В «Киевглавархитектуре» на днях намеревались объявить результаты блицконкурса на лучшую концепцию будущего музейного комплекса на месте Десятинной церкви, первого христианского храма Киевской Руси. Его построил князь Владимир Креститель 1015 лет назад, а разрушили монголо-татары. Председатель жюри конкурса, главный архитектор Киева Сергей Целовальник, удивил заявлением, что… он не знает, какая работа победила. Ясность внесла член жюри архитектор Лариса Скорик.
*Жюри рассмотрело девять концепций. Некоторые из них предусматривают строительство на Старокиевской горе монументальной церкви
— Большинством голосов был выбран проект, предусматривающий возведение маленькой часовенки, но «влиятельные силы» хотят, чтобы был построен большой храм, — поясняет Лариса Скорик. — В угоду им и было сорвано объявление результатов голосования. В заседании участвовали 13 человек из 15. Этого количества вполне достаточно, чтобы принять решение. Формально голосование проходило тайно, но мы не скрывали друг от друга своих взглядов и знали, кто за что проголосовал. Счетная комиссия должна была объявить итоги голосования. Однако ее члены преподнесли сюрприз: заявили, что нужно получить голос одного из отсутствующих коллег, и отказались сообщить итоги голосования. Мы потом все же вскрыли конверт с бюллетенями и точно узнали, что победила концепция, предусматривающая строительство часовенки, а не грандиозного храма. Этим и объясняется, мягко говоря, своеобразное поведение двоих членов счетной комиссии (они чиновники) — им не доставало одного голоса, чтобы счет между обоими ключевыми проектами стал равным. Мы три часа ждали коллегу, голос которого так понадобился счетной комиссии, но он не явился. Нашему председателю Сергею Целовальнику (Сергей Анатольевич против строительства большого храма. — Авт.) кто-то позвонил и заявил, что предает его анафеме. Прямо мракобесие какое-то!
— Кто вас «проклял»? — спрашиваем у председателя жюри конкурса.
— Не знаю, — отвечает главный архитектор Киева Сергей Целовальник. — Номер высветился на моем мобильном, но кому он принадлежит, неизвестно. Знаете, раньше я был атеистом, а сейчас постепенно прихожу к вере.
— Поскольку счетная комиссия настаивала, чтобы проголосовал один из отсутствующих, то председатель решил разыскать и второго, ведь на заседание не явились двое, — продолжает Лариса Скорик. — Сергей Анатольевич поехал к нему в клинику. Заболевший заявил председателю, что доверяет свой голос члену нашего жюри Глебу Ивакину (заместителю директора Института археологии Национальной академии наук Украины. — Авт.), который против возведения монументального сооружения.
Заметим, кстати, что на пресс-конференцию не пришел ни один из тех, кто голосовал за строительство большой церкви.
— Я решил добиться, чтобы в четверг, 19 мая, собрались все 15 членов жюри и мы проголосовали еще раз, но уже не тайно, а открыто, — рассказывает Сергей Целовальник. — На конкурс представлены девять работ. Имен их авторов мы не знаем. Напомню, что конкурс проводится в соответствии с решением Кабинета министров Украины в связи с тем, что рухнул павильон, укрывавший место раскопок фундамента Десятинной церкви (расположен на Старокиевской горе, где был детинец — административный центр — Киева VIII-IX веков. — Авт.). Концепция проведения работ на этой территории должна предусматривать музеефикацию того, что сохранилось с древних времен, доступность памятника истории для широкой публики (посмотреть есть на что — там найдено более трех с половиной тысяч предметов старины, в том числе самый богатый клад времен Киевской Руси из когда-либо обнаруженных. — Авт.), возможность продолжения археологических раскопок, проведения религиозных служб и протокольных мероприятий.
Я против возведения на этом месте такой же большой церкви, какой была Десятинная, хотя бы потому, что для нее нет места. Ведь речь идет о храме шириной 40 и длиной 60 метров. Он уткнется в расположенные рядом здания. Вокруг любого сооружения должно быть хоть минимум свободного места. Для крупного собора простора там ныне нет. К тому же он будет визуально конкурировать с находящимся рядом шедевром Растрелли Андреевской церковью. Я не говорю уже о том, на чем постоянно акцентируют внимание коллеги — никто не знает, какой вид имела Десятинная церковь, поэтому воссоздать ее невозможно. К тому же Старокиевская гора и без того перегружена зданиями (Музей истории Украины стоит на самом ее краю. — Авт.).
— Идея строительства нового храма на этой территории противоречит как международным обязательствам нашей страны перед ЮНЕСКО, так и украинскому законодательству, — заявляет член жюри доктор исторических наук Глеб Ивакин. — Понятно, что за возведение там монументального храма ратуют определенные религиозные круги. К сожалению, приходится констатировать, что уровень цивилизованности представителей конфессий, причем не только православных, в Украине оставляет желать лучшего. Поэтому недопустимо отдавать им на откуп решение судьбы объектов, имеющих общенациональное значение. Показательный пример тому церковь Богородицы Пирогощей на киевском Подоле. Она отстроена над фундаментом XII века. В нижней ее части создан музей с древними экспонатами. Но кто их видит? Свободного доступа нет. Даже мы, археологи, не знаем, что с экспозицией, в каком она состоянии.
— Директор Института археологии Национальной академии наук Украины академик Петр Толочко является советником патриарха Кирилла, — говорит Лариса Скорик. — Насколько я знаю, Петр Петрович говорил с патриархом о Десятинной церкви. Кирилл считает, что если специалисты против ее воссоздания, то церковь настаивать не станет. Получается, что есть церковь, а есть церковники, которые лоббируют идею большого храма.
— Их поддерживают большинство чиновников, входящих в жюри по Десятинной, — высказывает свое мнение глава комиссии Киевсовета по культуре Александр Бригинец.
— Уверена, что перед повторным голосованием 19 мая на членов жюри будут давить, чтобы заставить принять «нужное» решение, — считает Лариса Скорик. — Поэтому я, скорее всего, не приду на это заседание.
1349Читайте нас в Facebook