«Бюджетные места смогут получать не только государственные, но и частные вузы»
Вот уже почти месяц активно обсуждаются новые реформы в сфере образования. В январе «ФАКТЫ» подробно рассказывали об одном из законопроектов, предусматривающем сокращение количества вузов в зависимости от того, сколько студентов в них учится (если меньше 10 тысяч, то это уже не университет, а академия), ежегодное повышение платы за обучение даже тем, кто, поступая на первый курс, заключал контракт, и многие другие новшества. Реформы повлекли за собой много недовольств со стороны учащихся, дошло даже до студенческих митингов. Буквально вчера киевские студенты в очередной раз устроили забастовку возле станции метро «Арсенальная». Впрочем, одновременно с этим законопроектом в Верховной Раде рассматривается еще один — альтернативный, автором которого является представитель Президента в Верховной Раде Юрий Мирошниченко.
«Каждый вуз получит возможность устанавливать свои правила поступления»
- Юрий Романович, одним из основных новшеств вашего законопроекта является автономия вузов. Что имеется в виду?
— Государство должно дать вузам больше самостоятельности. Так называемая автономия предполагает, что Министерство образования передаст вузам право выдавать дипломы, устанавливать правила приема абитуриентов и принимать решение о том, нужно ли внедрять в учебный процесс европейскую или другую кредитно-трансферную систему. Эти вопросы должен будет решать ученый совет университета, а не министерство.
- Радикально. Но давайте обо всем по порядку. Выходит, студентам перестанут выдавать дипломы государственного образца?
— Да, выпускники будут получать дипломы не от Министерства образования, а конкретно от того вуза, который они закончили. Лучшие университеты Европы и США уже давно выдают собственные дипломы. Такая система позволяет каждому вузу нести персональную ответственность за качество образования, а не перекладывать ответственность на государство. Кроме того, это позволит экономить государственные средства.
- А что с правилами поступления? Неужели теперь каждый вуз сможет устанавливать свои собственные?
— Если за качество подготовки специалистов отвечают высшие учебные заведения, то почему бы не дать им право устанавливать и правила поступления? Ведь у каждого вуза своя специфика, которую необходимо учитывать. В соответствии с законопроектом правила поступления будет принимать ученый совет вуза, после чего их должны будут утвердить ректор и основатели учебного заведения. А поскольку основателем большинства университетов является Министерство образования или же какое-то другое правительственное ведомство, то государство так или иначе будет контролировать этот процесс.
- То есть вуз все равно не сможет, например, заменить результаты внешнего оценивания вступительными экзаменами?
— Естественно, нет. Установленные ученым советом правила поступления будут проходить длительную систему согласования в разных инстанциях. Кроме того, такой порядок позволит сделать правила приема более совершенными, ведь при их составлении будет учитываться мнение научно-педагогического коллектива каждого вуза. Что касается внешнего тестирования, то хочу подчеркнуть: законопроект ни в коем случае не предусматривает его ликвидацию.
- Вы сказали, что автономия коснется и кадровой политики вузов.
— По большому счету это не является новшеством — вузы и сейчас фактически самостоятельно подбирают научно-педагогические кадры и формируют профессорский состав. В законопроекте просто более четко прописано, что здесь со стороны государства не должно быть никаких ограничений.
- А по поводу платных услуг? Неужели вузы, в том числе и государственные, получат право самостоятельно устанавливать даже плату за пропущенные занятия?
— Не все так просто. Перечень платных услуг будет устанавливать ученый совет университета, но он обязательно будет согласовывать его с органами студенческого самоуправления. Еще ученый совет сможет самостоятельно решать, нужно ли внедрять в учебный процесс европейскую или другую кредитно-трансферную систему, что немаловажно. У каждого вуза своя специфика, и нельзя во всех университетах вводить единую систему образования.
- Например, Киево-Могилянская академия и Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко отказываются принимать кредитно-модульную систему.
— И это их право. Ученому совету того или иного вуза виднее, по какой программе университет должен учить студентов. Немаловажен и пункт о финансовой автономии. Вуз получит право самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от предоставления платных услуг.
- Говорят, в законопроекте предлагается улучшить финансирование студсоветов.
— Нет, финансирование органов студенческого самоуправления останется на прежнем уровне.
- В законопроекте предлагается создать государственный общественный орган управления.
— Этот орган будет называться Государственной аккредитационной комиссией. В ее состав будут входить 45 человек: 15 представителей государства, 15 представителей вузов и 15 представителей от организации работодателей. Комиссия будет контролировать образовательную деятельность вузов.
- Кстати, о работодателях. Насколько мне известно, раньше их никогда не привлекали к деятельности вузов.
— Совершенно верно, ничего подобного у нас не существовало. Хотя для того, чтобы повысить качество и конкурентоспособность нашего образования, это просто необходимо. Присоединившись к Государственной аккредитационной комиссии, работодатели будут принимать участие в разработке учебных программ и подскажут, как лучше готовить специалистов, чтобы они потом были востребованы на рынке труда.
- Таким образом работодатели будут делать таких специалистов, которые им потом потребуются?
— Да, студенты смогут получать больше практических знаний, будут обеспечены надлежащей практикой и в дальнейшем — трудоустройством.
«Бакалавр будет считаться полным высшим образованием, а в магистратуру пойдут только желающие продолжить научную деятельность»
- Интересный пункт законопроекта — равноправие всех вузов, независимо от формы их собственности. В чем будет проявляться это равноправие?
— В первую очередь в том, что бюджетные места будут даваться не только государственным вузам, но и частным. Распределение мест госзаказа будет проходить на конкурсной основе по показателям Министерства труда Украины. Из этих показателей мы сможем видеть, выпускники каких специальностей в каких университетах наиболее востребованы, и, соответственно, будем давать на эти специальности больше бюджетных мест. Кроме того, частные вузы наравне с государственными смогут получать статус национальных.
- Слышала, вы планируете изменить процедуру лицензирования вузов.
— Да, мы хотим ввести бессрочную лицензию. Напомню, сейчас университеты проходят лицензирование каждые пять лет, что, на мой взгляд, является необоснованным. На то, чтобы каждый раз собирать и оформлять соответствующие документы, уходит огромное количество времени и сил. Так почему этим должны заниматься признанные во всем мире ведущие вузы страны? Например, в России уже давно отошли от подобных правил.
Вместо постоянных проверок мы предлагаем просто усовершенствовать процедуру лицензирования. Так, лицензию следует выдавать не университету, не факультету, а отдельно каждой специальности. На то, чтобы решить, стоит ли выдавать на ту или иную специальность лицензию, у министерства образования будет месяц. Кроме того, в законопроекте четко прописаны условия, при которых специальности следует лишать лицензии и при каких эти лицензии обновлять.
- В альтернативном законопроекте народного депутата Максима Луцкого предлагается классифицировать вузы в зависимости от количества учащихся в них студентов: если больше десяти тысяч — это университет, если меньше — уже академия. Это вызвало массовые недовольства среди студентов Киево-Могилянской академии, в которой учится меньше десяти тысяч студентов, но уровень образования остается одним из лучших в стране.
— Я не уверен, что идея классифицировать вузы по количеству учащихся в них студентов улучшит качество образования, которое они дают. Здесь прежде всего нужно судить по количеству сделанных университетом научных открытий и трудов. Наш законопроект предлагает классифицировать вузы следующим образом: университет, институт и академия (которые будут иметь право готовить бакалавров, магистров и докторов), колледжи (смогут выпускать бакалавров) и училища и техникумы, из которых будут выходить лишь младшие специалисты.
- Сейчас все говорят о необходимости укрупнения вузов. Даже министр образования Дмитрий Табачник заявил, что в стране не может быть свыше 900 университетов — дескать, в большинстве из них, особенно в провинциальных вузах, качество образования оставляет желать лучшего. Как вы считаете, в этом есть необходимость?
— Безусловно. Но для этого не обязательно лишать статуса университета те учебные заведения, где учится меньше десяти тысяч студентов дневной формы обучения. Мне кажется, укрупнение стоит проводить путем естественного отбора. Мы предлагаем ликвидировать лицензированный объем, то есть вообще не ограничивать количество мест в университетах. Хочет поступать 500 человек на одну специальность — пускай поступают все 500. Тут будет решать не государство, а сам университет: если он потянет обучение такого количества студентов (то есть у него хватит помещений и профессорско-преподавательского состава), пожалуйста, пускай принимает всех.
- Значит, вуз сам будет решать, сколько студентов принимать на ту или иную специальность?
— Да. Естественно, чем мощнее университет, тем больше студентов он в состоянии принять. А абитуриенты, понятное дело, пойдут туда, где хороший уровень преподавания. Здесь и сработает принцип естественного отбора. Так, в той же Киево-Могилянской академии не будет отбоя от студентов. В то время как в вузах со слабым уровнем преподавания окажутся большие недоборы, и они вынуждены будут объединяться с университетами с большим наплывом студентов. Укрупнение произойдет само собой.
- Сейчас многие говорят, что нам пора отходить от системы «бакалавр-специалист-магистр». Но в альтернативном законопроекте Максима Луцкого уровень специалиста остается, а бакалавр опять выступает неполным высшим образованием. Как вы считаете, образовательно-квалификационный уровень специалист должен остаться или это пережиток прошлого?
— Пытаясь еще в начале 90-х годов переделать нашу систему образования под европейскую, мы допустили серьезную ошибку — утвердили научную степень бакалавра, оставив специалиста. В результате западноевропейский бакалавр у нас стал на позицию ниже, чем специалист. Это неправильно. Законопроект предусматривает заменить специалиста на бакалавра. Таким образом, бакалавр будет считаться полноценным квалифицированным специалистом, а в магистратуру пойдут только те люди, которые твердо решили продолжать научно-педагогическую деятельность.
1200Читайте нас в Facebook