ПОИСК
Житейские истории

Чтобы спасти жизнь пенсионеру, его дочь убила озверевшего старшего брата

11:08 3 июня 2011
нож
К трагедии во Львове, по мнению правоохранителей, привел многолетний семейный конфликт

В одной из квартир дома на улице Владимира Великого, как свидетельствует милицейский протокол, между членами семьи возникла ссора, переросшая в драку. 24-летняя Жанна (имена действующих лиц изменены) схватила кухонный нож и нанесла им несколько ранений в спину своему родному брату — 41-летнему Олегу. Потерпевший скончался в карете скорой помощи. Возбуждено уголовное дело.

«Олег заставлял сестру по нескольку раз в день покупать ему водку и сигареты»

В то, что Жанна убила человека, тем более родного брата, никто из соседей не верит до сих пор…

 — Что за глупости вы говорите! — возмущенно машет руками соседка Валентина Ивановна. — Я их семью хорошо знаю. Жанночка — замечательная девушка, вежливая, добрая, всегда готова помочь. Она по специальности медицинский работник, может и укол сделать, и давление померить. Никогда никому не откажет! А вдруг там просто несчастный случай произошел? Знаете, держишь в руке нож, а тут другой человек на него натыкается… по неосторожности. Надо во всем хорошо разобраться!

 — Не могла Жанна убить человека! — вторит другой сосед, Николай. — Не поверю! Девушка она спокойная, о стареньких и больных родителях заботилась. Вот если бы я такое об Олеге, ее брате, услышал, то поверил бы. Конченый был человек. Несколько раз сидел в тюрьме, а в последнее время спился совсем. Живут они все вместе в однокомнатной квартире, стены тонкие, так что всегда было слышно, как Олег бил и оскорблял родителей и сестру. Есть у них еще и старший брат — хороший мужик. Но он живет отдельно. Может, если бы он в этот день пришел к ним в гости, ничего не случилось бы…

РЕКЛАМА

 — К сожалению, произошла трагедия, — подтверждает заместитель начальника следственного управления львовского областного милицейского главка Богдан Гавенко. — В семье разгорелась очередная ссора, традиционно спровоцированная Олегом. Он начал драку, во время которой его сестра, защищая отца, нанесла обидчику смертельные ранения ножом.

«ФАКТЫ» попытались выяснить, как молодая девушка, о которой все говорят только хорошее, стала убийцей.

РЕКЛАМА

 — Родители у нас пенсионеры, а мама еще к тому же инвалид второй группы, — рассказывает Сергей, старший брат Жанны. — Они уже не могут за собой ухаживать. Вот Жанна и взвалила на свои плечи все домашнее хозяйство — покупала продукты в магазинах, готовила, убирала, стирала, лечила. По сути, содержала всех на свою скромную зарплату. Из-за этого сестренка не могла себе даже позволить лишнюю вещь купить. А Олег нигде не работал, несколько раз отсидел в колонии за наркотики. Водку пил регулярно, причем на деньги Жанны и родителей! И при этом абсолютно ничего в доме не делал. Он постоянно оскорблял отца, маму и сестру, даже бил. Когда я приходил к ним, то пытался успокоить брата, но безрезультатно. Он встречал меня нецензурной бранью и выгонял из квартиры. К сестре Олег относился очень плохо. По нескольку раз в день заставлял покупать ему водку и сигареты. Если она отказывалась, начинал избивать ее и родителей. Конечно, нужно было обратиться за защитой к правоохранителям, но отец до последнего надеялся, что Олег исправится.

Последний раз я был в родительской квартире дня за три до трагедии. Брат, как всегда, был пьян. Принялся поливать всех матом, кричать: «Да я тут вас всех порежу! Поубиваю!» Я начал его успокаивать, но он хлопнул дверью и куда-то ушел. А в день убийства мне позвонил отец: «У нас беда, срочно приходи!» Я не стал ни о чем его расспрашивать, подумал, что Олег опять что-нибудь натворил. Пришел домой, там родители мне все и рассказали…

РЕКЛАМА

«Сейчас возьму топор и порубаю тебя вместе с родителями!»

Отец и мать Жанны до сих пор не могут отойти от шока. В их маленькой квартирке необычно тихо, в воздухе чувствуется сильный запах валерьянки, на столе — кучка таблеток и баночки с микстурами.

 — Вот оно как все получилось — в один день потеряли и сына, и дочку, — вытирая слезы, растерянно разводит руками 68-летний Владимир Алексеевич, отец Жанны. — Хотя Олега мы потеряли давно. В этом, наверное, наша вина. Недосмотрели, как он связался с плохими людьми, стал преступником. Но это все же был наш сын! Поэтому и ждали его возвращения из колоний, надеялись, что исправится, возьмется за ум. У нас действительно все держалось на Жанночке. Она и по хозяйству хлопотала, и за нами ухаживала. Если бы не ее зарплата, не знаю, как мы на наши мизерные пенсии жили бы да еще лечились. Старший сын Сергей, конечно, тоже помогает как может. Но у него двое маленьких детей и жена безработная. А от Олега толку никакого, только водку пил каждый день. Жанна с ним постоянно конфликтовала. Он все время цеплялся к сестре, требовал у нее деньги на сигареты и алкоголь. И дочка давала. Боялась его сильно. Да и мы побаивались. Сын не только все время нецензурно нас всех оскорблял, но и бил.

В тот день дочка пораньше пришла с работы, принесла продукты, принялась готовить на кухне ужин. Мы с женой сидели в комнате, подвыпивший Олег спал на диване. Разбудил его зашедший приятель Виталий. Они вместе выпили на кухне бутылку водки, и Виталий ушел. И тут мы услышали, как на кухне кричит дочка. Жена пошла туда и привела в комнату заплаканную Жанну. Олег очень сильно ударил ее по голове. Дочку уложили на диван, а я отправился разбираться с сыном. Но он не стал меня слушать — начал материться, толкать. Демонстративно громко включил звук в телевизоре. Я сделал ему замечание, и сын тут же, нецензурно бранясь, бросился на меня — повалил на кровать, вытащил откуда-то кухонный нож. Руку с оружием мне удалось перехватить, но другой он принялся наносить мне сильные удары в голову. Мы упали на пол, нож, кажется, отлетел в сторону, и Олег начал меня душить. Уже как в тумане я почувствовал, что сын вдруг ослаб, одежда на его спине стала мокрой. А рядом увидел Жанну, которая держала в правой руке тот самый, но уже окровавленный нож. Дочка вся дрожала и рыдала навзрыд. Я по телефону вызвал «скорую» и милицию. Вот как все странно и страшно получилось. Дочка спасла мне жизнь, остановив моего озверевшего сына. И за это ее отправят в колонию с клеймом убийцы?

В ожидании окончания следствия и суда Жанна содержится в СИЗО. Владимир Алексеевич показывал мне фотографии дочери, но, по его словам, сейчас это совершенно другой человек — глаза потухшие, лицо осунувшееся, с первыми ранними морщинками. Девушка явно сломлена произошедшим.

 — С братом у нас отношения были нормальными, пока он трезв, — рассказывала на следствии Жанна. — Конфликты возникали, когда он напивался, а в последние пять лет у него это было обычное состояние. Олег превратил нашу жизнь в настоящий ад! Ломал, например, мне ребра, разбивал лицо. Но мы терпели. Родители все надеялись, что он образумится. Однако брат от своей безнаказанности сатанел все больше. В тот день я только-только пришла с продуктами из магазина, а он меня сразу же послал туда опять — купить ему сигарет и водки, хотя уже был подвыпившим. Что делать, сходила и принесла. Брат тут же выпил сам всю бутылку и улегся спать. Разбудил его сосед со второго этажа, они выпили еще, и гость ушел. Я зашла на кухню, чтобы разогреть всем ужин. И тут Олег ни с того ни с сего начал меня нецензурно оскорблять, кричать: «Сейчас возьму топор и порубаю тебя вместе с родителями!» Потом ударил в лицо так сильно, что я упала на пол под умывальник. Услышав мой крик, на кухню вбежала мама и отвела меня в комнату. А папа пошел успокаивать бушующего брата.

Сначала они кричали друг на друга, потом, уже в комнате, подрались. Олег повалил папу на кровать и принялся его избивать. В правой руке брата я увидела наш кухонный нож с красной пластиковой ручкой. Олег размахивал лезвием перед лицом отца и кричал, что сейчас его зарежет. Я испугалась за папу, побежала на кухню, взяла там металлический совок, вернулась и ударила им брата по затылку. Но это его не остановило, а разозлило еще больше. Схватил папу за горло двумя руками и принялся душить. Отец захрипел, я закричала: «Олег! Прекрати! Что ты делаешь?» Но он ни на что не реагировал, и я поняла — брат сейчас задушит папу. Тогда подняла нож с пола и нанесла три удара Олегу в спину. Даже не понимаю, как это произошло. Прямо с ножом в руках убежала в кухню. Мама меня ни о чем не спрашивала, молча забрала нож и положила его на полочку в серванте. А минут через пять прибежал папа: «Что ты наделала! В комнате полно крови, я вызвал «скорую». Слышала, как из комнаты доносились стоны и хрипы раненого брата. Но боялась к нему подойти. Потом меня забрали в милицию. Поверьте, у меня не было умысла убивать Олега! Я тогда очень испугалась за папу и, не думая, не контролируя своих действий, просто защищала его, спасала ему жизнь…

«Чаще всего потерпевшие сами провоцируют родственников на преступление»

 — В нынешнем году на территории Львовской области уже совершено 15 убийств и 90 процентов из них — на бытовой почве, — прокомментировал «ФАКТАМ» заместитель начальника львовского областного милицейского главка Валерий Канюка. — Как правило, они совершаются дома, в кругу семьи или гостей, и при раскрытии особой сложности не составляют. Такие конфликты созревают годами! И рано или поздно происходит взрыв эмоций и радикальных действий. Тогда в ход идет все, что попадается под руки, — кухонные ножи, охотничьи ружья, топоры, молотки, табуретки… Родители убивают детей, дети — родителей. При этом, что самое поразительное, подавляющее большинство таких убийц — нормальные люди, без каких-либо психических отклонений!

Я не хочу оправдывать убийство — никто не имеет права забирать жизнь у другого человека. Преступник должен понести наказание, это — однозначно. Но реальность показывает — потерпевшие (погибшие), как правило, чаще всего сами своими действиями провоцируют родственников на преступление. Порой в жизни складываются такие обстоятельства, когда происходит превышение границ необходимой самообороны. Мое личное мнение: при рассмотрении таких уголовных дел суд должен относиться к обвиняемому гуманнее, мягче. Рассматривать жизнь пострадавшего и обвиняемого за несколько лет и учитывать все причины, которые привели к трагедии. На мой взгляд, основная причина — недоработка социальных служб. Люди остались со своими проблемами один на один — безработица, нищета, болезни, алкоголь и наркотики. Общество, к сожалению, не оказывает людям действенной поддержки…

P.S. Материал подготовлен при содействии Центра общественных связей управления МВД во Львовской области.

679

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров