«За десять дней я пробежал больше 1100 километров, отводя на сон полтора часа в сутки»
- В десятисуточном забеге, который проводится в Нью-Йорке каждую весну, я участвовал в третий раз, — говорит ультрамарафонец из Винницы 46-летний Юрий Тростенюк. — Два года назад занял седьмое место, в прошлом году — третье, а в нынешнем стал победителем. Добиться этого помогло и то, что спал всего по полтора часа в сутки — с полуночи до полвторого ночи. При этом будильник оказался ненужным предметом — я открывал глаза еще до того, как он начинал звонить. Лишь один раз, когда на улице лило как из ведра, проспал целых 120 минут! Но, несмотря на кошмарную погоду, я вышел на дистанцию. Ливни продолжались четверо суток. Выпала месячная норма осадков! Дождь начался вечером, причем настолько сильный, что всего за несколько часов вышло из берегов озеро, расположенное в парке, по дорожкам которого мы наматывали круги. Затопило трассу. Вымокшие до нитки, по щиколотки в воде, некоторые из марафонцев, в том числе и я, продолжали бежать. Организаторы устанавливали навесы, под которыми можно было отдохнуть. Однажды во время ливня заскочил туда на минутку, и находившиеся там мужики удивлялись, мол, тебя не останавливает ни ливень, ни мокрая одежда. Вот тут особенно пригодились навыки мобилизации возможностей организма, которыми пользуются все участники этого забега. Главный наш секрет — положительный психологический настрой. На столь экстремальных соревнованиях это оказывается на удивление эффективным. Ты гонишь от себя раздражение, мысли об усталости, думаешь о хорошем, говоришь ободряющие слова бегущим рядом, а они, в свою очередь, поддерживают тебя.
«Ел и пил по 70-80 раз в сутки»
- По скольку часов в сутки вы бежали?
- По 21-му. Через каждые четыре часа делал привал на 15 минут. В предыдущие годы во время перерывов пользовался услугами массажиста, но это отнимало много времени. Мне посоветовали, как обходиться без массажа: идешь в палатку, укладываешься на жесткий топчан и закидываешь ноги на возвышение. Бежать после этого становилось легче. Так я поступал в нынешнем году, экономя драгоценные минуты. В таком же положении спал, подняв ноги на невысокий стульчик.
- Что снилось?
- Бег. Закрывал глаза — и видел себя, других спортсменов, словно со стороны. Знаете, очень важным был третий день забега. Давно замечено, что он, как правило, самый трудный. Если выдержишь третьи сутки, то наверняка не сойдешь с дистанции до конца пробега. Тут важно не поддаться искушению соревноваться с соперниками. Вздумается тебе кого-то догонять, обгонять — пиши пропало, ведь организм не выдержит, быстро выдохнешься, сломаешься психологически. Так произошло с несколькими марафонцами, которые участвовали в этих состязаниях впервые. Они стали ускоряться и через какое-то время у них не осталось сил бежать. А я намеренно не интересовался тем, кто на каком месте идет. Помогало то, что не владею английским. Объявлений, звучавших из громкоговорителя, не понимал, а на табло заставлял себя не смотреть.
- А как вы ели, пили? На ходу?
- Конечно! Возле трассы пробега работала кухня для участников соревнований. Среди поваров были украинцы, так что готовили даже борщ. Однако ни одного мясного блюда в меню не было. Дело в том, что десятисуточный ультрамарафон не одолеешь, питаясь мясом. Ведь на его переваривание требуется много энергии, поэтому бежать при таком рационе не получается. На трассе мы ели много фруктов и овощей — курагу, изюм, ананасы, яблоки, апельсины, грейпфруты, орехи Все было разложено на столах. На одном кругу — его протяженность одна миля (1,6 километра) — брал что-нибудь из съестного, на следующем — граммов 50-70 чистой питьевой воды. Если не пить с такой периодичностью, мышцы и сухожилия быстро утратят эластичность. Кстати, если ты выпил стакан сока, то все равно должен пригубить воды. Кроме овощей и фруктов, нам предлагали полноценные завтрак, обед и ужин. Часто первое готовили с морскими водорослями, ведь они богаты минералами. На второе получали пюре из картофеля, различные каши, салаты. Опять же все это съедалось на ходу. У некоторых участников были помощники, которые раскладывали своим спортсменам еду в маленькие стаканчики — мини-дозами удобнее съедать обед. Я приехал без помощника, поэтому просто брал в тарелку небольшие порции. Ведь переедание моментально сказывается на тонусе — теряешь энергию. Набрав еды, переходил на шаг (это не запрещается), «расправлялся» с пищей за пару минут, а затем вновь продолжал бежать. Получалось, что за сутки ел и пил по 70-80 раз. Обязательно принимал витамины и минералы, что позволяло поддерживать мышцы, кости, восполнять потерю соли.
«Участие в ультрамарафоне обошлось мне больше тысячи долларов»
- К врачам обращаться не приходилось?
- К сожалению, наступали моменты, когда покидали силы. Сознание — как в тумане. Тогда шел к специалисту. Он минут пятнадцать нажимал на определенные точки на теле, давал какой-то препарат, приготовленный из трав. Следующие сутки я бежал так же легко, как в первый день. Врач-костоправ высокой квалификации помог мне с проблемой неприятных ощущений в позвоночнике. Отдельной платы за эти услуги с нас не брали. Мы сразу заплатили по 600 долларов за участие в забеге и больше с нас не требовали ни цента. Еще одна существенная статья расходов — авиабилеты. Если лететь из Киева, они обойдутся в 700 долларов в оба конца. Я добирался через Москву. Там стоимость билетов — 500 долларов. Так что участие в ультрамарафоне обошлось в тысячу сто условных единиц. На жизнь зарабатываю небольшим бизнесом, поэтому могу себе позволить такие траты.
- Сколько пар кроссовок износили?
- У меня было четыре пары кроссовок, десять футболок (по одной на каждый день), комплект носков. Кроссовки я покупаю в Америке по 40-60 долларов. Они отличного качества. Например, рассчитанные на 1000 километров пробега, изнашиваются только после двух-трех тысяч.
- Сильно похудели за время пробега?
- Не знаю, не взвешивался. Судя по тому, как сейчас сидит на мне одежда, сбросил килограммов пять. Благодаря этому стал чувствовать себя бодрее. За десять дней пробежал больше 1100 километров — по 111 в сутки. Раньше после продолжительных забегов нужно было восстанавливаться. Я переживал внутреннюю опустошенность, усталость, вялость, боли во всем теле. Теперь же ничего подобного нет — организм привык к сверхнагрузкам.
Первые пять мест в этом году выиграли украинцы. Всего же в соревнованиях участвовали сорок спортсменов со всего мира. Одновременно с десятидневным проводился шестисуточный забег. В нем тоже победил наш легкоатлет 38-летний Владимир Балацкий из Донецка. А киевлянка Светлана Самарина заняла в шестисуточном забеге второе место. Соревнования организовала марафонская команда индийского спортсмена и философа Шри Чинмоя, который создал собственную методику мобилизации скрытых возможностей человека.
Бегом я увлекся десять лет назад, когда занялся моржеванием. До озера мне нужно добираться через лес километров десять. Вот я и решил преодолевать эту дистанцию бегом. Каждый день в любую погоду совершаю забеги и заплывы. А ведь в молодости, когда проходил срочную службу в армии, шестикилометровый кросс был для меня тяжелым испытанием.
Большие дистанции начал осваивать с участия в марафоне (42 километра 195 метров). Затем решился на суточный забег, который ежегодно проводится в Киеве. Признаться, выдержать его оказалось невероятно тяжело, особенно последние 12 часов. Ужасно хотелось спать. Затем во время многодневных соревнований научился обходиться вначале тремя-четырьмя, а теперь и полутора часами сна. При этом чувствую себя отдохнувшим, бодрым. Обычно же сплю, как и все люди, — по семь-восемь часов. Любовь к занятиям бегом пытаюсь привить сыну-старшекласснику. А еще мечтаю преодолеть самый протяженный ультрамарафон в мире дистанцией 5000 километров, который тоже проводится в Нью-Йорке, причем летом, в тридцатиградусную жару. В этом забеге уже несколько лет участвует киевлянин Олег Лебедев.
1070Читайте нас в Facebook