Социолог Николай Шульга: «Миграционные настроения украинцев обострились, но реально покидает страну не так уж много людей»
Жизнь заметно дорожает: безостановочно растут цены на продукты, товары и услуги. Потому неудивительно, что в обществе обострились эмиграционные настроения. Как заметил в интервью «ФАКТАМ» заместитель директора по научным вопросам Института социологии НАН Украины Николай Шульга, на вопрос, чего больше всего не хватает в жизни, подавляющее большинство соотечественников (64 процента) ответили: «Уверенности в собственном будущем». Видимо, именно это и становится основной причиной, чтобы покинуть страну. К слову, в 2010 году на участие в лотерее «Грин кард» — документ, дающий право на жительство в США, — подали заявки 769 тысяч украинцев. Это самый печальный рекорд за все годы независимости…
«Назвать точное число украинцев, пребывающих сейчас в трудовой миграции за рубежом, невозможно»
- Николай Александрович, в последнее время в СМИ то и дело появляется информация, что в связи с резким ухудшением экономической ситуации в стране из Украины хлынула новая волна эмиграции…
— Прежде всего, надо отметить, что у нас есть внутренняя и внешняя миграции. Больше говорят, конечно же, о внешней, поскольку внутренняя, скажем так, не столь заметна. Да и психологически воспринимается по-другому: ну подумаешь, поехал человек в соседнюю область на заработки — какие тут проблемы?.. А вот миграция за границу расценивается людьми как нечто, выходящее за рамки обыденного.
Но назвать точное число украинцев, пребывающих сейчас в трудовой миграции за рубежом, невозможно. Ведь зачастую наши соотечественники едут как туристы, а потом остаются там нелегально работать. Фиксировать такие случаи довольно сложно, ведь «трудовой нелегал» старается не «светиться». Разве что по прошествии какого-либо срока его работодатель обращается в полицию или другой регистрирующий орган — и тогда мигранта регистрируют в статусе «временно работающего». Но с 2008 года в условиях мирового финансового кризиса ни в Европе, ни в других частях мира трудовых мигрантов никто особо не ждет! Принимают их лишь те, кто видит в этом свою выгоду. Какую? Ну, например, возможность нанять работника за значительно меньшую заработную плату и согласного на тяжелые условия существования — жить в одной комнате втроем-вчетвером, а то и большим составом. За нелегально нанятых людей не нужно платить налоги, отчислять деньги в пенсионный фонд и так далее. Украинцы же вынуждены соглашаться на такие условия…
- Ваш институт регулярно проводит мониторинг общественных настроений в Украине. Скажите, за годы независимости как изменились у нас миграционные процессы?
— В 1994-м на вопрос «Хотели бы вы выехать из своего населенного пункта?» дали утвердительный ответ 16 процентов опрошенных. В прошлом году на тот же вопрос положительно ответили 20 процентов респондентов. Как видите, изменения есть, но довольно незначительные. А вот когда мы спрашиваем: «Если бы вы надумали эмигрировать, то куда именно выезжали бы?» — тогда ответы более интересные. «В другую местность Украины» — в 1994-м выбрали 15, а сейчас — 11 процентов опрошенных. При этом в Россию хотят уехать только девять процентов респондентов, тогда как раньше желающих было гораздо больше. В другие же страны постсоветского пространства уехало бы и вовсе менее процента. Кроме того, до 18 процентов опрошенных уже допускают возможность эмиграции, но еще точно не знают, куда выезжать. Правда, все озвученные показатели касаются в основном молодежи. А среди тех, кому сейчас до тридцати лет, желание покинуть Украину изъявили 13 процентов респондентов.
«Многие желающие выехать за границу просто не представляют, что это такое на самом деле»
- То есть получается, что резкого роста числа желающих покинуть Украину сейчас не наблюдается. Почему же тогда за последний год втрое возросло количество украинцев, которые хотят получить «грин-кард» и выехать в США?
— Да, резкого скачка миграции не произошло, хотя намерения к отъезду демонстрирует все большее количество людей. Однако тут есть нюансы. Нужно четко разграничивать вербальные намерения и реальные. Действительно, все чаще можно услышать: «Да я все брошу и уеду к чертовой матери…» Но зачастую дальше разговоров дело так и не идет. Человек умом понимает, что лучше быть в Канаде или США сантехником, чем в Украине кандидатом наук с нищенской ставкой, но не уверен, что эти страны ждут его «с распростертыми объятиями». Поэтому многие желающие выехать за границу просто не представляют, что это такое на самом деле.
- Ну а те, кто удачно устроился за границей, на ваш взгляд, «потеряны» для Украины навсегда?
— Уехавших можно разделить на несколько групп. Первая — наиболее активные, профессионально подготовленные, с высшим образованием. Такие едут в Европу или США с долгосрочными перспективами и целями. Следует понимать, что если дети таких мигрантов идут «там» в школу, то, стремясь не нарушать их психологический комфорт, родители, как правило, принимают решение остаться в стране на постоянное место жительства. И тогда Украина действительно теряет очень талантливых и активных граждан навсегда.
Вторая группа — украинцы, имеющие рабочие профессии и не владеющие иностранными языками. Такие люди едут в основном в Россию или в страны ближнего зарубежья. Ведь, к примеру, в Хорватии, Польше или Словакии худо-бедно «схватить» язык можно всего за пару недель. По некоторым данным, в Польше работает до 300 тысяч украинцев, в Италии — от 200 до 600 тысяч, в Португалии — до 200 тысяч, в Чехии — от 100 до 200 тысяч, в Греции — от 100 до 150 тысяч наших соотечественников. Правда, в течение года эти цифры колеблются, ведь многие трудятся на сезонных работах. Но больше всего наших трудовых мигрантов в России. Там их около трех миллионов!
Понятно, когда для человека работа за рубежом лишь возможность временного заработка, то рано или поздно этот человек едет домой. В категории «возвращенцев» в основном женщины, ухаживающие за больными, присматривающие за детьми, ведущие домашнее хозяйство в семьях. Как правило, почти все они возвращаются в Украину, где остались их собственные семьи и дети.
785Читайте нас в Facebook