Зараженные радиацией морепродукты не проникнут в Украину — Госветконтроль
После того как в рыбе у берегов Японии обнаружили повышенное содержание радиоактивного цезия, предположения о том, что по пищевой цепочке радиация распространится по всему миру, уже не выглядят безосновательными. То есть со временем «светящаяся» рыбка может попасть на стол любого жителя планеты, в том числе и украинца.
Хотя официальные органы власти утверждают, что на границе проводится строгий радиологический контроль, пессимисты считают: наши контрабандисты обойдут любой «кордон». Неужели нам придется отказаться от любимых креветок, крабов, сельди иваси и тунца?
Икра и личинки морских организмов очень чувствительны к радиации. А сейчас у многих рыб пора нереста
Впервые после взрывов на японской атомной электростанции «Фукусима-1» в мальках, выловленных у берегов города Китаибараки префектуры Ибараки, был выявлен радиоактивный йод (около 4080 Беккерелей на килограмм), сообщило министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения Японии. Хотя японское правительство не установило еще для йода-131 предельно допустимый уровень в рыбе, ее отгрузки все же были запрещены, поскольку радиация в два раза превышала норму для овощей (2000 Беккерелей на килограмм продукта).
Кроме того, на один килограмм выловленных мальков песчанки северной приходилось 526 Беккерелей цезия (при норме 500 Беккерелей). Власти Ибараки призвали население воздержаться от употребления песчанки северной в пищу и запретили рыбную ловлю в этих местах.
Радиацию в рыбе обнаружили после того, как после разрушительного землетрясения и цунами 11 марта 2011 года на атомной электростанции «Фукусима-1» произошло несколько взрывов и в Тихий океан начали сливать радиоактивные воды. Ситуация на станции до сих пор не стабилизировалась. Радиацию обнаружили в водопроводной воде в Токио, в молоке и 11 видах овощей, среди которых шпинат, брокколи, цветная капуста. А в начале апреля «фонить» стала и морская рыба.
— Сначала радиоактивные частицы поглощает планктон, затем его поедает мелкая рыба, которой кормится рыба покрупнее, — объясняет профессор радиологии университета Каназавы Масайоси Ямамото. — Получается, что после заражения мелких рыб стоит ожидать опасности и от морских хищников.
Директор исследовательской лаборатории Lehman College Джозеф Рахлин рассказал National Geographic: главная опасность заключается в том, что радиация может изменить генетический код животных и повлиять на их размножение. Ведь икра и личинки морских организмов очень чувствительны к радиации. А сейчас у многих рыб пора нереста.
Тем не менее о полной безопасности рыбы одними из первых заявили россияне, ведь рыболовецкий промысел, особенно дальневосточный, оказался под угрозой. Заведующий отделом прикладной экологии Сахалинского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии Евгений Фролов заявил: «Опасения населения по поводу поставок с Дальнего Востока на рынок рыбы с превышенным радиационным фоном совершенно необоснованны. Если на «Фукусиме» произойдет худший сценарий, тогда будет смысл обратить внимание на горбушу, которую начнут вылавливать наши рыбаки летом, проверять ее на содержание радионуклидов».
В пресс-службе Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра объявили, что основные районы рыбного промысла на Дальнем Востоке — в Охотском, Беринговом и Японском морях — не затронуты радиацией, промысел идет в обычном режиме, а район вблизи Японии обезопасят активные течения. И рекомендуют для профилактики активнее есть… морскую капусту, поскольку она прошлогодняя. Любителям этого йодосодержащего морепродукта на будущее следует учесть: заготавливают морскую капусту летом, поэтому лучше запастись сухой и консервированной капустой «урожая» 2010 года.
Зараженная японская рыба сейчас вряд ли окажется на наших прилавках — настолько свежих поставок в Украину попросту не бывает. По крайней мере, массовых. Сейчас мы покупаем рыбу еще из дофукусимских запасов. А вот через месяц-два к морепродуктам надо будет относиться осторожнее.
«Для Украины влияние японской аварии, по сравнению с Чернобылем, практически нулевое»
— Рыба, как и все другие живые организмы, накапливает в себе йод-131 и в меньшей степени цезий-137, — рассказал «ФАКТАМ» заведующий отделением радиационной и химической биологии Института биологии южных морей НАН Украины Сергей Гулин. — Сейчас мы контролируем общий гамма-фон, содержание радиации в воде, воздухе, водорослях и пока аномалий в Черном море не выявили. Но это предварительные данные.
Для Украины влияние японской аварии по сравнению с Чернобылем практически нулевое. Пока существует ядерная энергетика, любая работающая планово ядерная станция все равно будет чуть-чуть подтравливать в воздух йод-131. Но это количество настолько ничтожно мало по сравнению с природным радиоактивным фоном, что не стоит об этом даже говорить. Чтобы до нас «донесло» японскую радиацию, ей нужно пройти через Тихий океан, всю Северную Америку, где американцы давно бы уже забили тревогу, ведь радиометрический контроль у них налажен на высоком уровне. Потом радиации нужно пройти Атлантический океан и всю Европу. А со стороны Востока ее фиксируют российские станции. Поэтому к тем цифрам, которые периодически мелькают в СМИ, надо относиться как к фоновым значениям. По крайней мере сейчас.
В Чернобыле был взрыв действующего реактора. И край радиационного следа от той аварии был зафиксирован на Западе в пределах 2,5 тысячи километров. А в Японии, которая находится гораздо дальше, все четыре реактора заглушены.
- Тем не менее радиоактивная вода сливается в океан. И неизвестно, где она окажется из-за мощных течений и к чему это в итоге приведет. Уже сообщают, что приостановлен вылов дальневосточной рыбы в России.
— Правильная мера перестраховки. Потому что это единое море, и течение Куросио может занести радиацию куда угодно. Я только что вернулся с конференции МАГАТЭ, где заместитель генерального директора этого агентства сообщал: в месте утечки радиоактивной воды в море зафиксирован высокий уровень радиации, но уже в 30 километрах от станции, где находится постоянная точка наблюдения, опасность не фиксируется. Представляете, какое разбавление идет в океане! Конечно, совершенно успокаиваться не стоит, потому что контрабандой в страну могут завезти что угодно. Но и нагнетать не надо. Оснований говорить о катастрофическом положении вещей нет.
- Вы достаточно давно ведете свои наблюдения, после Чернобыльской аварии прошло уже 25 лет. Какое влияние на подводный мир Черного моря оказала ядерная катастрофа на ЧАЭС?
— Уже более десяти лет содержание чернобыльских радионуклидов во всех основных морских организмах, в том числе долгоживущих, снизилось до уровня ниже доаварийного. Но это касается только черноморского региона. Потому что в то же Ирландское море до сих пор сливают радиоактивные отходы (английский завод по переработке ядерного топлива находится в городе Виндскейле на северо-западном побережье Великобритании. — Авт.), и какие изменения происходят там, сложно судить. Но я не буду призывать людей не покупать рыбу. Если кто-то страдает радиофобией, может купить себе индивидуальный дозиметр и ходить с ним в магазин или на рынок. На мой взгляд, это единственный надежный выход.
Ученые не рекомендуют, какую рыбу лучше не есть, а лишь подтверждают: рыба однозначно накапливает тяжелые металлы (такие как ртуть) и пестициды. Особенно это касается придонных морских жителей — крабов, моллюсков, кальмаров, а также жирных сортов рыб и икры. С радиацией все сложнее. Однозначно никто не посоветует: мол, не ешьте сайру или минтай. По логике вещей тунец, который живет дольше лососевых рыб, наберет и больше вредных веществ. Значит, горбуша, кета, кижуч, нерка, форель могут считаться относительно чистыми.
Рыбе невозможно запретить мигрировать — выловить ее могут и в Китае, и в Индонезии, и в России
— После Чернобыльской катастрофы радиационный контроль у нас лучше, чем во многих европейских странах и США, — заверил «ФАКТЫ» пресс-секретарь Государственного комитета ветеринарной медицины Анатолий Осадчий. - Оборудования хватает. Вся продукция, поступающая из других стран, подвергается лабораторному исследованию, в том числе радиологическому контролю. К нам в основном завозятся рыба и рыбная продукция из Скандинавии, Китая, Индокитая. Россия сейчас закрыла свое восточное побережье, и оттуда легально ничего не поступает (это не подтверждается официальным заявлением Росрыболовства. — Авт.).
По словам Анатолия Осадчего, любая рыба и морепродукты из-за рубежа поступают в порт назначения (в основном в Одессу, частично — в Керчь и Феодосию), где таможенники и пограничники проверяют груз на наличие ветеринарных документов страны-отправителя. Далее нерастаможенный груз направляется к получателю — в область, где на специальных складах-холодильниках берут пробы для лабораторного исследования. Кроме ветеринарного сертификата страны-отправителя, выдается ветеринарный вывод-исследование. Так проверяется каждая прибывающая в Украину партия продуктов. Чтобы лабораторно установить наличие или отсутствие радиации, частичка пробной продукции сжигается, потом производится спектральный анализ сгоревших остатков, который и показывает: есть или нет тяжелые металлы или радионуклиды.
Заместитель главы Государственного комитета ветеринарной медицины Украины Виталий Башинский заверил: после 11 марта ни один килограмм подконтрольной комитету продукции из Японии не поступал. С 28 марта каждая партия продукции, пересекающей нашу границу, подлежит углубленному радиологическому контролю на цезий и стронций. В прошлом году из Японии в Украину ввезли около 300 тысяч тонн рыбы, ракоподобных, моллюсков, а за первые два месяца 2011 года — всего 52 тонны. Япония поставляет в Украину, кроме морепродуктов, продукцию из зерна, но ее доля не превышает одного процента от общего количества зернопродуктов.
На вопрос, представляют ли опасность морепродукты со всего дальневосточного побережья, Виталий Башинский ответил: «Если мы посмотрим на карту морских течений, то увидим, что вода от японского побережья разносится практически по всему миру. В ходе ее распространения по Мировому океану концентрация радиоактивного загрязнения уменьшается». По его словам, в нейтральных водах право вылова рыбы имеет большое число судов, в том числе и под украинским флагом. После разгрузки в украинских портах или в портах ЕС рыба обязательно проходит радиологический контроль. Это сейчас касается практически всего вылова. Пока превышения уровня радиации не зафиксировано, хотя раньше подобные случаи были. Но это в основном касалось продуктов, привезенных селянами на стихийные рынки из Украины, России и Белоруссии — то есть с территорий, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС. Чаще всего, по словам Виталия Башинского, превышение норм фиксируется в сушеных грибах.
Кстати, недавно представители Гринписа заявили, что последние два года в Украине вообще не ведется радиологический контроль пищевых продуктов. Однако Виталий Башинский опровергает это и заверяет: на рынках проверяется каждая партия продуктов. Кроме того, любой желающий может сам проверить привезенную продукцию в лаборатории бесплатно. Правда, речь шла об официальных, а не стихийных рынках.
Если на рынок или в магазин можно заявиться с дозиметром, то в ресторане или суши-баре это будет выглядеть, мягко говоря, странновато. Тем не менее, как доказывает опыт, узнать, откуда рыба «приплывает» в ресторан, может далеко не каждый потребитель. «ФАКТЫ» писали, как трудно добыть такие сведения в самых популярных сетях украинских суши-баров и ресторанов. Ни в «Якитории», ни в «Сушии» нам этого узнать не удалось. Зато в «Японахате» «ФАКТАМ» сразу же сообщили: «У нас прямые поставки: рыба — по большей части из Японии, лосось — из Норвегии, креветки — из Таиланда… Основная масса заказывается через определенные фирмы в США и доставляется самолетом». Эту информацию нам предоставили в декабре прошлого года, до аварии на японской атомной станции. А вот что на днях сообщил руководитель отдела маркетинга сети суши-баров «Японахата» Виталий Каленик:
— Мы используем разнообразные сорта рыб, в основном эта рыба морского и океанического происхождения. В первую очередь, это лосось, тунец, угорь, окунь.
- Откуда завозится эта рыба и морепродукты?
— Многие думают, что все японские блюда производятся только из продуктов и ингредиентов, произведенных в Японии. На самом же деле не так. Япония — маленькая страна, она даже себя с трудом обеспечивает продовольственными товарами. В основном наши поставщики находятся в США, Европе, России, Китае и Корее.
- Проходит ли сырье радиологический контроль, и если да, то какие документы подтверждают безопасность рыбы?
— Насколько мне известно, вся рыба поставляется согласно государственным нормам и правилам. Поставщик гарантирует качество продукции сертификатом. На границах уже ужесточен радиологический контроль. Поэтому, учитывая неяпонское происхождение рыбы, контроль поставщиками и государственный контроль, вероятность использования радиоактивной рыбы в нашей сети можно считать ничтожной. Мы работаем с проверенными поставщиками, в качестве продуктов которых уверены.
Есть суши и тихоокеанскую рыбку, выловленную после 11 марта или довольствоваться консервами, решать каждому самостоятельно. Но надо учитывать, что если период полураспада радиоактивного йода составляет всего восемь дней и он не успеет нанести значительного урона экосистеме океана, то утечка плутония чревата большими проблемами.
В такой ситуации очевидно, что рыбе невозможно запретить мигрировать — выловить ее могут и в Китае, и в Индонезии, и в России, откуда к нам морепродукты завозятся весьма активно — как легально, так и контрабандой.
3153Читайте нас в Facebook