Пострадавших от взрыва многоэтажки в Мукачево выселили из гостиниц, не предоставив им взамен никакого жилья
Со времени взрыва в Мукачевской многоэтажке прошло почти четыре месяца, однако разрушенное жилье все еще не восстановлено. И когда это произойдет, неизвестно. Несмотря на это, людей, временно оставшихся без крыши над головой, местные власти в конце января выселили из гостиниц. Хорошо, если родственники или знакомые могут предоставить временный кров. А как быть тем, кому некуда податься?
Обвалившаяся плита перекрытия остановилась в нескольких сантиметрах от головы спящего мужчины
О ЧП в Мукачево «ФАКТЫ» подробно рассказывали осенью прошлого года. 13 октября в 23. 20 в квартире № 33 на последнем этаже пятиэтажки на Первомайской набережной прогремел мощный взрыв. Ударная волна полностью разрушила четыре квартиры и повредила еще несколько. По счастливому стечению обстоятельств в трех квартирах из четырех разрушенных никого не было, поэтому жертв удалось избежать. А то, что в результате взрыва остались живы 70-летняя Елизавета Станович и ее сын, можно считать настоящим чудом. Обвалившиеся от ударной волны плиты перекрытия упали наискосок. Один конец придавил ноги спавшему в кровати Василию Становичу, а второй, соскользнув по стене, остановился в нескольких сантиметрах от его головы, оперевшись о спинку кровати. Пожилую женщину, которая спала в другой комнате, от неминуемой гибели спасла батарея отопления, застопорившая падающую бетонную плиту.
Незадолго до этого Становичи сделали в квартире евроремонт: поставили новые двери, металлопластиковые окна, поменяли пол, установили автономное отопление. В результате взрыва было уничтожено все — бытовая техника, мебель, посуда, одежда Из полностью разрушенной квартиры удалось вынести лишь документы, деньги и некоторые теплые вещи.
Оставшихся без жилья 38 человек расселили в гостиницы, мэрия организовала для них трехразовое бесплатное питание.
— За все это время нас три раза переселяли из номера в номер, — рассказывает Елизавета Станович (фото). — Питание организовали в школе недалеко от нашего дома. Мой сын с раннего утра до ночи работает на заводе, поэтому ходить туда не мог. Я ела в столовой лишь раз в день (гостиницы расположены от школы достаточно далеко). Хорошо, что повара давали сухой паек навынос. Ежедневно приходила и к дому, общалась с мастерами. Сразу после взрыва мэр Золтан Лендел пообещал, что все будет закончено на протяжении месяца. Но прошел месяц, второй, третий Мастера восстановили стены и крышу, поштукатурили квартиру изнутри, поставили окна и автономное отопление, а дальше работа застопорилась. Говорят, нет материалов. Кое-что пришлось купить самим, например, розетки и выключатели. Жить в таких условиях пока нельзя, тем не менее 24 января работники гостиницы, в которой мы жили, показали нам письмо с подписью заместителя мэра, где было сказано, что с этого дня мэрия прекращает финансировать проживание пострадавших от взрыва людей.
Нас с сыном об этом никто не предупредил. Знаю, что так же выселили и моих соседей по дому, проживавших в других гостиницах. Правда, наш хозяин, зная ситуацию, разрешил нам с сыном остаться еще на пять дней. Но 29 января мы вынуждены были вернуться в квартиру. Накануне прораб и представители мэрии проводили здесь осмотр. Я спрашивала их: «Скажите, как здесь жить? Неужели нельзя оставить нас в отеле до завершения хотя бы основных работ?» Никто ничего не ответил. Они просто ушли
Обстановка в квартире действительно удручающая — серые голые стены, по которым от потолка до самого пола стекает влага, на полу сырые, местами мокрые доски, дверей нет, ванна шатается, с потолков свисают оголенные электропровода На кухне, правда, установлен котел, однако работает он с перебоями, а в момент моего приезда вообще не включался. На улице в это время было минус десять, поэтому в квартире изо рта шел пар. Ни газовой плиты, ни холодильника (впрочем, он в таких условиях особо и не нужен). Даже стола в квартире нет.
— Сын купил надувной матрац, а с остальным выручили соседи снизу, — продолжает Елизавета Николаевна. — Одолжили раскладушку, несколько одеял, табуретку. В квартире холодно, поэтому спали мы одетыми. Но все равно зуб на зуб не попадал. А с потолка на кровати все время капает вода. В комнатах нет ни одного угла, где можно спрятаться от этой влаги, капает отовсюду. Я постоянно вытираю стены, но влага появляется вновь. Говорила об этом мастерам, а они: «Это конденсат». Но почему тогда в соседней квартире за стенкой (соседи оставили мне ключ) потолки полностью сухие? Готовить здесь не на чем, едим всухомятку то, что купим в магазине, — хлеб, масло, сыр А если вечером нужно в туалет, зажигаем свечу.
«Я даже не заикаюсь о том, чтобы мне компенсировали уничтоженное имущество. Знаю, что никто ничего не вернет »
В других восстанавливаемых квартирах ситуация та же. Только в соседнем подъезде в одной из квартир мастера уже начали красить стены и клеить обои. Оказалось, что их за свой счет нанял хозяин. Жители разрушенных квартир после выселения из отелей переселились кто куда — к знакомым в городе, к родственникам в селе.
— А у нас нет родственников, нам некуда податься, — говорит Елизавета Николаевна. — Ходила сегодня в мэрию, чтобы объяснить это. Мэра нет, заместитель на совещании. Отправили меня из приемной в один отдел, там говорят: «Это не к нам, мы отвечаем за ЖКХ. Идите в другой отдел». Пошла в другой, а начальник: «Что вам от нас нужно? Стены мокрые? Это конденсат. Или вы хотите, чтобы мы сами дули на стены, пока они не высохнут?!» Довели меня до слез, так и вернулась ни с чем Мы в этом доме жили с 1967 года, когда его только построили. Я никогда ничего не просила у мэрии, исправно оплачивала коммунальные услуги. Даже не заикаюсь о том, чтобы мне компенсировали уничтоженное имущество — мебель, бытовую технику, посуду Знаю, что никто ничего не вернет. Но сделайте хотя бы минимальные условия для проживания
Мэр Мукачева Золтан Лендел в день моего приезда оказался на больничном, комментарий удалось взять у его первого заместителя Игоря Радыша.
— Я считаю, что наш разговор несколько преждевременен, поскольку мы еще не сдали жилье, работы пока не завершены, — говорит Игорь Петрович. — Задержка в том, что документацию на восстанавливаемые работы необходимо провести через процедуру закупки у единого исполнителя. Таково требование закона. Если бы у нас была свобода действий, проблему давно решили бы, а так Процедура эта очень сложная и требует согласования в Кабмине. Все то, что в поврежденном доме уже сделано, — исключительно благодаря доброй воле нашего строительного управления Ь 1, которое согласилось проводить работы в долг. Мы обещаем управлению, что выполним все процедуры, заключим договор, откроем в Госказначействе финансирование, оплатим работы и приступим к сдаче объекта. Но когда это произойдет, я пока не готов сказать.
- А как же быть с выселенными людьми? Ведь не у всех есть возможность где-нибудь перебыть это время. Одна семья вынуждена была вернуться в недостроенный дом.
— Этот вопрос не совсем ко мне. Я отвечаю не за поселение, а за строительство. Есть специальная комиссия, которая рассматривает заявления жильцов. Скажу лишь, что у нас, к сожалению, нет возможности и дальше финансировать проживание потерпевших в отелях. Разве что за счет зарплат бюджетникам. Мы направили письма с просьбами о помощи в областную госадминистрацию и Кабмин, но от нас фактически отмахнулись. Хотя это, наверное, не тот случай, который стоит игнорировать Про семью, которая вернулась в недостроенный дом, я, честно говоря, услышал лишь от вас. Сейчас выясню у подчиненных и постараюсь решить проблему
Через час Игорь Радыш позвонил на мобильный телефон и сообщил, что котел в квартире Становичей отремонтировали. Кроме того, к ним направлен электрик, который проведет освещение (Елизавета Станович подтвердила, что все так и было сделано). Первый заместитель мэра также пообещал решить и проблему с жильем, предложив семье общежитие или найти спонсора для оплаты отеля. Однако на момент сдачи номера ничего этого сделано не было. Пожилая женщина с сыном по-прежнему вынуждены жить в голой квартире с влажными стенами без элементарных условий для проживания
P. S. Интересно, что причина взрыва, произошедшего в пустой квартире на пятом этаже и разрушившего часть дома, до сих пор так и не известна. По факту взрыва возбуждено уголовное дело, расследованием которого занимается Мукачевский горотдел милиции. В Центре общественных связей Главного управления МВД в Закарпатской области «ФАКТАМ» сообщили, что разглашать данные следствия до его окончания не могут. Вместе с тем, как сказали в областном управлении Госгорпромнадзора, согласно заключениям проведенных экспертиз подтверждений о том, что причиной взрыва стал бытовой газ, не обнаружено
664Читайте нас в Facebook