«От бомбежек резиденцию Каддафи прикрывает «живой щит» из добровольцев»
С началом бомбардировок Ливии силами НАТО значительно обострилась ситуация с гражданами Украины, находящимися в этой стране. К берегам Ливии уже отправлен украинский десантный корабль «Константин Ольшанский» для эвакуации наших соотечественников. Как сообщили в пресс-службе Министерства обороны Украины, самолеты украинских ВВС также готовы принять участие в гуманитарной миссии спасения наших граждан из охваченного огнем региона.
О положении украинских граждан в осажденной Ливии «ФАКТАМ» рассказал авиамеханик Виталий Гриценко, который сейчас находится в Триполи. Он работает специалистом по наземному обслуживанию эксплуатируемых в этой африканской стране украинских самолетов Ан.
- Как обстоят дела в Триполи после начала операции НАТО?
— Обстановка напряженная. Днем все более-менее спокойно, не считая банд мародеров, орудующих во время смуты. Но где-то с трех часов ночи правительственные войска применяют заградительный огонь из пулеметов. По ночам город обстреливается с воздуха, правда, непонятно, ракетными атаками или авиацией. Был разбомблен порт, горят жилые дома. Ударам подвергается резиденция Каддафи, которую охраняет «живой щит» из мирных жителей-добровольцев. Бомбардировки, невзирая на это, продолжаются. Власти в свою очередь проводят массовую раздачу оружия. Многие жители готовы идти до конца.
- Чем вы сейчас занимаетесь?
— Особого желания передвигаться по городу у меня сейчас, понятное дело, не возникает, да и арабский я не очень понимаю. Нас поселили на территории авиабазы Метига Матар, где расположены основные силы ВВС Ливии. Днем мы занимаемся выполнением своих прямых обязанностей — ремонтом самолетов, хотя полеты над Ливией прекращены. Атакам с воздуха авиабаза, которую, кстати, строили сами американцы, пока не подвергалась.
- Что происходит с украинскими гражданами, которые работают в Ливии?
— Озвученная МИД Украины цифра в 500 человек не соответствует действительности. По моим данным, число наших соотечественников здесь в пределах 2500 человек. Просто большинство из нас прибыли в страну как частные лица и не утруждали себя регистрацией в посольстве. Мы поддерживаем отношения по телефону с разными городами, но это непросто. На данный момент отсутствует связь с Бенгази, где находится мой друг. В городе Сирт, на родине Каддафи, работает 17 украинских врачей, чья помощь в условиях войны очень существенна. Связь с ними уже тоже прервана. Позавчера был обстрелян местный аэропорт. И хоть людей и технику вовремя эвакуировали — взлетная полоса теперь непригодна для использования самолетами. А при эвакуации наземным транспортом никто не гарантирует безопасность. Похожая ситуация в городе Себха в центральной Ливии. Связь возможна только через авиацию, полеты которой сейчас запрещены. Так что тамошние украинцы остаются в городе до победного конца, чей бы ни оказалась победа.
- Вы слышали об украинском корабле, отправленном к берегам Ливии?
— По телефону от родственников из Украины. Здесь информации никакой.
- Сами-то домой не собираетесь?
— Пока ливийцам удается обеспечивать нашу безопасность, особых причин для паники я не вижу. Если станет совсем плохо — работодатель нас эвакуирует. А вообще, откровенно говоря, Украине мы как специалисты не нужны. Раньше я работал на Харьковском авиационном заводе, но сегодня мы востребованы здесь в Ливии, а не на родине.
527Читайте нас в Facebook