все это было бы невозможным без Виктора Шемчука. Заняться водно-моторным спортом он мечтал еще с детства, а вот осуществил свою мечту только три года назад.
«Наша лодка в классе Evolution может развивать скорость свыше 220 километров в час»
- В Тернополе, где я родился и вырос, проходили чемпионаты по водно-моторному спорту, — рассказывает президент Федерации водно-моторного спорта Украины Виктор Шемчук. — И, как многие местные мальчишки, мечтал заняться этим видом спорта. Три года назад мы впервые попали в качестве болельщиков на этап чемпионата мира Powerboat (гонки супермощных лодок двух типов — SuperSport и Evolution — на кольцевой дистанции в открытом море). С тех пор начали делать все для того, чтобы создать украинскую команду. Мы добились восстановления Украины в Международном водно-моторном союзе. Благодаря спонсорам появился проект «Украинский дух», была построена лодка «Seagull» (»Чайка») и создана команда «Ukrainian Spirit» (»Украинский дух»). В минувшем сезоне спортсмены нашей команды — пилот Аарон Кьянтар (Мальта), троттлмен Анджело Тедески (Италия), навигатор Виктор Шемчук и запасной троттлмен Алексей Чендеков — стали чемпионами мира в классе SuperSport.
- Во многом благодаря вашей победе в Украине впервые в истории пройдет этап чемпионата мира. Где будут проходить соревнования?
- Для Украины открыть сезон престижных гонок — это большая честь. Для страны, где проводится чемпионат мира Powerboat, это означает внимание мирового сообщества, приток туристов и инвестиций, а участие ее команды в гонках повышает национальный престиж. Первый этап чемпионата — «Yalta Grand Prix of the Sea 2010» — пройдет с 7 по 9 мая в Ялте. Затем спортсмены будут соревноваться на Мальте, в турецком Стамбуле, португальском Кашкайше, шведском Гетеборге и на острове Сицилия.
На данный момент 17 команд подтвердили свой приезд в Украину, что обещает сделать ялтинский этап одним из наиболее интересных в истории гонок Powerboat. Наша страна также впервые в истории (и единственная среди участников) будет представлена на чемпионате в двух классах — SuperSport и Evolution.
Каждый этап состоит из нескольких гонок, проводящихся в любую погоду. За всю историю чемпионатов только однажды, в Португалии, гонка была отменена из-за урагана. В первый день (7 мая) предусмотрены квалификационные заезды. 8 мая пройдет спринтерская гонка — 49 миль (семь кругов). В воскресенье, 9 мая, спортсмены будут участвовать в гонке на выживание — 77 миль (11 кругов).
В этом году состоится общий старт лодок двух классов. На воде круговая дистанция обозначается желтыми буями, которые следует проходить правым бортом. Навигационно-опасные участки обозначены красными буями, их нужно проходить левым бортом. В гонке на выносливость при неправильном прохождении какого-либо буя экипаж может исправить ошибку, повторив прохождение. А в спринтерской гонке за такое упущение начисляется штрафное время.
Существует командный зачет, зачет конструкторов и зачет производителей двигателей.
- Где была построена лодка, на которой украинцы победили на чемпионате мира?
- «Чайка», на которой мы в прошлом году выиграли первенство мира, была построена на ведущей мальтийской верфи «Chaudron Company Ltd». Эта самая современная из всех выступающих в классе SuperSport лодок оснащена двумя двигателями мощностью 570 лошадиных сил каждый. Ее длина 41 фут. Она может развивать скорость до 180 километров в час. В этом году на лодке будет выступать полностью украинский экипаж — пилот Алексей Чендеков, штурман Андрей Лысенко и навигатор Дмитрий Лебедь.
Еще одна наша лодка будет представлена в классе Evolution. Она строилась на той же мальтийской верфи и 17 апреля спущена на воду. От «Чайки» отличается мощностью и скоростью — свыше 220 километров в час. Экипаж интернациональный — я, Аарон Кьянтар. В команде также есть и запасной пилот — Одриен Кьянтар.
«За время гонки спортсмен теряет до четырех килограммов веса»
- Насколько безопасна такая скорость на воде?
- Международный водно-моторный союз предъявляет очень жесткие требования к безопасности проведения соревнований. Конечно, это экстремальный вид спорта, но он не более опасен, чем другие гонки. Согласно новым правилам Международного водно-моторного союза, предусмотрено ограничение скорости в открытой лодке (класс SuperSport) — 90 миль (170 километров в час). Превышение скорости влечет за собой штрафные баллы.
Что касается класса Evolution, то эти суда оборудованы капсулой безопасности, в которой и находятся пилоты. Лодки этого класса не имеют никаких ограничений по скорости.
Спортсмены соревнуются в специальных огнестойких комбинезонах, шлемах и перчатках. У каждого есть спасательный жилет, надувающийся автоматически, как только гонщик попадает в воду. В качестве дополнительной меры предосторожности экипажу Evolution предписывается иметь при себе небольшой нож — на случай, если ремни безопасности заблокируются. В катерах каждый гонщик пристегнут пятиточечными ремнями — такими, как в гоночном автомобиле.
Накануне соревнований проводятся специальные краш-тесты. Для этого гонщики садятся в специальную капсулу, которую опрокидывают с метровой высоты в бассейн. Выполняя первое задание, спортсмены должны оперативно отстегнуть ремни безопасности и всплыть на поверхность. Вторая задача — пробыть под водой две минуты, дыша воздухом из баллона.
Все лодки и спортсмены на чемпионате мира застрахованы.
- Специальная физическая подготовка от спортсменов требуется?
- Безусловно. За время гонки пилот теряет около четырех килограммов веса. Каждый тренируется по собственной программе. Например, в классе SuperSport мы стояли, поэтому большая часть нагрузки приходилась на ноги. В классе Evolution нагрузка больше будет на спину.
- У вас есть спортивные приметы?
- В день старта не бреюсь и никогда не отвечаю на вопрос, какое место планируем занять. А еще в этот ответственный день мы никого не пускаем на борт нашей лодки.
850Читайте нас в Facebook