Стоимость литра бензина А-95 в некоторых регионах уже достигла 9 гривен 80 копеек
Напряжение на топливном рынке нарастает, и цены постепенно поднимаются. Сегодня средняя по Украине стоимость бензина А-95 составила 9 гривен 67 копеек, бензина А-76 — 9 гривен 5 копеек, а дизельного топлива — 9 гривен 13 копеек. В некоторых восточных областях А-95 продают уже по 9 гривен 80 копеек. Подорожание продолжается, несмотря на жесткие меры правительства по снижению цен на горючее.
На днях Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) оштрафовал ряд сетей АЗС на общую сумму 150 миллионов гривен за превышение цен на бензин. В свою очередь, руководство ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» заявило, что это решение АМКУ было принято под административным давлением со стороны Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, поэтому является тенденциозным и несправедливым.
«В то же время это решение является весьма символичной чертой под трехмесячной работой операторов рынка по сдерживанию цен на нефтепродукты в Украине, — говорится в официальном заявлении ассоциации. — В январе АЗС торговали без учета 40-процентного повышения акцизного сбора. В феврале выполнили просьбу о стабилизации цен на А-95 на уровне ниже 9 гривен за литр, тогда как стоимость нефти в мире за этот период выросла более чем на 20 процентов. Отложенный рост цен в январе-феврале начал происходить в марте, однако розница по-прежнему отстает по темпам от оптового рынка на 40-50 копеек на литре. Сегодняшние события являются следствием и по сути продолжением политики безосновательного ручного регулирования и дезинформации правительства и премьер-министра со стороны Минэнергоугля. Вместо объективного анализа ситуации, выявления причин и путей минимизации решения проблемы отраслевое министерство прибегло к силовому давлению и поиску виновных в лице участников рынка».
В ассоциации также сообщили, что распоряжение правительства о снижении оптово-отпускных цен на 300 гривен за тонну нефтеперерабатывающие предприятия не выполнили. Кроме того, НПЗ фактически не продают свою продукцию на рынке, направляя ее собственным сетям. В таких условиях владельцы АЗС не в состоянии больше сдерживать цены.
Однако правительство продолжает пытаться удержать цены любым способом. В частности, министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко дал поручение НАК «Нефтегаз Украины» закупить 100 тысяч тонн светлых нефтепродуктов и 100 тысяч тонн нефти для стабилизации цен на рынке. Однако эксперты считают, что это малоэффективная мера и удержать цены не удастся.
По словам директора консалтингового агентства «А-95» Сергея Куюна, весной ежемесячный объем потребления топлива составляет около 80-90 тысяч тонн. «Найти срочно свободные объемы светлых нефтепродуктов в 100 тысяч тонн трудно, так как все партии топлива уже законтрактованы наперед, — считает эксперт. — Также возникает вопрос доставки, предположим, танкерами через Одессу. Исходя из объявленных объемов в 100 тысяч тонн, получается два танкера по 50 тысяч тонн. Если допустить, что закупки будут совершены в ближайшее время, то с учетом транспортировки и разгрузки, а также переработки части этой нефти на заводах, на рынке это топливо появится через два месяца. Весной оно на АЗС не попадет». Поэтому подорожание горючего будет продолжаться.
Впрочем, есть для автомобилистов и хорошая новость. От импортной пошлины на нефтепродукты, которая привела бы к еще большему росту цен на горючее, решили отказаться. «Сейчас не время вводить пошлины, потому что из-за кризиса в Северной Африке мы и так имеем напряженную ситуацию», — заявил Юрий Бойко. По данным ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины», наиболее активно за введение пошлин выступали российские владельцы Лисичанского и Одесского НПЗ — «ТНК ВР» и «Лукойл», а также украинская группа учредителей «ПриватБанка», владеющая НПЗ в Кременчуге, Дрогобыче и Надворной.
529Читайте нас в Facebook