«Среди коллекционеров икон преобладают женщины. Живопись же чаще собирают мужчины»
«Любуясь картиной Айвазовского «Лунная ночь на Днепре», люди заглядывали за холст, думая, что там спрятана лампочка»
— Рынок искусства окончательно оправился после кризиса, — говорит Екатерина Макдугалл. — Об этом свидетельствуют результаты декабрьских торгов. Один из рекордов — продажа картины Николая Фешина «Маленький ковбой». При заявленной цене 780 тысяч долларов работа была продана за 10,8 миллиона долларов. Почти в десять раз дороже, чем ожидалось!
Картина Николая Фешина «Маленький ковбой» при заявленной цене 780 тысяч долларов была продана за 10, 8 миллиона долларов!
За полотно русского живописца начала прошлого века, много лет прожившего в США, на торгах развернулась настоящая борьба, закончившаяся аплодисментами в зале.
Самыми дорогими художниками прошлого сезона также стали Иван Шишкин и Илья Репин. Картина Шишкина «Вид на острове Валааме», написанная в 1850 году, продалась за три миллиона долларов. Это знаковая работа в творчестве пейзажиста. За нее он был удостоен золотой медали и звания академика.
Остров Валаам Шишкин изобразил тогда на нескольких полотнах и выставил в 1860-м на обозрение широкой публики. Одна из картин находится в Русском музее в Санкт-Петербурге, еще один этюд хранится в собрании Киевского музея русского искусства.
Проданный на нашем аукционе «Вид на острове Валааме» — самая большая из всех работ того цикла — из частного собрания американского коллекционера. Он ее купил прямо на выставке в том же 1860 году. Картина была хорошо известна искусствоведам, но след ее затерялся. Поэтому появление полотна на рынке стало настоящей сенсацией.
— За сколько купили полотно Ильи Репина «Возвращение в отчий дом», созданное в 1876-1877 годах?
На картине Ильи Репина «Возвращение в отчий дом» изображен приезд художника с молодой женой в родной Чугуев (Харьковской губернии) из Парижа после тринадцати лет отсутствия
— За 1,3 миллиона долларов. Это известный сюжет: приезд Ильи Репина с молодой женой в родной Чугуев (Харьковской губернии) из Парижа после тринадцати лет отсутствия. В 1930-е годы эта работа экспонировалась на выставках. А потом внезапно пропала из виду.
Как всегда, большой интерес вызвало творчество Ивана Айвазовского. Картина «Лунная ночь на Днепре» небольшого размера, но написана так мастерски, что современники мариниста заглядывали за холст, думая, что там спрятана лампочка.
— Кто из художников стал открытием года?
— Придворный живописец российского императорского двора конца ХIХ века Николай Зичи, любимый художник Александра II. Небольшой рисунок «Нубиец с кальяном» продался в четыре раза выше заявленной цены — за 252 тысячи долларов! Абсолютный мировой рекорд для этого мастера. Работу купил наш клиент из Арабских Эмиратов.
— А что приобрели ценители искусства из Украины?
— Украинским покупателям досталось несколько крупных работ. Но каких именно, сказать не могу — информация конфиденциальная.
— Каковы ваши прогнозы по продажам на нынешний год? Что будет дорожать?
— 2010 год для нас оказался очень успешным. В сегменте продаж русского и украинского искусства мы обогнали аукционные Дома «Сотбис» и «Кристис» и стали абсолютными лидерами! Думаю, по-прежнему самыми дорогими останутся знаковые произведения выдающихся художников с хорошим провенансом (история происхождения работы). Предполагаю, что новые рекорды будут связаны с произведениями эпохи соцреализма.
— Изменились ли покупательские предпочтения после кризиса?
— Как и прежде, молодые люди предпочитают современное искусство, коллекционеры со стажем — классику. Покупают картины, как правило, под интерьер. Под классический стиль приобретают полотна девятнадцатого века, под ар-деко — созданные в начале ХХ столетия.
— А случается, что картина диктует стиль интерьера?
— Очень редко. Обычно люди сначала строят дом, потом начинают его обустраивать.
«Богатство свалилось на семью неожиданно, как манна небесная»
— «ФАКТЫ» недавно писали, что в конце прошлого года на аукционе «Кристис» за 85 миллионов долларов продали китайскую вазу ХIII века, найденную в разрушенном доме в Лондоне. Неужели такие находки еще возможны?
— Почему нет? Недавно к нам обратились клиенты из Бельгии с просьбой оценить графические рисунки, которые коллекционировал их покойный дедушка. Среди них обнаружились работы Петрова-Водкина. (Картина Кузьмы Петрова-Водкина была продана на аукционе «Кристис» в 2010-м за 2,6 миллиона долларов. — Авт. ). Люди были среднего достатка и никак не ожидали, что небольшие рисунки могут стоить таких колоссальных денег. Цена некоторых рисунков достигала 50-70 тысяч долларов! Богатство свалилось на семью, как манна небесная.
— Действительно, просто чудо Ведь не исключено, что дедушка покупал эти рисунки за копейки?
— Думаю, так и было. Мир многообразен и разное случается. В последнее время нередко также бывает, что клиенты жертвуют картины на религиозную тематику и иконы церквам. Один пожилой клиент из США недавно подарил местной православной церкви картину, оттуда обратились к нам за оценкой. В результате полотно было продано за 128 тысяч долларов, и теперь на эти деньги в храме делают ремонт.
Еще у одной нашей покупательницы при трагических обстоятельствах погиб сын. Женщина уже несколько раз жертвовала церкви купленные у нас иконы.
К слову, состоявшийся у нас в июне 2010-го аукцион икон стал самым крупным в мире за прошлый год. В числе клиентов были не только жители постсоветского пространства, но и англичане, американцы, итальянцы, французы Иностранцы составляют около семидесяти процентов наших покупателей произведений иконописи.
— Как это объяснить?
— Икона — уникальное явление. Интерес к ней в мире растет. Среди лотов были иконы, некогда принадлежавшие царской и княжеским семьям. Большой популярностью пользуются у клиентов изображения небесных покровителей. Особенно хорошо раскупались иконы перед Рождеством.
— Часто ли ваши покупатели рассказывают о каких-то чудесах, связанных с покупками икон?
— Для чуда нужно время (улыбается). Кто-то действительно уповает в своей жизни на помощь святых. Кто-то просто покупает красивые произведения искусства в дорогих окладах. Такие, чтобы, как говорится, радовали глаз. Кого-то интересуют редкие, коллекционные экземпляры. У каждого свои мотивы. Но одна история меня действительно поразила. Люди купили икону и вдруг почувствовали себя настолько грешными, что даже спрятали ее в шкаф. Мол, когда с утра до вечера на тебя смотрит святой лик, становится как-то не по себе. Икона заставила их жить по-другому.
— Случалось, что в торгах принимали участие представители духовенства?
— И не раз. Наши клиенты — лондонские православные священники. Вот еще одно интересное наблюдение: среди коллекционеров икон преобладают женщины, живопись же чаще собирают мужчины.
— На какие суммы богатые люди покупали у вас подарки накануне новогодних праздников?
— От десяти тысяч до двух миллионов долларов. Накануне Нового года и Рождества от клиентов не было отбоя. Просили срочно что-то подобрать для подарка (улыбается). А сейчас начался «послепраздничный» синдром. Одному из клиентов, к примеру, подарили работу Николая Рериха. Картина ему так понравилась, что мужчина попросил нас помочь ему в создании целой коллекции произведений этого художника.
— Вы тоже что-то приобрели для себя на лондонских аукционах в подарок?
— Да. Очень красивое английское зеркало семнадцатого века в резной раме.
2651Читайте нас в Facebook