ПОИСК
Житейские истории

«Вместо моющих средств мы используем горчицу, вместо шампуня – куриное яйцо, вместо дезодорантов — травы»

14:32 5 апреля 2011
Семья Зотовых
Тамара МАЛИНОВСКАЯ, «ФАКТЫ» (Винница)
Молодые семьи, оставившие городские квартиры и поселившиеся в заброшенном селе на Виннитчине,возродили его заново!

«Если человек чувствует себя уютно в большом городе, пусть там и живет. Мы же хотим жить поближе к земле и в гармонии с природой», — говорят экопоселенцы, которые несколько лет назад, бросив город, обосновались в заброшенном селе Выгнанка Немировского района Винницкой области.

К тому времени в селе доживали свой век чуть более десятка стариков. Бездорожье, отсутствие магазина и каких-либо других социальных учреждений не испугало молодых смельчаков. Они учатся возделывать землю, чтобы получить экологически чистый урожай, растят детей, наслаждаются природой. И удивляются, что другие горожане, уставшие от городской суеты и шума, не стремятся выбрать жизнь более спокойную и размеренную. Правда, и отказываться от многих привычных завоеваний человечества — мобильной связи, интернета, бытовой техники, электричества — экопоселенцы пока не спешат…

«Дожди хорошенько промыли нас, пока мы в палатке поджидали хозяев дома, который хотели купить»

 — Помню, во время срочной службы в воинской части райцентра Гайсин Винницкой области наш взвод ездил заготавливать картошку в село, — рассказывает 30-летний Александр Зотов. — Мне так понравились живописные места на берегу Южного Буга, что, вернувшись по окончании службы домой, в Донецк, стал всерьез подумывать о переезде на Подолье. Поддержала меня и супруга Женечка. Устав от огромного шумного города, от суеты, мы решили начать новую жизнь — на земле. Прихватив с собой палатку, гитару, спальник, еще кое-какие вещички, несколько недель путешествовали по берегу Южного Буга. Когда мы спрашивали у местных жителей, не продается ли у них жилье, те не скрывали удивления. Дескать, уже привыкли, что вся молодежь давно сбежала в город и к земле не возвращается. В итоге решили остановиться в маленьком заброшенном селе Выгнанка, где нам указали на домик, который хотели продать владельцы. Поставили палатку у этого дома, утопавшего в зарослях крапивы с человеческий рост, и стали дожидаться хозяев. Целую неделю так провели. Как раз пошли апрельские дожди. Хорошенько они нас промыли, словно проверяли серьезность наших намерений…

Вот уже три года Саша и Женя живут в Выгнанке. С улыбкой вспоминают, как ходили к местным бабушкам и дедушкам знакомиться, а те все допытывались, каким ветром ребят занесло в эту глушь. А еще учили правильно сажать картошку, угощали молоком и домашней консервацией. Местным жителям нравилось, что молодые супруги, купив дом, тут же взялись приводить его в порядок, убирать мусор на участке, расчищать старый сад. Чуть позже, когда у них родилась дочь Руслана, установили во дворе качели и оборудовали песочницу. Кстати, роды у жены Александр принимал сам, перед тем проштудировав медицинскую литературу по акушерству и гинекологии. Следуя традициям наших предков, пуповину, связывавшую мать и дитя, Александр закопал в саду.

РЕКЛАМА

 — Поначалу мои родители сильно волновались, мама даже к какой-то гадалке ходила, чтобы та отвадила нас с Женей от этой затеи, — продолжает Александр. — Переживали из-за того, что я хорошую работу в городе бросил — трудился газоэлектросварщиком в шахтоуправлении. Потом наведались как-то к нам и, увидев, как мы с Женей устроились в Выгнанке, очень обрадовались. Особенно понравилось им, что у нас с Женечкой целых 60 соток огорода, дескать, это же столько всего можно посадить! Они хоть и городские жители, но с сельским хозяйством знакомы — имеют небольшую дачу с садом и огородом. Но мы с Женечкой считаем, что работа на земле должна приносить радость, поэтому выращивать овощей надо столько, чтобы обеспечить нужды своей семьи…

Александр — творческий человек. Он пишет замечательные песни и поет их под гитару. Частенько выступает на встречах бардов не только в Украине, но и в России, Белоруссии, Прибалтике, Казахстане. Теперь в его репертуаре появились трогательные шедевры о жизни на земле. В одной из песен родилось новое поэтическое название для старого села — Купелия. Саша говорит, что здешняя природа вдохновляет на творчество.

РЕКЛАМА

Вслед за «первопроходцами» в Выгнанку-Купелию приехало еще несколько молодых семей. С супругами Натальей и Иваном Олейник из Скадовска Херсонской области, а также семьей Галины и Сергея Ермоленко, переехавшей из городка Красный Луч Луганской области, Зотовы на время разделили свой кров, пока те купили в Выгнанке жилье.

Увидев, как активно бывшие горожане стали осваивать здешние места, местные жители, а вернее, их потомки, получившие хаты в наследство и появляющиеся здесь только летом, взвинтили цены на жилье…

РЕКЛАМА

«Самое главное, что наши детишки растут здоровенькими, едят здоровую пищу и дышат чистым воздухом!»

 — Мы с женой рискнули ехать в Выгнанку с тремя маленькими детьми, а здесь и четвертый родился, — рассказывает Сергей Ермоленко. — Подсчитали, что за переезд в Выгнанку из Луганской области (а это более тысячи километров) придется заплатить столько, сколько стоит грузовой автомобиль. Поэтому и купили старый «газон». В доме, который приобрели, до нас похозяйничали воры — разбили окна, печь разобрали, а железные уголки от нее унесли. В общем, пришлось хорошенько поработать, ремонтируя дом. Подключили электричество, поставили окна и двери, провели в дом воду и канализацию. От этих благ цивилизации отказываться не собираемся, ведь у нас маленькие дети. Не понимаю, почему люди бегут от земли. Мы почувствовали здесь уют и душевное спокойствие, даже определенную независимость.

 — Самое главное, что наши детишки — Влад, Милана, Настя и Ярослав растут здоровенькими, едят здоровую пищу и дышат чистым воздухом! — улыбается Галина, жена Сергея. — В любое время года для них здесь такое приволье! Понравилось в Выгнанке и моим родителям — они уже купили тут хату. Мы с мужем уверены, что только здесь, на земле, сможем приучить детей трудиться. Домашние обязанности между ними четко распределены. Так, семилетний Влад помогает пасти коз и доить их. Вместе с отцом приносит хворост из лесу и растапливает печь. Девочки убирают в доме, моют посуду. Кроме того, у каждого из детей свои грядки. Они и сеют, и пропалывают, и урожай собирают. Вот как-то посеяла огурцы, а они не взошли. А дети посеяли — так до самых морозов свои огурчики ели!

Старшенькие Влад и Милана в этом учебном году пошли в первый класс в соседнем селе Вышковцы, в пяти километрах от Выгнанки. Вообще-то в школу отец отвозит их раз или два раза в неделю, и, получив домашние задания, дети занимаются дома. Галина проверяет уроки. Ее радует, что детям интересно познавать все новое, и они никогда не жалуются, что устали от учебы. Старшенький Влад быстрее справляется со школьными заданиями и помогает сестренке. Интересно, что они оказались единственными первоклассниками в школе, и у местных жителей появилась надежда, что благодаря детишкам экопоселенцев школу не закроют…

Пока Галина занимается с детьми, Сергей старается заработать. Подрабатывает грузоперевозками или уезжает на стройки в столицу.

 — А вот мы с мужем и маленькой дочуркой живем в доме, ранее принадлежавшем счастливым супругам, эти бабушка и дедушка даже умерли в один день! — улыбается Татьяна, попавшая в Выгнанку из России. — Они — дальние родственники моего мужа Алексея, который раньше жил в Вышковцах. Хороший знак — этот дом не продавался, пока мы не захотели в нем жить! А познакомились мы с Алексеем на фестивале бардовской песни в Одессе. Поженились и решили жить в Купелии. По профессии я агроном, по окончании вуза занималась озеленением родного Курска. А теперь вот управляюсь на огороде и охотно делюсь опытом и знаниями со всеми, кто в этом нуждается. Мы уже приобрели двух козочек, несколько ульев. Хотим купить лошадь.

 — В городе необходимо много зарабатывать, чтобы оплатить все нужды, — отмечает Наталья Олейник, приехавшая сюда из Скадовска Херсонской области. — Мы с мужем раньше были частными предпринимателями — торговали на рынке аксессуарами к мобильным телефонам. Затем открыли швейную мастерскую. Но все это не приносило особой радости. Теперь же, как только переехали в Выгнанку, почувствовали — ушли суета и напряжение, связанные с постоянной необходимостью зарабатывать больше. Мы ощутили потребность возрождать народные ремесла, тем более что значительных капиталовложений это не требует. Вот нашла в саду сухую ветку яблони, и теперь это оригинальная вешалка для чашек. Мечтаем научиться делать посуду из глины — экологически чистую и безопасную для здоровья. Тем более что глины в этих краях хватает.

«До приезда экопоселенцев в Выгнанку там проживало всего несколько сельчан, самому младшему из которых было 70 лет» 

Угощая чаем из душистых трав и вкусными блинами с медом, экопоселенцы неторопливо рассказывают о том, что пытаются жить просто, беречь здоровье и окружающую их природу. Простота царит и в быту, и в отношениях. Причем никаких особых правил, никакой обязаловки никто в Купелии не устанавливал. Главное, чтобы каждому было уютно в его новой жизни на земле.

Живут в ритме природы — рано ложатся и рано просыпаются. Рады, что уже и позабыли о вредных продуктах из супермаркетов. Многие стали вегетарианцами и нахваливают урожаи помидоров, огурцов, капусты, моркови, свеклы. Все — приверженцы органического земледелия. Объясняют — пока экспериментируют на земельных наделах. Половину грядок вскапывают, а другую половину «консервируют» до следующего сезона, засыпая мульчей — навозом, сеном, листьями. Мульча защищает землю, создавая благоприятные условия для природных «земледельцев» — живущих в грунте жучков и червячков. На следующий год «отдохнувшие» грядки перекапывать не надо — их лишь немного разрыхляют. Стремятся обрабатывать землю без вспашки, чтобы не иссякало ее плодородие, потому что считают, что не наследуют эту землю у предков, а преображают ее для своих детей. Многие уже посадили на своих наделах березовые рощи, хвойные аллеи.

Впрочем, поселенцы во всем пытаются следовать правилу — никакой «химии»! В одежде предпочитают изделия из натуральных тканей. Женщины обшивают свои семьи. Ситец, лен, сатин из моды здесь не выходят. Вместо моющих средств используют сухую горчицу, вместо шампуня — свежее куриное яйцо, вместо дезодорантов — травы. Высушенными хмелем, материнкой и другими успокаивающими травами набивают подушки и матрацы, даже выстилают коляски младенцев.

Каждый здесь строитель. Стройматериалы тоже природные — камень, дерево, песок, глина, камыш, солома. Сергей, к примеру, закончив ремонт дома, взялся за строительство бани во дворе. Наталья с Иваном штукатурят глиной новенькую мастерскую из соломенных тюков. А вот Александр собирает стройматериалы для возведения задуманного им многоярусного дома с мансардой. Теплом его новый дом будет наполняться, подпитываясь энергией солнца и земли. Так Александр стремиться стать энергонезависимым. Удивительно, но, совсем недавно встретившись в Выгнанке и подружившись, экопоселенцы охотно помогают друг другу в строительных работах. А еще, наводя порядок в собственных подворьях, не забывают и о благоустройстве села: подсыпают дорогу, расчищают родники…

 — До приезда экопоселенцев в Выгнанку там проживало всего несколько сельчан, самому младшему из которых было 70 лет, — рассказал председатель Вышковецкого сельсовета Виктор Васильчук. — К счастью, теперь у нас снова звучит детский смех. У поселившихся в Выгнанке людей есть чему поучиться. Большинство из них имеет высшее образование — учителя, экономисты, агрономы. К тому же они почитают народные традиции и обряды. Например, во время новогодних праздников колядовали в домах старожилов, да еще и дарили им маленькие подарочки. А на Купала организовывают на берегу Южного Буга яркий праздник. Некоторые мои коллеги интересуются, каким пряником заманил людей в Выгнанку. Но они ведь сами решили жить на этой благодатной земле…

Фото автора

1205

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров