На ремонт полуторакилометровой харьковской улицы из госказны уйдет почти в 18 миллионов гривен
Хищения средств из государственного бюджета нечистоплотными чиновниками самого разного ранга уже давно стали настоящей бедой украинской экономики. На днях на это еще раз обратил внимание Президент Виктор Янукович. «Коррупция превратилась в Украине в способ существования бюрократического аппарата и является причиной масштабной тенизации экономики. Через коррупционные сделки в сфере государственных закупок от 10 до 15 процентов государственного бюджета оседает в карманах чиновников. Это 4-7 миллиардов долларов», — заявил глава государства на заседании Национального антикоррупционного комитета в среду и объявил о подписании ряда законов, направленных на борьбу с коррупцией.
О том, что в сфере государственных закупок происходят странные вещи, можно лишний раз убедиться, ознакомившись с результатами торгов в «Вестнике государственных закупок» на www.ua-tenders.com, или в печатном «Вестнике государственных тендеров» (www.ukrtender.com). С первого взгляда вызывает недоумение стоимость товаров и услуг, которые приобретаются государственными структурами за бюджетные деньги. Например, закупки нефтепродуктов. Зачастую топливо покупают по цене более высокой, чем в среднем по стране. Ответ на вопрос «Почему?» должны дать соответствующе органы. Ведь предметом тендерных закупок являются оптовые партии товара, что уже само по себе предполагает более низкие цены, чем в рознице. Да и государственным предприятиям, как говорится, сам Бог велел экономить средства налогоплательщиков, тем более в условиях кризиса. Кроме того, понятие тендер (от англ. tender — коммерческий конкурс) предполагает, что бюджетная организация имеет возможность выбора из нескольких поставщиков, а значит, может остановиться на наиболее выгодной для себя цене. Но если проанализировать результаты торгов, то складывается впечатление, что госпредприятия, приобретая товары и услуги, руководствуются принципом: чем дороже — тем лучше. В таком случае об экономии средств можно забыть.
Так, например, как сообщает «Вестник государственных закупок», прокуратура Днепропетровской области закупила бензин марки А-95 у предприятия «Авиас» по цене более 16 гривен за литр. Коммунальному предприятию «Тернопольтеплокоммунэнерго» повезло — оно выторговало топливо по 15 гривен. И это при том, что средняя стоимость литра бензина марки А-95 по Украине составляет порядка десяти гривен. Разница в «освоении» бюджетных средств, как говорится, налицо. Ведь речь идет не о десятках, а о тысячах литров, и дополнительная прибыль продавцов составляет значительные суммы.
В компании «Авиас» утверждают, что не продавали госструктурам бензин по завышенным ценам. «То, что мы выиграли тендер, еще не означает, что мы отпускаем бензин по этой цене. В договоре есть пункт, согласно которому мы продаем по рыночной цене», — цитирует «Украинская правда» руководителя «Авиас» Ивана Ращупкина. Представитель фирмы-нефтетрейдера обратил внимание на возможные неточности при публикации результатов тендерных торгов. «В информацию «Вестника госзакупок» вкралась ошибка, там указано меньшее количество литров, чем мы продаем. А средняя цена бензина на самом деле выходит 11 гривен за литр», — заявил директор «Авиаса». Как бы там ни было, объяснения должен давать не нефтетрейдер, а бюджетная организация, которая приобрела товар по явно завышенной цене.
Тем более что на украинском рынке нефтепродуктов есть из чего выбирать, не переплачивая бюджетных средств. Как это, например, сделало Министерство внутренних дел, закупив у компании «Континент Нефте Трейд» бензин А-95 по цене чуть больше 10 гривен за литр на сумму более 26 миллионов гривен.
Еще одной распространенной особенностью проведения государственных закупок является участие в них государственных чиновников разного ранга. Да, официально они, конечно, никакого отношения к проведению закупок не имеют. Но нет-нет, да и просочится информация, что предприятие, заключившее с бюджетными организациями солидную сделку на продажу своих товаров и услуг, имеет отношение к тому или иному чиновнику. Так, например, «Вестник государственных закупок» сообщает, что некая компания «Паркинг+» за ремонт в Харькове двух участков дороги общей длиной полтора километра (на улице Кирова и площади Восстания) получит свыше 18 миллионов гривен. По данным СМИ, бывший директор этой компании — один из высокопоставленных чиновников мэрии Харькова.
570Читайте нас в Facebook