Семья крымчан, взявшая на воспитание парня, за свою доброту едва не поплатилась жизнью
Три года понадобилось им для того, чтобы доказать: именно Андрей, которого они приняли в свою семью как сына, покушался на их жизнь. Но в конце концов молодой человек понес заслуженное наказание. О подробностях этого резонансного дела корреспонденту «ФАКТОВ» рассказала судья Апелляционного суда Крыма Людмила Капустина.
«Инвалид по зрению Иван решил совершить благородный поступок »
— В семью Аникеевых 25-летний Андрей попал случайно, — говорит Людмила Павловна. — Приехав к своему другу в Павлоград (Днепропетровская область), Иван узнал, что умерла его знакомая и у нее остался сын. Аникеев поговорил с отчимом парнишки, и тот рассказал, что не находит с пасынком общего языка, часто с ним конфликтует, словом, у них сложились плохие отношения. А затем прямо спросил Ивана: не сможет ли он взять юношу с собой и трудоустроить его в Крыму. Хорошо зная умершую мать Андрея, Иван, инвалид по зрению, решил совершить благородный поступок — забрать ее сына к себе (тем более что своих детей у Аникеевых не было). Думал направить молодого человека на путь истинный, научить какому-то ремеслу. Так объяснял мужчина свое решение супруге. Какое-то время они втроем жили в квартире в Евпатории и на дачном участке строили домик. Андрей им помогал. Особого достатка в семье не было. В конце концов Иван и Татьяна (кстати, тоже жительница Павлограда) решили продать квартиру в городе и полученные средства вложить в строительство дома. Открыли небольшой магазинчик, в котором, как и планировалось, торговал Андрей. Пенсию, которую он получал по случаю потери кормильца — матери, парень оставлял себе. На карманные расходы Аникеевы ему тоже давали деньги. Но торговля у них не пошла. Поэтому дом пришлось достраивать только на средства, вырученные от продажи городской квартиры. Возвели первый этаж, потом второй
О продаже квартиры Андрею ничего не сказали, вырученные деньги тщательно спрятали. Дело в том, что Татьяна начала замечать: в доме периодически исчезают какие-то мелкие вещи. И, что самое неприятное, Андрей всячески пытался поссорить ее с мужем. Женщина не раз хотела поделиться с супругом своими сомнениями насчет поведения Андрея. Но Иван каждый раз успокаивал Татьяну и говорил: «Пойми, я должен парню помочь. Все сделаю для него. Он ведь сирота, нужно к нему, как к божьей милости, относиться »
Увы, вскоре и глава семьи тоже стал опасаться Андрея. Супруги жили на первом этаже дома, а приемному сыну выделили второй. Там же с ним временно обитал и наемный работник, помогавший по строительству.
«Андрей пропьянствовал все дни, пока был в Павлограде, а на могилу матери так и не сходил»
— На поминальные дни Аникеевы решили поехать в Павлоград, на могилы родственников, — рассказывает Людмила Капустина. — И Андрея с собой взяли, так как просто побоялись оставлять его одного в доме. Татьяна заметила, что парень начал активно покупать газеты с объявлениями. А они свою городскую квартиру продали, дав объявление в одной из местных газет. Это насторожило женщину. Более того, как-то в ссоре Андрей стал высказывать им претензии: мол, квартиру продали, а от меня это скрыли. Хотя, по большому счету, юноша никакого отношения к их евпаторийской собственности не имел. Но после этой размолвки у супругов появились опасения, что Андрей претендует на какое-то их имущество.
В Павлограде Аникеевы остановились у своих родственников. Как рассказывал в судебном заседании Иван, он настаивал, чтобы Андрей побывал на могиле матери, привел ее в порядок. Тот отвечал, что у него нет денег.
— Аникеев дал юноше деньги, — говорит Людмила Капустина. — Тогда Андрей заявил, что нужна лопата. Иван вручил ему инструмент. Но парень пропьянствовал все дни, пока был в Павлограде, а на могилу матери так и не сходил.
В Евпаторию Аникеевы вместе с Андреем возвращались как раз в день рождения Ивана.
— Парень всю дорогу уговаривал главу семьи по приезде отметить его день рождения, — рассказывает Людмила Павловна. — Но Иван категорически отказывался, ссылаясь на усталость. Он вообще всячески пресекал попытки Андрея к совместному распитию спиртных напитков, словно ожидал подвоха со стороны юноши. Тогда Андрей стал жаловаться супругам, что сильно замерз и надо дома включить газовый конвектор, чтобы согреться. Это был конец апреля, в Крыму уже сильно потеплело, поэтому супруги очень удивились: мол, почему парню холодно?
Газовый конвектор итальянского производства, с помощью которого обогревался весь дом, Иван Аникеев приобрел у соседей и установил его на первом этаже в комнате, где они с Татьяной жили.
— Приехав домой, Андрей продолжал настаивать на своем: мол, сильно замерз, руки-ноги холодные, давайте включим конвектор. А затем сам его включил, — говорит Капустина. — При этом незаметно для Аникеевых вставил сзади металлическую заслонку, чтобы угарный газ шел в помещение, а не наружу. Супруги уснули, Андрей поднялся к себе на второй этаж. Как потом рассказывал следствию наемный работник, с которым Андрей обитал в одной комнате, юноша вел себя очень неспокойно, долго не спал, словно чего-то ждал. «Я уснул, а проснулся, когда услышал внизу стоны и шум», — вспоминает мужчина.
— Среди ночи Иван Аникеев очнулся. Он почувствовал, что угорает, и попытался выключить конвектор, — продолжает Людмила Павловна. — Но, потеряв сознание, упал прямо на него и получил сильнейшие ожоги. Потом проснулась Татьяна. Она сумела каким-то образом выключить прибор и с большим трудом открыла входную дверь в их комнату. Как рассказывала женщина, она долго не могла повернуть ключ, потому что кто-то вставил в замочную скважину спички. Открыв дверь, Татьяна на-чала звать на помощь Андрея и работника. Прибежав, юноша не стал оказывать помощь потерпевшим супругам, не вызывал «скорую» и милицию, хотя Татьяна его просила об этом. Первым делом он заскочил в комнату, вытащил металлическую пластинку, которую вставил в конвектор, побежал за дом и выбросил ее. Угоревшая женщина смогла как-то сама вызвать врачей.
Ивана в тяжелом состоянии забрали в больницу. Приехавшей милиции Андрей все преподнес как несчастный случай, который возник по вине самих Аникеевых. От вещественного доказательства — заслонки — он избавился, да ее никто и не искал.
— Еще находясь в больнице, Иван заподозрил, что несчастный случай, в результате которого он чуть не погиб, все-таки подстроил Андрей, - говорит судья Капустина. — Хотя парень всячески пытался угодить пострадавшему, ночевал с ним в больнице, ухаживал за ним. Татьяна старалась не допускать их общения — интуиция ей подсказывала, что этих двоих нельзя оставлять наедине. В конце концов она запретила Андрею находиться рядом с Иваном, хотя продолжала, как говорится, кормить-поить юношу. Но когда Ивана пришлось везти в Донецкий ожоговый центр, Татьяна настояла на том, чтобы выставить Андрея из дома. Женщина доказала мужу, что по вине приемного сына они чуть не погибли. Супруги стали анализировать поведение парня, вспомнили его пристальный интерес к продаже квартиры. Почему, когда случилась беда, Андрей не стал вызывать скорую помощь? И таких моментов, подтверждающих, по крайней мере, странное поведение молодого человека, было много.
Проанализировав все нюансы поведения юноши, Аникеевы обратились в милицию с заявлением о том, что Андрей покушался на их жизнь.
— Правоохранители долго отказывались возбуждать уголовное дело, — продолжает Людмила Капустина. — Может, просто не было желания доказывать, что было совершено преступление. И лишь благодаря настойчивости потерпевших уголовное дело все-таки было возбуждено. А недавно Апелляционный суд Крыма принял решение признать Андрея виновным по статье «Покушение на убийство двух лиц» и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на десять лет с конфискацией имущества. Верховный суд Украины оставил приговор в силе. К слову, как выяснилось в ходе расследования, еще до переезда в Евпаторию, в Павлограде, Андрей был судим за кражу, поэтому и в Крым сразу согласился уехать. Правда, этот факт от супругов Аникеевых парень скрыл.
- После вынесения приговора они расстались как совершенно чужие люди? — интересуюсь у Людмилы Капустиной.
— Меня это дело потрясло, — признается Людмила Павловна. — Потому что к Андрею супруги Аникеевы отнеслись по-человечески, действительно как к сыну. Душу в него вкладывали, а не только материальные средства. В суде Иван все время сокрушался: «Я же хотел ему помочь! Мало ли кто оступился в жизни». Андрей же не признавал себя виновным и во время заседаний насмехался над всеми.
Когда на воспроизведении событий его спросили, для каких целей он поставил в конвектор заслонку, парень спокойно ответил: «Чтобы отомстить Ивану за его плохое поведение, за то, что не помог мне материально на «родительский день». Ведь знал, что я круглый сирота».
— Я считаю, что ангел-хранитель супругов Аникеевых был в ту ночь рядом с ними. Поэтому, даже надышавшись угарного газа, они смогли проснуться и спастись, — сказала в заключение Людмила Капустина.
P. S. Имена героев публикации изменены.
1392Читайте нас в Facebook